ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИНВЕСТИЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Слово «стратегия» происходит от греческого «strategia», что означает «искусство ведения боя». Понятие «стратегия» было заимствовано экономической наукой у военной, в которой стратегия определялась как крупномасштабная военная компания, высшая область военного искусства. Отсюда наиболее эффективная система управления, построенная на базе разработки стратегических принципов, была впервые создана в армии.
Различные стратегии были описаны более двух с половиной тысячелетий назад в трактате военного теоретика Древнего Китая Сунь-цзы «Искусство войны». На «Искусстве войны» Сунь-цзы и «Книге пяти колец» Миямото Мусаси, знаменитого японского фехтовальщика, построен очень популярный метод ведения бизнеса путем так называемой корпоративной войны.
Компании разных стран постоянно исследуют и анализируют военные произведения для выявления того, что может быть использовано в качестве корпоративной стратегии. Например, на Тайване популярны книги о применении методов стратегии древности в бизнесе и даже на фондовом рынке. В США на базе военной доктрины и отраслевого анализа создана теория позиционирования. Таким образом, все новое – это всего лишь забытое старое. Кроме того, в наши дни часто говорят, что современный рынок – это поле битвы.
Теория стратегического управления была развита американскими исследователями бизнеса и консультационными фирмами. В число управленческих терминов стратегия вошла в 50-е годы прошлого столетия, когда перед менеджерами крупных американских компаний остро встала проблема своевременной реакции на быстро изменяющиеся условия внешней среды. В то время многие менеджеры, а также некоторые ученые сомневались в полезности нового понятия, поскольку в течение значительного промежутка времени американская промышленность успешно развивалась безо всякой стратегии.
С точки зрения компании стратегия представляет собой определенный образ действий, отражающий устойчивую линию поведения фирмы.
Система управления инвестиционной деятельностью определяет две основные группы функций дисциплины «инвестиционный менеджмент»:
· Функции инвестиционного менеджмента как управляющей системы (эти функции являются составной частью любой системы управления вне зависимости от вида деятельности предприятия, организационно-правовой формы, формы собственности и пр.). В теории управления их называют общими функциями.
· Функции инвестиционного менеджмента как специальной области управления (характер этих функций определяется конкретным объектом управления). Это специальные функции управления.
Рисунок 1
Основные функции инвестиционного менеджмента
Инвестиционный менеджмент как управляющая система характеризуется наличием определенных субъектов управления:
1. собственник предприятия (самостоятельно осуществляет функции инвестиционного менеджмента только на малых предприятиях, так как привлекать наемного работника нет необходимости);
2. инвестиционный менеджер широкого профиля (осуществляет общее руководство инвестиционной деятельностью);
3. функциональный менеджер (является узким специалистом, осуществляющий реализацию специальных функций управления в одной из сфер инвестиционной деятельности предприятия. Например, менеджер по управлению реальными инвестициями, финансовыми, по управлению риском и пр.).
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
В современных условиях все большее число предприятий осознают необходимость сознательного управления инвестиционной деятельностью на основе научной методологии и адаптации к общим целям развития предприятия.
Инвестиционная стратегия предприятия – система долгосрочных целей инвестиционной деятельности предприятия, определяемых общими задачами его развития и инвестиционной идеологией, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения.
То есть это своеобразный генеральный план действий в сфере инвестиционной деятельности, определяющий приоритетные направления и формы инвестиций, характер формирования инвестиционных ресурсов и последовательность этапов реализации долгосрочных инвестиционных целей.
Генеральный план действий включает определение следующих позиций:
1. перспективные направления инвестиционной деятельностью;
2. формы инвестиционной деятельности;
3. характер формирования инвестиционных ресурсов;
4. последовательность этапов реализации долгосрочных инвестиционных целей, т.е. разработка инвестиционной политики;
5. поддержание взаимоотношений с внешней инвестиционной средой.
Процесс разработки инвестиционной стратегии является важной частью общей системы стратегического управления (рис. 2).
Рисунок 2