«С огнём играть опасно — это всем должно быть ясно»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.
Цель: освоение детьми первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений.
Программные задачи:
1. Познакомить детей с элементарными правилами пожарной безопасности.
2. Закрепить, какие бытовые приборы могут быть опасны в пожарном отношении и почему.
3. Научить детей ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать элементы обстановки с точки зрения «опасно - неопасно».
4. Дать детям представления о возникновении пожара в доме, о первичных средствах тушения (вода, песок, огнетушитель).
5. Закрепить с детьми знания о том, что огонь может приносить людям пользу и вред.
6. Воспитывать у детей чувство осторожности в обращении с электроприборами, огнём.
Предварительная работа: чтение произведений на противопожарную тематику С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Л. Толстой «Пожарные собаки», Т. Фетисова «Куда спешат пожарные машины», Б. Житков «Дым»; разгадывание загадок о пожарной опасности; просмотр и обсуждение плакатов с правилами пожарной безопасности, чтение пословиц и поговорок о пожаре, обсуждение их значения; беседы с детьми о мерах пожарной безопасности.
Оборудование: видеоматериал о современной противопожарной технике, картинки и загадки о противопожарных предметах, слайды о том, как человек приручил огонь, плакат «Правила поведения при пожаре», мягкие игрушки, четыре ящика, два игрушечных телефона, 4 корзины, 2 красных шара, 2 колокольчика, 2 каски, стойка, 2 дорожки, стол, магнитная доска, карточки-отгадки, медали.
Ход занятия:
Музыкальный зал оформлен по противопожарной тематике. Воспитатель и дети входят в музыкальный зал и становятся возле стульчиков.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья. Раздается стук в дверь. Воспитатель идет к двери и берет конверт, поднос и свечку.
Воспитатель: Таинственный гость прислал нам конверт с надписью «01»:
Ребята, как вы думаете, от кого это письмо?
Предположения детей
Воспитатель открывает конверт, в нем загадка.
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает.
Без зубов, а кусает.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем эта загадка?
Дети: Огонь.
Воспитатель зажигает свечу.
Воспитатель: Вот и Огонек, что пришел к нам в гости.
Послушайте внимательно стихотворение, которое читает ребенок……………
Огонь бывает разный –
Алый, синий, красный
И рыже-золотой,
И желто-голубой.
То ласковый, покорный,
То шустрый и проворный,
Огонь бывает тих,
Огонь бывает лих.
То тихо мерцает,
То жарко пылает.
Только вот мокрым
Огонь не бывает.
Воспитатель: Ребята, о чём стихотворение?
Дети: Об огне.
Воспитатель: Так какой же бывает огонь? Когда огонь является помощником?
Дети: Дает тепло и свет, на огне готовят пищу.
Воспитатель: Садитесь на стулья. А вы знаете, что когда-то давным-давно люди жили без света и огня. Они ложились спать с заходом солнца, а вставали с рассветом. А потом человек приручил огонь и смог даже в тёмное время заниматься разными делами (показ слайдов при рассказывании). Древние люди разжигали в пещере костер, и от него становилось теплее. А для того, чтобы освещать себе путь, люди придумали факелы. Это деревянная палка, на которой намотан кусок шкуры животного. Её макали в жир какого-нибудь животного и поджигали. Факелы освещали дорогу ночью и освещали темные своды пещер. Дикие звери боялись огня и не подходили близко к человеческому жилью. Так огонь не только стал согревать людей и дарить свет, но и охранял их. Ребята, но огнь не только может быть другом человека, он также может нести огромные разрушения и пожары.
Воспитатель: Друг огонь или враг зависит от человека. Взрослые умеют «договариваться» с огнем, ладить с ним. Но, бывают случаи, когда огонь попадает в руки детей, и тогда он показывает свой непредсказуемый характер. Из доброго слуги и помощника он может превратиться в огнедышащее чудовище, которое стремиться на волю, гуляет по квартирам и домам, лесам и полям. Тогда может возникнуть беда. А приносит ли огонь пользу человеку?
Предположения детей.
Подумайте, когда огонь бывает добрым, полезным, возможно даже ласковым?
Дети: В лесу можно погреться около костра, приготовить еду.
Воспитатель: Огонь – давний друг человека. Он обеспечивает человека теплом, светом, горячей пищей. Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать механизмы, запускает в небо ракеты, космические корабли. Он нужен в домах, детских садах, школах, на предприятиях, больницах.
А теперь давайте поиграем с вами в игру «Горит – не горит». Встаньте возле своих стульев. Я буду называть предметы, а вы, если этот предмет горит, будете поднимать руки верх и извиваться как огонь, а если не горит – надо присесть на корточки и обхватить руками колени.
Проводится игра. (Слова: бумага, ложка, тетрадь, стекло, мебель, дрова, камень, сухая трава, земля, одежда, шкаф, вода, книги, гвоздь, шторы, бензин и т. д.)
Воспитатель: А как называются люди, которые помогают тушить пожар?
Дети: Пожарные.
Воспитатель: Что вы знаете о пожарных?
Дети: Пожарный одет в специальный костюм, который не промокает и не горит в огне, ездят на специальной, пожарной машине, имеют специальные средства тушения пожара.
Воспитатель: Правильно, пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах - прочные и удобные сапоги. Для пожаров, связанных с электричеством, у пожарных есть специальные перчатки – краги, и специальная обувь – боты. Ведь при любых обстоятельствах пожарный бесстрашно идет в огонь!
Ребята, зачем пожарному каска?
Дети: Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет.
Воспитатель: Правильно. Тушить пожар нелегко и даже опасно. Пожарные бесстрашно пробираются в горящие здания, спасают людей. Тушить пожар на большой высоте им помогает пожарная лестница. Пожар тушат водой или специальной пеной.
Воспитатель: Молодцы! А теперь послушайте стихотворение о пожарных:
Называюсь я пожарным,
Укротителем огня.
Злой огонь и дым угарный
Отступают от меня.
Мы, пожарные, - герои!
Нам огонь послушен.
Если вспыхнет он порою-
Будет вмиг потушен!
Пусть ревет пожар, бушуя,
Как свечу его тушу я!
Для борьбы с огнем коварным
Я не зря зовусь пожарным!
Воспитатель: Молодцы. А вы знаете, что пожар тушат не только с помощью огнетушителя, песка и воды, но для этого используют специальную технику. Я предлагаю вам просмотреть видео о новейшей пожарной технике. На видео вы видите современный пожарный вездеход «Пурга», Он имеет хорошую проходимость к труднодоступным местам возгорания. На крыше вездехода расположена поворотная башенная установка, оснащенная системой комбинированного тушения пожаров (вода плюс пожаротушащий реагент).
Как вы думаете, какими качествами должен обладать пожарный?
Дети: Пожарный должен быть умным, смелым, отважным, сильным, храбрым, ловким…..
Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать юными пожарными?
Дети: Да.
Воспитатель: А для этого нам надо пройти серьёзное испытание! А сейчас предлагаю вам построиться в одну шеренгу. На первый и второй рассчитайся! Вторые шаг вперед. Теперь у нас получилось две команды.
1. Игра называется «Спасатели». Нам с вами нужно будет спасти животных зоопарка от пожара. Для выполнения задания каждая команда должна построиться в шеренгу. Нужно по цепочке передавать животных друг другу. Победит команда, которая быстрее это сделает.
Воспитатель: Молодцы с этим заданием справились. Я вижу, что физически обе команды готовы стать юными пожарными. Но юный пожарный не только сильный и смелый, но и обладает специальными знаниями. Вот их сейчас и проверим. А сейчас, ребята, я приглашаю капитанов команд. Вам нужно сообщить в пожарную службу о пожаре. Для этого капитаны команд подбегают к телефону, набирают нужный номер и сообщают о пожаре. Но главное нужно назвать свой адрес.
2. Проводится игра «Звонок в службу 01».
Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились с заданием. А сейчас я предлагаю вам пройти следующее испытание.
3. Игра «Потуши пожар». Перед вами «огнетушители». По команде «На старт-внимание-марш» один человек из команды берет огнетушитель и бежит к своему шарику. Нужно один раз брызнуть на шар и бежать обратно к своей команде. Следующий ребенок делает тоже. Побеждает та команда, чьи участники быстрее потушат пожар.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
4. Следующая игра «Пожарные на учении». По команде «На старт-внимание-марш» один человек из команды одевает каску, бежит по дорожке, звонит в колокольчик и бежит обратно к своей команде. Следующий ребенок делает тоже самое. Побеждает та команда, чьи участники быстрее всех позвонят в колокольчик.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. Знания есть, должна быть строгая дисциплина. Молодцы! Все ребята у нас ловкие, смелые, сильные, быстрые. А умеете ли вы отгадывать загадки?
Выпал на пол уголёк
Деревянный пол зажёг;
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его. (водой)
Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
Что пожарный надевает?
Без чего никак нельзя? (противогаз)
Висит - молчит,
а перевернешь, шипит, и пена летит (огнетушитель)
Если вдруг загорелся утюг,
От него дымно в комнате стало.
Вынь-ка шнур из розетки, мой друг,
И набрось на утюг (покрывало-одеяло)
Я землю копала —
Ничуть не устала.
Кто мной копал,
Тот и устал. (лопата)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он есть на стройке и на пляже,
И при пожаре нужен даже. (песок)
(Ребята отгадывают загадки, ребенок вывешивает картинки отгадок на магнитную доску)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все загадки отгадали. Давайте назовём предметы, которые вы отгадали. Зачем же нам нужны все эти предметы?
Дети: Для того, чтобы потушить пожар.
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз повторим, какие же правила мы с вами должны знать, чтобы не случился пожар.
Для забавы, для игры
Спичек в руки не бери.
Не шути, дружок, с огнем,
Чтобы не жалеть потом.
Сам огня не разжигай
И другим не позволяй.
Даже крошка-огонек
От пожара недалек.
Газ на кухне, пылесос ли,
Телевизор ли, утюг,
Пусть включает только взрослый,
Наш надежный старый друг.
Воспитатель: А если пожар случится, то следует выполнять следующие правила:
• Позвонить по телефону «01», сообщить, что случилось, назвать свой домашний адрес.
• Сообщить соседям о пожаре и немедленно покинуть квартиру, выключив газ и электричество.
• В задымленном помещении дышать через влажную ткань и передвигаться по низу, пригнувшись к полу.
• Не прятаться под кровати, шкафы и другие комнаты, немедленно покинуть задымленное помещение.
Воспитатель: Чтобы не случился пожар, детям категорически запрещается:
• брать в руки спички, зажигалку;
• разжигать и оставлять без присмотра костер;
• включать газ и электроприборы в отсутствии взрослых;
• обходить стороной горючие вещества;
• влезать разными предметами в розетку.
Надеюсь, что вы, ребята, не пройдете мимо, если увидите, как кто-то играет в опасные игры с огнем, и обязательно примете необходимые меры по предотвращению пожара.
Исполнение песни «Каким бывает огонь».
Он всегда бывает разным
Удивительный огонь:
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
Припев:
Да, огонь бывает разный –
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.
Воспитатель: Молодцы. А теперь я предлагаю вам задуть свечу. Я хочу поблагодарить вас за активность. Вы все были смелыми и сильными. У нас в конверте ещё что-то лежит. Да это же медали. Награждаю вас медалями.
Уход детей из зала.