Основные направления морально-психологического обеспечения




1. Воспитательная работа [2] – основной вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативно-служебной деятельности.

2. Психологическая работа – вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой деятельность, направленную на формирование у сотрудников профессионально значимых психологических качеств личности, психологической устойчивости и готовности к эффективному выполнению оперативно-служебных задач.

3. Социальная работа – вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой деятельность, направленную на обеспечение реализации предусмотренных законодательством мер государственной социальной защиты сотрудников и создание на этой основе социальных условий для эффективного выполнения личным составом оперативно-служебных задач.

4. Культурно-просветительная работа – вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой деятельность по формированию у сотрудников нравственно-эстетических и морально-психологических качеств средствами художественной культуры и искусства.

5. Работа по укреплению служебной дисциплины и законности среди сотрудников органов (учреждений) – комплексный вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой деятельность, направленную на профилактику и предупреждение правонарушений и чрезвычайных происшествий.

Содержание воспитательной работы в органах внутренних дел

Воспитательная работа в органах внутренних дел это целенаправленная деятельность руководителей, кадровых и воспитательных аппаратов, общественных институтов по форсированию у сотрудников высоких профессиональных, гражданских и морально-психологических качеств, повышению уровня общей культуры, мобилизации их на эффективное выполнение оперативно-служебных задач. Воспитание при этом отличается особым содержанием, формами и методами.

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, навыков, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должны овладеть сотрудники ОВД в соответствии с поставленными целями и задачами.

Воспитание сотрудников осуществляется на основе положений Конституции и законов РФ, постановлений Правительства, уставов, приказов, директив и других нормативно-правовых документов МВД России.

Воспитательная работа – основной вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативно-служебной деятельности[3].

При проведении воспитательной работы решаются следующие основные задачи[4]:

1) формирование у сотрудников верности своей стране – Российской Федерации, Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и профессиональному долгу;

2) воспитание сотрудников в духе неуклонного соблюдения Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, приказов и распоряжений Министра внутренних дел Российской Федерации;

3) укрепление авторитета органов внутренних дел среди населения и повышение престижа службы в ОВД на основе эффективного выполнения оперативно-служебных задач при строгом соблюдении прав человека и гражданина, норм служебной дисциплины, законности и профессиональной этики;

4) выработка и развитие у сотрудников комплекса морально-психологических качеств патриота, гражданина и профессионала службы в органах внутренних дел, культуры поведения в сочетании с высоким уровнем правового сознания;

5) поддержание на высоком уровне сплоченности служебных коллективов, морально-психологической готовности сотрудников к выполнению задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства, защите прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств;

6) формирование у сотрудников стремления овладевать профессиональными знаниями, навыками и умениями, совершенствовать профессиональное мастерство, знать и содержать в готовности к применению табельное оружие и специальную технику;

7) развитие коммуникативной компетентности сотрудников, практических навыков и умений профессионально-грамотного общения с гражданами при исполнении служебных обязанностей и вне службы.

На сотрудников органов внутренних дел могут оказывать воспитательное воздействие различные социальные институты[5]. В этой связи субъектов воспитательного воздействия целесообразно разделить на две большие группы:

1. Субъекты «внешнего» воздействия:

─ общество в целом;

─ органы государственной власти;

─ органы местного самоуправления;

─ государственные и негосударственные учреждения и организации;

─ средства массовой информации;

─ общественные и религиозные объединения;

─ семьи и близкие родственники сотрудников.

2. Субъекты «внутреннего» воздействия.

Среди них выделяют:

а) организаторов воспитательной работы: начальников органов внутренних дел, их заместителей по работе с личным составом, руководителей подразделений по организации воспитательной работы;

б) воспитателей: непосредственных начальников подчиненных;

в) помощников: служебные коллективы органов и подразделений внутренних дел, наставников, членов общественного актива, общественные формирования сотрудников органов внутренних дел.

Объектом воспитательной работы являются: личность конкретного сотрудника, отдельные категории сотрудников, коллективы органов внутренних дел. Причем, если объектом выступает личность сотрудника, то воздействие идет на его сознание, мировоззрение, взгляды и установки. По отношению к коллективу воспитательная работа решает такие проблемы, как обеспечение здоровой моральной атмосферы, сплоченности, бесконфликтности, нацеленности всех членов коллектива на успешное решение оперативно-служебных задач.

Особая роль в ОВД принадлежит воспитательным аппаратам – специализированным подразделениям, организующим и непосредственно осуществляющим работу по профессиональному воспитанию[6].

Имен­но сотрудники воспитательного аппарата ОВД являются связующим звеном между субъектами воспитательной работы, мобилизуют личный состав на выполнение служебных задач, повышают профессиональную культуру и общий кругозор, укрепляют веру в закон и справедливость, прививают уважение к правам граждан, укрепляют морально-психологический климат в служебных коллективах.

Воспитательный аппарат службы по работе с личным составом МВД России - иерархически организованная и централизованно управляемая система специализированных структурных подразделе­ний и сотрудников воспитательных аппаратов органов, подразделе­ний и учреждений внутренних дел, внутренних войск МВД России, профессиональная деятельность которых направлена на реализацию прикладной воспитательной работы.

Важным слагаемым успешности воспитательной работы в ОВД является реализация принципов воспитания, что позволяет выбирать и использовать наиболее эф­фективные средства и методы воздействия. Без знания принципов невозможно прогнозировать результаты педагогических воздейст­вий, управлять процессом воспитания.

Принципы воспитания - это научно обоснованные педагогиче­ские положения, отражающие закономерности и выражающие тре­бования к содержанию, методике и организации процесса воспита­ния. В принципах отражаются передовые общественно-педагоги­ческие идеи, нормы, цели и ценности профессионального воспита­ния. Принципы как общие фундаментальные положения равно­значны, среди них нет главных и второстепенных, что предполагает их комплексное использование в воспитательном процессе[7].

Принципы воспитания реализуются в практике педагогической дея­тельности через систему требований и правил[8]:

- ясное осознание целей воспитания;

- четкая целенаправленность всех проводимых мероприятий;

- высокий уровень организации воспитательных воздействий;

- целесообразный выбор того или иного средства, метода, приема воспитательного влияния;

- связь воспитательной деятельности с конкретными зада­чами, которые решают сотрудники, с условиями их службы;

- настойчивость и упорство в достижении воспитательных целей;

- объективная, всесторонняя и постоянная оценка результатов воспи­тания.

Основными принципами воспитания личного состава органов внутренних дел являются следующие[9]:

- связь воспитания с деятельностью сотрудника;

- опора на положительное в личности;

- целеустремленность воспитания;

- воспитание в коллективе и через коллектив;

- единство воспитания и самовоспитания;

- требовательность к личности и уважение ее личного достоинства;

- индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании;

- единство и согласованность воспитательных воздействий.

Представим краткую характеристику каждого из вышеуказанных принципов.

Принцип воспитания в процессе жизни и деятельности сотрудника требует такой организации служебной деятельности, которая способствовала бы развитию гражданских, нравственных, патриотических, трудовых, профессиональных, правовых, этических, эстетических, культурных и других качеств. Разные виды деятельности сотрудников (профессиональная, общественная и другие) обладают большими воспитательными возможностями, которые реализуются лишь при определенных условиях, а именно в случае понимания сотрудником значимости своей деятельности, ответст­венного отношения к ней, умелого содействия руководителей личностному и профессиональному росту подчиненных.

Опора на положительное в личности и коллективе базируется на известном философском положении о «противоречивости» челове­ческой природы. В человеке положительные качества могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными. Более того, то, что в одних случаях положительно, в других выглядит недостат­ком, и наоборот (например, быстрота работы и принимаемых решений нередко оборачивается их недостаточной продуманностью и т.п.). Данный принцип побуждает не только видеть недостатки, но и опираться на положительные качества, здоровое начало, активизировать их проявления.

Принцип целеустремленности воспитания обусловливает опреде­ленную направленность всей воспитательной работы. Важно достигать результатов, соответствующих целям и задачам воспитания, проявляя при этом педагогическую компетентность, настойчивость и оптимизм.

Воспитание сотрудников в коллективе и через коллектив. Воспи­тывающая сила коллектива состоит в том, что он объединяет всех сотрудников в процессе совместной деятельности по достижению общих целей и задач, раскрывает каждому из них общественную значимость профессиональной деятельности, вынуж­дает подчиняться общим нормам поведения. В коллективе создается возможность реализации своих личных планов и удовле­творения индивидуальных потребностей. Будучи свидетелями одних и тех же событий в жизни органа внутренних дел, в коллективе со­трудники переживают их глубже и ярче, чем в одиночку. Их чувства как бы синтезируются, формируя соответствующий коллективный настрой, обостряющий эмоциональные переживания каждого. Боль­шой силой воздействия обладают традиции. Устойчивые коллективы всегда характеризуются сложившимся традиционным стилем и порядком работы. Это объединяет людей, сплачивает их. Поэтому воспитательная работа предполагает: обязательную работу с коллек­тивом; преобразование его в воспитывающий коллектив; использование общей силы коллектива для воздействия на нерадивых сотрудников; помощь тем, кто испытывает трудности в службе и личной жизни; защиту прав и достоинства всех членов коллектива.

Эффективность процесса воспитания зависит от соблюдения принципа единства воспитания и самовоспитания. Самовоспитание представляет собой ­деятельность человека, направленную на самовоспитание и самообразование. Для успеха здесь важны мотивация сотрудника к самовоспитанию, способность к объективной самооценке, умение видеть пути самореализации.

Сочетание уважения, внимания, помощи, заботы о людях с требо­вательностью к ним. Другими словами, важно, чтобы требовательность сочеталась с использованием дру­гих методов - примера, разъяснения, убеждения, организации взаимопомощи в коллективе и др. При этом требования должны носить принципиальный характер, свидетельст­вовать о непримиримости руководителя и коллектива к недостаткам сотрудника. Требовательность должна быть ровной и проявляться ко всем, кроме того, сотрудники должны видеть, что требовательность к ним у руководителя сочетается с требовательностью к самому себе.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в воспи­тании. Он требует строить процесс воспитания в сочетании общих мер с индивидуальными методами, так как воспитательные воздействия должны до­ходить до сознания, чувств и мотивов поведения каждого. Основа индивидуаль­ного подхода - глубокое и всестороннее изучение сотрудника и инди­видуализации средств, способов и методов его воспитания.

Принцип единства воспитательной работы предполагает единст­во взглядов всех субъектов воспитания на его цели и задачи, предъявление единых требований и критериев оценки результатов воспитания.

Процесс воспитания только тогда эффективен, когда строится на точном и комплексном соблюдении его принципов.

Вывод: Таким образом, воспитательная работа в органах внутренних дел основывается на общих принципах теории о воспитании и положениях, выработанных практикой воспитательной работы в ОВД и отраженных в соответствующих нормативно-правовых актах. Воспитательная работа в ОВД осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ и определенными направлениями, к рассмотрению которых мы приступаем в рамках следующего вопроса лекции.

3. Основные направления воспитания личного состава ОВД .

Понимание важности воспитания профессионала, формирования его духовных, нравственных качеств, преданности интересам общества, государства и профессиональному долгу – обусловило наличие системы воспитательной работы с кадрами и определение ее приоритетных направлений.

Воспитательная работа в ОВД Российской Федерации проводится по многим направлениям, но наиболее значимыми из них являются:

- формирование государственно-правового мировоззрения сотрудников;

- правовое воспитание;

- профессионально-нравственное воспитание;

- патриотическое воспитание и формирование культуры межнациональных отношений;

- эстетическое воспитание.

Формирование государственно-правового мировоззрения сотрудников - это создание системы общественных взглядов и воззрений на роль и функции государства в обществе, место МВД России в системе органов государственной власти и управления Российской Федерации, значимость деятельности сотрудников органов внутренних дел в выполнении оперативно-служебных задач в сфере охраны прав и свобод граждан, защите интересов общества и государства, а также обусловленные этими взглядами убеждения и принципы деятельности личного состава.

Государственно-правовое воспитание сотрудников - совокупность мер по созданию целостной системы взглядов на роль и функции правового госу­дарства в обществе, место МВД России в системе органов государ­ственной власти Российской Федерации, значимость деятельности сотрудников органов внутренних дел в выполнении оперативно-служебных задач в сфере охраны прав и свобод граж­дан, защиты интересов общества и государства[10].

Задачами государственно-правового воспитания являются:

- достижение понимания сотрудниками органов внутренних дел роли и функций правового государства в жизни общества; законодательной и правовой политики; требований к государст­венной службе;

- понимание роли правоохранительных органов в системе госу­дарственной власти и управления Российской Федерации;

- обеспечение понимания государственной и общественной значимости деятельности сотрудников органов внутренних дел, их ответственности за охрану прав и свобод граждан и требований безупречного выполнения своего гражданского и профессионального долга.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает закон.

Правовое воспитание также можно определить как целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию сотрудников с целью формирования у них устой­чивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой право­вой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения[11].

Правовое воспитание представляет собой целеустремленное планомерное воздействие на сознание и поведение сотрудника в целях формирования правовой образованности, ценностно-правовой ориентации, социально-активного правомерного поведения, привития навыков практического использования правовых знаний в повседневной деятельности и жизни. Особенно значима и необходима эта работа в период вступления в юридическую силу новых нормативных правовых актов как федерального уровня, так и регионального и местного уровней[12].

Результат правового воспитания сотрудников может также найти свое отражение и в уровне их правовой культуры, которая, в определенной мере, характеризует состояние законности. Следовательно, можно предполагать, что чем выше уровень правовой культуры сотрудников органов внутренних дел, тем более гарантированно соблюдение законности.

Кроме того, уровень развития правовой культуры у каждого сотрудника может служить в определенной мере характеристикой его профессионализма. Развитая правовая культура позволяет сотруднику правильно воспринимать и перерабатывать нормативную правовую информацию, оценивать свои и чужие действия с точки зрения соответствия действующим законам и подзаконным актам и на их основе определять конкретные поступки и выбирать законные средства для их достижения.

При формировании правосознания у личного состава необходимо добиваться глубокого уяснения им сущности и социального назначения законности в обществе, в деятельности органов внутренних дел. Наряду с этим вырабатывать у каждого сотрудника прочные навыки правомерного поведения при исполнении служебных обязанностей, постоянно побуждать их к сознательному, добросовестному соблюдению законности. Воспитательные воздействия на правосознание сотрудников с использованием современных организационно-правовых и психолого-педагогических технологий предполагает повышение уровня их правовой культуры. Таким образом, целью правового воспитания является — формирование правовой воспитанности.

Основные задачи правового воспитания сотрудников:

- приобретение сотрудниками нормативно-правовых знаний как необходимом условии соблюдения законности, правильного использования предоставленных прав при исполнении возложенных обязанностей;

- формирование отношения (как оценочной категории) к правовым требованиям, приводящего к осознанным убеждениям сотрудника в правильности и необходимости принятых правовых предписаний;

- привитие осознанных, основанных на нормативных правовых актах действий, которые сотрудник органов внутренних дел воспринимал бы как должные в силу того, что формальная необходимость выполнять закон перешла в его внутрннюю потребность.

Важной составляющей правового воспитания является укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава ОВД.

Как подчеркивается в литературе[13], эффективное решение ответственных задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства, стоящих перед органами внутренних дел, находится в прямой зависимости от уровня соблюдения требований законности и служебной дисциплины при выполнении личным составом служебных обязанностей в повседневных и чрезвычайных условиях. Надлежащий уровень законности и дисциплины, наряду с качественной служебно-боевой подготовкой, является условием организованности, постоянной готовности сотрудников к немедленным и решительным действиям по обеспечению общественного порядка и безопасности, борьбе с преступностью, является обязательным условием эффективности оперативно-служебной деятельности и повышения престижа и доверия к органам внутренних дел со стороны граждан. Эти факторы в современных условиях приобретают особую актуальность, так как их невысокие характеристики вызывают серьезную тревогу в обществе, способствуют процессу отчуждения граждан от содействия правоохранительным органам, снижают результативность принимаемых мер по укреплению правопорядка.

В течение последних лет сохраняется устойчивая тенденция роста противоправного поведения сотрудников системы МВД России, в том числе совершения тяжких преступлений, не снижается количество фактов коррупции, злоупотреблений должностными полномочиями, прежде всего, корыстной мотивации. Остаются массовыми случаи превышения должностных полномочий, грубость и цинизм в обращении с гражданами.

Нарушение права человека на неприкосновенность личности зачастую выражается в незаконном применении оружия, физической силы и специальных средств.

Укрепление дисциплины и законности — одно из направлений воспитательной работы в органах внутренних дел, которому Министерством внутренних дел России придается решающее значение как важнейшему показателю эффективности оперативно-служебной деятельности.

Целесообразно сформулировать определение ключевых понятий, используемых при характеристике данного направления воспитательной работы в ОВД.

Служебная дисциплина в органах внутренних дел — вид государственной дисциплины; она достигается соблюдением сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, Присягой, контрактом о службе, приказами МВД РФ и прямых начальников порядка и правил исполнения должностных обязанностей и осуществления предоставленных полномочий.

Нарушение служебной дисциплины - несоблюдение сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации установленных правил исполнения обязанностей и осуществления предоставленных полномочий.

Законность в оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел выполняет роль принципа осуществления правоохранительных задач. Законность призвана обеспечить соблюдение, охрану и защиту прав и свобод граждан, интересов юридических лиц, общества и государства от преступных и других противоправных посягательств.

Нарушение законности — неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, приказов МВД РФ, а также приказов и распоряжений руководителей органов внутренних дел, регулирующих отношения в сфере внутренних дел. Нарушения законности всегда отрицательно влияют на состояние правопорядка, обеспечение, охрану и защиту прав и свобод граждан, юридических лиц.

Происшествие — событие или действие, повлекшее смерть, ранения, травмы сотрудников и других граждан, уничтожение, повреждение и утрату вооружения, техники и другого имущества органов внутренних дел.

Предупреждение происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел — это деятельность органов внутренних дел по:

а) профилактике происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности, посредством целенаправленного выявления и последующего устранения причин и условий, способствующих их возникновению и совершению;

б) предотвращению конкретных нарушений служебной дисциплины и законности путем выявления и недопущения реализации планируемых преступлений и других правонарушений путем установления лиц, которые готовятся их совершить, принятия к ним воздействия, предусмотренных законодательством о государственной службе, административным и уголовным правом, а также проведения воспитательно-профилактических мероприятий, направленных на оздоровление морально-психологического климата в служебных коллективах;

в) пресечению совершаемых нарушений служебной дисциплины и законности путем воспрепятствования продолжению начатого деяния, установления лиц, его совершающих и принятия к ним мер правового принуждения, а также создания в подразделении условий, препятствующих совершению подобных правонарушений в дальнейшем.

Мерами общей профилактики, воздействующими на причины и условия совершения правонарушений в коллективах являются: эффективная система нравственно-правового воспитания, атмосфера утверждения законности и порядка, защиты прав и свобод граждан, личный пример руководителей, широкая гласность в применении мер уголовного наказания и дисциплинарного воздействия, постоянное совершенствование управления подразделениями органов внутренних дел и оптимизация их организационной структуры, принятие усилий к обеспечению достойного уровня жизни сотрудников.

Общепрофилактические мероприятия способствуют устранению (нейтрализации) условий, облегчающих совершение правонарушений, возникновение остроконфликтных ситуаций в служебных коллективах, способствующих нравственно-правовой профессиональной деформации личности сотрудников, формированию у них умысла на совершение преступлений, служебных, досуговых и бытовых проступков.

Общепрофилактические воздействие должно сочетаться с разнообразной системой индивидуальной профилактики правонарушающего поведения сотрудников. Меры индивидуального профилактического воздействияосуществляются в отношении каждого отдельного сотрудника и имеют главенствующее значение в организации предупреждения преступлений, коррупционных и иных правонарушений со стороны персонала, носят как открытый, так и негласный характер. Квалифицированные конфиденциальные мероприятия являются не только более эффективными с точки зрения получения искомой информации оперативно-профилактического характера, но и позволяют не допустить компрометации личности наблюдаемого сотрудника, не ущемить конституционные гарантии охраны его прав и свобод. Они позволяют подробно, объективно и достоверно изучить лицо, подвергаемое профилактическому воздействию, его мировоззренческие взгляды, наклонности, интересы, увлечения, планы на будущее, круг и мотивы общения, связи лиц, имеющих влияние на него.

К лицам, нарушающим свой служебный долг, следует применять:

─ предупреждение в устной или письменной форме о недопустимости нарушения требований законодательных актов, служебного долга, Присяги, Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации;

─ письменное предписание о необходимости определенным образом повысить свой общекультурный или (и) профессиональный уровень.

В случае безуспешности воспитательно-профилактического воздействия должно составляться заключение о нецелесообразности продления контракта о службе с данным сотрудником, а при наличии в его действиях доказанного факта грубого нарушения дисциплины или законности — решать вопрос об увольнении со службы.

Профессионально-нравственное воспитание сотрудников ОВД – развивает у сотрудников представления о нравственных основах службы в органах внутренних дел, знания профессионально-этических требований к поведению на службе и в быту, взаимоотношениям в служебном коллективе и вырабатывающее устойчивые навыки соблюдения профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.

Профессионально-нравственное воспитание включает в себя два нераздельных компонента деятельности сотрудника органов внутренних дел - профессионализм и нравственность.

Основу нравственного воспитания составляет этика; благодаря нравственному воспитанию происходит усвоение правил общественного поведения, развиваются нравственные качества личности (терпимость, деликатность, организованность, дисциплинированность, ответственность, чувство долга, уважения человеческого достоинства).

Нравственное воспитание- оказание воздействия на сознание, чувства и волю с целью формирования необходимых духовно-нравст­венных качеств[14].

Обращаясь к опыту воспитания, целесообразно назвать основные направления нравственного воспитания:

- вооружение знаниями о требовани­ях со стороны общества к профессиональному и нравственному облику;

- разъяснение социальной значимости службы;

- стимулирование потребности в моральном самосовершенствовании;

- изучение и использование в воспитательных целях индивидуальных особенностей сотрудников, влияния общественного мнения и здорового социально-психологического климата в кол­лективах;

- использование духовно-нравственного потенциала общественных объединений в интересах воспитания сотрудников.

Профессиональное воспитание – специально организованный и управляемый процесс включения обучаемых в различные социально-профессиональные отношения мастером профессионального обучения с целью развития у них профессионально важных личностных качеств и формирования готовности к профессиональной деятельности[15].

Профессиональное воспитание – это, проще говоря, процесс формирования и совершенствования профессионально важных качеств личности.

Основные направления (виды) воспитания взаимообусловлены и имеют свою специфику. Реализация содержания воспитания предполагает комплексный подход, единство и согласованность всех его составляющих.

Согласно результатам фундаментального исследования, осуществленного Л.Т. Бородавко[16], термин «профессиональное воспитание» в педагогической теории профессиональной подготовки сотрудников правоохра­нительных органов стал активно использоваться с начала 90-х годов прошлого столетия. До этого времени соответствующие вопросы изучались, в основном, в связи с подготовкой и воспи­танием будущих рабочих в системе профессионально-технического образования.

С началом перестройки в педагогической литературе резко снизи­лось количество исследований, посвященных трудовому воспи­танию учащихся, которому в советский период уделялось важ­нейшее внимание во всех типах учебных заведений. Его место в педагогической теории и практике постепенно стало за­нимать воспитание профессиональное.

Это методологическое явление было обусловлено возраста­нием роли личности и индивидуальности в обще­стве. Профессионализм и профессиональная мотивация стали рассматриваться как важное условие успешного трудоустройст­ва и карьерного роста специалистов любого профиля. По мере стабилизации экономического положения, изменения и осмыс­ления требований, предъявляемых к выпускникам профессио­нальных учебных заведений всех типов, становится актуальным воспитание обучающихся как будущих субъектов профессио­нальной деятельности.

Обобщая многочисленные работы по проблеме профессионального воспитания и принимая в качестве наиболее продуктивных идеи И.И. Ивановой, Л.Т. Бородавко предлагает считать наиболее конструктивными следующие положения, характеризующие профессиональное воспитание в органах внутренних дел[17]:

1. Профессиональное воспитание представляет собой актуальное направление в системе воспитательной работы МВД России, и обладает при этом собственным содержа­нием и задачами, которые определяются профессиональной деятельностью сотрудника правоохранительных органов.

2. Содержанием профессионального воспитания явля­ется обогащение профессиональных ценностей, формиро­вание отношения к профессии и представителям профес­сиональной общности, к коллегам по работе, осознание себя как субъекта деятельности, отношения к себе как профессионалу.

3. Профессиональное воспитание в вузе МВД России как педагогический процесс представляет два взаимосвязанных направления: профессионально-личностное и профессио­нально-субъектное. Первое предполагает развитие профес­сиональных ценностей через освоение профессионально­социальных ролей и идентификацию себя с представителями профессиональной общности. Второе означает развитие само­оценок и самоотношений на основе включения в практическую деятельность и осознание собственной пригодности, успешно­сти, перспектив профессионального развития.

Цель и результат профессионального воспитания – профессиональная воспитанность будущего специалиста[18].

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнациональных отношений сотрудников направлено на развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота России, ответственного за судьбу страны и способного уважать представителей других наций и народностей.

Существует понятие патриотизма в широком и узком смысле. Патриотизм в широком смысле слова — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, выражающих любовь к Родине, готовность служить ее интересам, выполнять конституционные обязанности по защите Родины. Он неразрывно связан с воспитанием чувств чести, долга, ответственности человека в обществе.

Под патриотизмом в узком смысле слова понимают любовь к своей «малой» родине: к своей деревне, городу или области, к своему дому. Это естественная привязанность к своему народу, родным местам, языку, национальным традициям.

Фундаментальные основы этого понятия существуют в любой стране мира. Более того, как идея — это необходимое условие существования любого государства.

Современная ситуация в стране характеризуется тем, что на наших глазах рождаются новые отношения, строящиеся по законам рынка. В обществе идет процесс нивелирования прежних духовно-нравственных идеалов и рождение новых, что порождает в массовом сознании ощущение утраты некоторых духовных ценностей. Под видом объективно необходимого пересмотра ценностных ориентиров происходит обрыв исторической памяти народа, фальсификация подлинного ее содержания, антипатриотическая дегероизация великого подвига народа страны, на плечи которого выпала тяжелейшая доля в годы Великой Отечественной войны.

В ряду наиболее опасных проявлений духовной опустошенности и безнравственности оказалась «депатриотизация» общественного сознания: забываются традиционные ценности народной жизни, отечественной истории и культуры, утрачивает собственно российскую основу наш менталитет, стираются складывавшиеся веками национальные черты образа жизни россиян. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем, связанных с воспитанием патриотизма, как основы консолидации общества и укрепления государства. Это актуализировало проблему патриотического воспитания.

В настоящее время основными задачами патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел являются:

─ изучение истории Российского государства и народов, его населяющих;

─ воспитание у сотрудников любви к многонациональной Родине;

─ разъяснение необходимости решительной борьбы с преступностью как с национальным бедствием, личной ответственности каждого сотрудника в этом важном государственном деле;

─ воспитание потребности жить в мире и дружбе со всеми народами, чувства добрососедства, уважения к национальным и ист<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: