для педагогов и родителей обучающихся




Памятка

 

ТИПЫОБУЧАЮЩИХСЯ

Существуют следующие психологические типы учащихся, на которых следует обращать внимание при подготовке и проведении ЕГЭ, ОГЭ:

- инфантильные дети;

- тревожные и неуверенные дети;

- перфекционисты и «отличники»;

- «Правополушарные» дети;

- дети-синтетики;

- дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации;

- астеничные дети;

- гипертимные дети;

- «Застревающие» дети;

- аудиалы и кинестетики.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ

1) Инфантильные дети

Краткая психологическая характеристика. Такие дети отли­чаются низким уровнем самоконтроля, волевых процессов. В ходе учебной деятельности они не могут сосредоточиться, не обладают сформированной познавательной мотивацией. Для них характерен внешний локус контроля.

Основные трудности, возникающие при сдаче экзаменов. Таким детям трудно заставить себя готовиться к экзамену. Им свойственна апелляция к «высшим си­лам» вместо опоры на собственные возможности. Они испы­тывают трудности с выделением главного, планированием и организацией своей деятельности. Помимо этого, у них отсут­ствует системность мышления.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Необходимо давать алгоритмы подго­товки в виде схем. Оптимальная стратегия подготовки для таких детей — начинать с трудного (пробелов), а потом переходить к знакомому. Важно разбить материал на короткие, легко выпол­нимые шаги и заканчивать работу на позитиве, не дожидаясь воз­никновения чувства отвращения. В монотонной деятельности не­обходимо находить ресурсы (прямая выгода, самопоощрение). Помогает также установление регламента времени.

Во время проведения пробного экзамена. Можно использовать перед началом экзамена формулы самовнушения («Я спокоен и собран»). Необходимо просмотреть все задания и выбрать те, которые кажутся наиболее легкими. При проверке полезно представить, что проверяешь чужую работу.

Рекомендации учителям и родителям. Если ребенок чем-то за­нят, не отвлекать его до того, как он завершит работу. Необходи­мо помогать структурировать время и создавать внешние опоры для этого. Следует также согласовать с ребенком систему поощрений.

2) Тревожные дети

Краткая психологическая характеристика. Для тревожных де­тей учебный процесс сопряжен с эмоциональным напряжени­ем. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.).

Каким образом можно распознать тревожного ребенка? Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправ­ляют написанное, причём это может и не вести к существенно­му улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Тре­вожные дети задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно ли они его поняли. При выполнении индивидуального задания они обычно про­сят учителя «посмотреть, правильно ли они сделали». Часто гры­зут ручки, теребят пальцы или волосы.

Основные трудности. Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Такому ребенку трудно контролировать своё эмоциональное со­стояние, отсюда возникают сложности с концентрацией. Наи­более трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Для тревожных детей особенно важ­но создание ситуации эмоционального комфорта на предэкза­менационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обста­новку, напоминая о серьёзности предстоящего экзамена и зна­чимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у де­тей этой категории приводит только к дезорганизации деятель­ности. Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощре­ние, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживаю­щие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике».

Необходимо научить ребёнка приемам саморегуляции, релак­сации, аутотренинга, обязательно познакомить его с процеду­рой ЕГЭ, ОГЭ, чтобы снять ситуацию неопределенности. Большое зна­чение будет иметь беседа с близким человеком, направленная на обеспечение эмоционально благоприятной обстановки.

Во время проведения пробного экзамена. Очень важно обеспе­чить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: по­смотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы гово­рит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один». Если ребенок об­ращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?», луч­ше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Нет сомнения, что ты всё делаешь правильно и у тебя всё получится».

Рекомендации учителям и родителям. Необходимо форми­ровать у учителей позитивное, адекватное отношение к ОГЭ, ЕГЭ. В качестве подготовки тревожных детей можно рекомендовать проведение открытых уроков с приглашением незнакомых лю­дей, а также советовать детям придерживаться определенного стиля поведения.

Родителям следует объяснить особенности детей, вести про­свещение родителей для создания адекватной оценки ОГЭ, ЕГЭ. Большое значение имеет благоприятный климат в семье.

3) Неуверенные дети

Краткая психологическая характеристика. Проблема таких де­тей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают за­труднения при необходимости самостоятельного выбора стра­тегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям (особенно при вы­полнении домашнего задания). Такие дети списывают не пото­му, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильнос­ти своих знаний и решений. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собственную точ­ку зрения. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

Основные трудности. Неуверенные дети испытывают затруд­нения во время любого экзамена, поскольку им сложно опи­раться только на собственные ресурсы и принимать самостоя­тельное решение. При сдаче Единого государственного экза­мена подобные дети испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных детей крайне сложна.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Очень важно, чтобы неуверенный ре­бенок получил положительный опыт принятия другими людь­ми его личного выбора. При работе с такими детьми необходи­мо воздерживаться от советов и рекомендаций (например: «Сна­чала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождать­ся, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»).

Во время проведения пробного экзамена. Неуверенного ре­бенка можно поддерживать простыми фразами, способству­ющими созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя все по­лучится», «Ты обязательно справишься». Если ребёнок никак не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнять следующее задание?» — и предложить ему альтерна­тиву: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала про­смотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?» Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько». Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания.

Рекомендации учителям и родителям. Очень важно разви­вать у неуверенного ребенка навык самостоятельной оценки своей работы. Например, полезно спрашивать его: «А что тебе самому понравилось в твоей работе?» Если ребенку трудно ответить на подобный вопрос, можно предложить ему оце­нить работу по нескольким критериям: по точности, скорос­ти и т.д.

Не стоит торопиться предлагать ребенку готовое решение или ответ. Напротив, лучше сначала поинтересоваться его мне­нием.

4) Перфекционисты и «отличники»

Краткая психологическая характеристика. Дети данной ка­тегории обычно отличаются высокой или очень высокой успе­ваемостью, ответственностью, организованностью, исполни­тельностью. Если они выполняют задание, то стремятся сде­лать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал. Перфекционисты очень чувствитель­ны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Всё, что они делают, должно быть замечено и получить соответству­ющую (естественно, высокую!) оценку. Для таких детей харак­терны очень высокий уровень притязаний и крайне неустой­чивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хоро­шо справляться с заданиями, а делать это блестяще.

Основные трудности. ОГЭ, ЕГЭ для данной категории детей — это тот самый случай, когда верной оказывается пословица «Луч­шее — враг хорошего». Им недостаточно выполнить минималь­но необходимый объем заданий, им нужно сделать всё, причем безошибочно. Ещё один возможный камень преткновения для них — это необходимость пропустить задание, если они не мо­гут с ним справиться. Они испытывают сильную тревогу, стре­мятся получить поддержку. Им также трудно контролировать своё эмоциональное состояние.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу меж­ду «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выпол­нять все задания. На предэкзаменационном этапе перфекционистам можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно бу­дет делать все подряд. Необходимо проинформировать таких детей о необходимом минимуме набранных баллов, помочь им расставить приоритеты и скорректировать ожидания. Необхо­димо также научить их планировать работу по времени.

Во время проведения пробного экзамена. Перфекционисту нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать её. Его можно спросить: «Какие задания ты решил сделать?» — и при необходимости тактично скорректировать его планы. В ходе экзамена можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе еще осталось?» — и помогать ему скорректиро­вать собственные ожидания («Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к сле­дующему заданию»).

Рекомендации учителям и родителям. Необходимо избегать сравнения с другими и помочь снизить субъективную значи­мость ОГЭ, ЕГЭ. Родителям важно помочь составить щадящий ре­жим дня и регулировать степень загруженности, а учителям — воздержаться от оценки и сравнения с другими. Важно помочь ребенку переключиться с эмоционального реагирования на планирование и сконцентрироваться на проверке.

5) Правополушарные дети

Краткая психологическая характеристика. Правополушарными называют детей, у которых доминирует правое полуша­рие. У них богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями.

Основные трудности, возникающие при сдаче экзаменов. Правополушарные дети могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно отвлечься от эмоционально-образ­ной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. Как правило, они хорошо справляются с гуманитарными предметами, испытывая сложно­сти с предметами естественно-научного и физико-математичес­кого циклов. Само по себе тестирование исключительно сложно для правополушарных детей, потому что оно предполагает вла­дение логическими конструкциями, фактами, требует умения анализировать и сопоставлять различные факты, то есть деятель­ность прохождения тестирования левополушарна по своей сути.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Важно предоставить ребенку инфор­мацию об особенностях его учебного стиля, помочь принять его и выработать индивидуальную стратегию деятельности. Чтобы учебный материал лучше усваивался, правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: ис­пользовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой тео­ретический материал необходимо проиллюстрировать приме­рами или картинками. Необходимо также использовать упраж­нения на снятие эмоционального напряжения.

Во время проведения пробного экзамена. Правополушарным детям имеет смысл пробовать свои силы не столько в простей­ших тестовых заданиях (типа А), сколько там, где требуется раз­вернутый ответ. Им это будет проще. Возможно, им стоит на­чинать именно с заданий В и С, а уже потом переходить к тес­там множественного выбора. До начала экзамена важно донес­ти до детей мысль о том, с каких заданий им разумнее будет начать, а во время экзамена напомнить им об этом. Кроме того, можно напомнить им о тех упражнениях, которые были освое­ны на этапе подготовки.

Рекомендации учителям и родителям. Необходимо проин­формировать родителей и учителей о сущности правополушарности, научить их активизировать образное мышление ребен­ка при подготовке к экзамену.

6) Дети-синтетики

Краткая психологическая характеристика. Синтетический, или глобальный, стиль деятельности характеризуется рядом ти­пичных моментов. Дети-синтетики опираются в большей сте­пени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.

Основные трудности. Синтетики часто испытывают трудно­сти с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки. Обычно таким детям трудно составлять планы или конспекты, некоторые из них со­ставляют план уже после того, как работа была написана. Син­тетики редко концентрируются на одной проблеме, им свой­ственно рассматривать её в широком контексте, во взаимосвя­зи с другими проблемами, соотносить полученные знания с личным опытом и мнениями других. При сдаче ОГЭ, ЕГЭ синтетики мо­гут испытывать затруднения, связанные с необходимостью ана­литической деятельности и оперирования конкретными фак­тами.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Очень важно развивать у синтетиков аналитические навыки, учитывая, что общий ход их деятель­ности — от общего к частному. При изучении каждой темы следует ее обобщить, выделить основные блоки и наполнить их конкретным содержанием. При работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом зада­нии: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь?

Во время проведения пробного экзамена. В начале работы син­тетикам стоит ознакомиться с материалом в целом: просмот­реть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержани­ем. Это поможет им сориентироваться. Синтетикам может по­мочь составление общего плана деятельности в самом начале работы. Кроме того, на экзамене им важно опираться на уме­ние выделять главное в каждом вопросе. «Сначала просмотри задания и подумай, в какой последовательности ты будешь их выполнять».

Рекомендации учителям и родителям. Рекомендации анало­гичны работе с правополушарными детьми: прежде всего, не­обходимо понять специфику познавательной деятельности син­тетика и развивать у него аналитические навыки.

7) Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации

Краткая психологическая характеристика. Обычно этих де­тей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». Как показывает практика, у них очень редко бывают истинные на­рушения внимания. Гораздо чаще «невнимательные» дети — это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться.

Основные трудности. ОГЭ, ЕГЭ требует очень высокой организо­ванности деятельности. Непроизвольные дети при общем вы­соком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать время.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими сред­ствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, кото­рое требуется для выполнения задания, составление списка не­обходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения), ли­нейка, указывающая на нужную строчку, и т.д.

Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», по­скольку это им недоступно.

Во время проведения пробного экзамена. Детям с недостаточно развитой произвольностью требуется помощь в самоорганиза­ции. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты сейчас что делаешь?» Возможно также использование внеш­них опор. Например, ребенок может составить план своей де­ятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то зада­ние, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы ученик научил­ся использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени.

Рекомендации учителям и родителям. Очень важно, чтобы взрослые не брали на себя целиком функцию организации деятельности такого ребенка. Если взрослый все время контроли­рует и организует ребенка, это не только не способствует раз­витию произвольности, а наоборот. Задача взрослых — стиму­лировать развитие самоконтроля ребенка. Например, лучше не давать прямых инструкций типа «Теперь пиши это» или «Не забыл тетрадь по математике положить?», а задавать вопросы, ответы на которые потребуют от ребенка навыков самооргани­зации: «Что нужно сделать теперь?», «Что ты сейчас будешь де­лать?», «Проверь, все ли учебники ты положил».

8) Астеничные дети

Краткая психологическая характеристика. Основная харак­теристика астеничных детей — высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельнос­ти и резко увеличивается количество ошибок.

Как правило, утомляемость связана с особенностями выс­шей нервной деятельности и имеет не столько чисто психоло­гическую, сколько неврологическую природу, поэтому возмож­ности ее коррекции крайне ограничены.

Основные трудности. ОГЭ, ЕГЭ требует высокой работоспособ­ности на протяжении достаточно длительного периода време­ни (3 часа). Поэтому у астеничных детей очень высока вероят­ность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требова­ний, которым ребенок не сможет соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется, просто таковы его инди­видуальные особенности.

Большое значение приобретает оптимальный режим под­готовки: чтобы ребенок не переутомлялся, ему необходимо де­лать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневро­лога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.

Во время проведения пробного экзамена. Следует иметь в виду, что астеничным детям требуется несколько перерывов, поэто­му их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятель­ность и на какое-то время останавливаются. Им по возможно­сти лучше организовать несколько коротких «перемен» (отпус­тить в туалет и т.п.).

Рекомендации учителям и родителям. Очень важно не срав­нивать ребенка с другими. В ситуации, когда налицо высокая утомляемость, необходимо проявить деликатность и тактич­ность. Ни в коем случае нельзя упрекать ребенка в лени или несобранности.

9) Гипертимные дети

Краткая психологическая характеристика. Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они импульсив­ны и порой несдержанны. Они быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать точ­ностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, тре­бующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высо­кой мобильности и переключаемости. Особенностью этой ка­тегории детей часто является также невысокая значимость учеб­ных достижений, сниженная учебная мотивация.

Основные трудности. Процедура ОГЭ, ЕГЭ требует высокой со­бранности, концентрации внимания, тщательности и аккурат­ности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимных детей. С другой стороны, такие дети, как правило, об­ладают хорошей переключаемостью, что помогает им справить­ся с экзаменационными заданиями.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись». Такой ребенок все равно будет работать в том тем­пе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у него функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по заверше­нии работы найти ошибки, самостоятельно проверить резуль­таты выполнения задания. Основной принцип, которым нуж­но руководствоваться гипертимным детям: «Сделал — проверь». Кроме того, необходимо создать у гипертимных детей ощуще­ние важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, ког­да нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное зна­чение имеют результаты ОГЭ, ЕГЭ.

Во время проведения пробного экзамена. Гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости са­моконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы возможность с кем-то общаться была для них минимальна.

Рекомендации учителям и родителям. Важно, чтобы в обще­нии с такими детьми взрослые мягко, но последовательно со­здавали ясные и четкие ограничения. При этом необходимо учи­тывать, что для гипертимных детей важны не рассуждения и до­воды, а реальный опыт. Поэтому стоит не увлекаться нотация­ми или объяснениями, а создать четкую организующую среду.

10) Застревающие дети

Краткая психологическая характеристика. Таких детей ха­рактеризует низкая подвижность, низкая лабильность психи­ческих функций. Они с трудом переключаются с одного зада­ния на другое. Застревающие дети основательны и зачастую медлительны. Еще одна их особенность заключается в том, что им требуется длительный ориентировочный период при выпол­нении каждого задания. Если таких учеников начинают торо­пить, темп их деятельности еще больше снижается.

Основные трудности. Процедура ОГЭ, ЕГЭ требует высокой мо­бильности: необходимо быстро переключаться с одного зада­ния на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может представлять трудность для застревающих детей.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Навык переключения внимания тре­нировать довольно сложно, но вполне реально научить ребен­ка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Можно, например, сказать ему: «Тебе нужно решить пять задач за час. Значит, на каждую зада­чу ты можешь потратить не более двенадцати минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключать­ся. Можно также заранее определить, сколько времени следует отвести на каждое задание на экзамене.

Во время проведения пробного экзамена. Задача взрослого — по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким де­тям переключаться на следующее задание, если они подолгу раз­думывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следую­щему заданию». Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.

Рекомендации учителям и родителям. Важно не просто под­сказывать застревающему ребенку, что нужно делать, но раз­вивать у него навыки переключения. Хорошо, если взрос­лый проговаривает с ребенком распределение времени, а затем тактично интересуется: «Удается ли тебе следовать плану?».

11) Аудиалы и кинестетики

Краткая психологическая характеристика. Известно, что у человека имеется три основных модальности восприятия: аудиальная (слуховая), визуальная (зрительная) и кинестетическая (тактильная). У каждого человека одна из этих модальностей является ведущей, определяющей доминирующий способ по­лучения и переработки информации. Обучение в школе обыч­но включает опору на все три модальности (устные рассказы, наглядные пособия, практические работы), что в целом позво­ляет усваивать программу детям всех трех групп.

Основные трудности. В отличие от традиционного экзаме­на, включающего аудиальные и кинестетические элементы (особенно если экзамен проводится устно), ОГЭ, ЕГЭ имеет исклю­чительно визуальную форму. Это облегчает задачу для визуалов, одновременно усложняя её для аудиалов и кинестетиков.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Необходимо, чтобы дети данных ка­тегорий осознали особенности своего учебного стиля, то есть смогли четко сформулировать для себя, как именно они лучше всего усваивают учебный материал, и воспользовались этим знанием при повторении учебного материала.

Во время проведения пробного экзамена. Аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух. (Чтобы это никому не мешало, стоит продумать, в какое место класса лучше посадить такого ребенка.) В случае затруд­нения можно рассказать им о том, в чем заключается суть зада­ния. Им не требуется помощь в решении, им нужно просто по­мочь осмыслить суть задания.

Кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом). Им также стоит раз­решить какую-то двигательную активность.

Рекомендации учителям и родителям. Необходимо совмест­но с детьми обсудить простые способы, которые они могут ис­пользовать во время подготовки и на экзамене.

Если во время проведения пробного экзамена выпускники получат необходимую поддержку, они будут более уверенно чув­ствовать себя в ситуации реального экзамена.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: