РУССКАЯ КУЛЬТУРА IХ - Х VI веках




  Древняя Русь IХ - ХII Московская Русь ХIV -ХV Россия в ХVI
1. Особенности периода
  • Синтетический характер культуры: культура славян, балтов, угро – финнов
  • Большое влияние Византии
  • Двоеверие, сохранение языческих традиций
  • Основная идея памятников культуры: единство Руси
  • Возрождение Руси после татаро – монгольского ига
  • Патриотические настроения в период создания Русского централизованного государства
  • Преемственность с историей Древней Руси
  • Расширение горизонтов, масштабов культуры: описывалась жизнь не одного княжества, а большого единого Русского государства
  • Влияние идеи самодержавной власти, опричного террора, борьбы церкви с еретичеством
  • Появление публицистики
  • Книгопечатание
2. Образование, наука
  • Высокий уровень грамотности (берестяные грамоты Новгорода)
  • Введение славянского алфавита Кирилла и Мефодия
  • Перевод греческих, болгарских книг
  • Открытие русских школ при церквах и монастырях
 
  • Рост количества грамотных людей
  • Появление учебников по грамматике и арифметике (Максим Грек)
  • Несколько молодых людей отправили на учебу в Константинополь
  • Появление частных библиотек
  • 1564 г. – Иван Федоров – зарождение книгопечатания (1 книга «Апостол»)
2. Литература
  • Летописи: 1 – в к ХХ века при Владимире
2 – при Ярославле 3 – Илларион (Никон) 4 – 1 десятилетие Х II века - «ПВЛ» (Нестор) 5 – при Владимире Мономахе (игумен Сильвестр)
  • Илларион «Слово о законе и благодати»
  • Монах Иаков «Память и похвала Владимиру»
  • «Сказание о Борисе и Глебе»
  • Посл. Четверть ХI века – Нестор «Чтение о житии Бориса и Глеба»
  • ХII век – «Поучение» Владимира Мономаха
  • «Хождение игумена Даниила в святые места» (в Иерусалим)
  • к ХII века – «Слово о полку Игореве» (поход Игоря Святославича 1185 г.)
  • Летописные своды появляются во всех крупных городах
  • Конец ХIV века – «Русский хронограф» (Москва)
  • «Житие святого Александра Невского»
  • «Повесть о жизни и трагической смерти тверского князя Михаила Ярославича»
  • «Житие Сергия Радонежского»
  • Софроний Рязанец «Задонщина»
  • Сказание «О нашествии хана Тохтамыша на Москву»
  • «Хождение за 3 моря Афанасия Никитина» (в Индию)
  • «О битве на Калке»
  • «Повесть о разорении Рязани Батыем»
  • «Сказание о Мамаевом побоище»
  • Сильвестр «Домострой»
  • Лицевой свод (Никоновская летопись) – 16 тыс. цветных миниатюр
  • «Степенная книга» (вся династия Рюриковичей»
  • «Казанская история» (о взятии Казани)
  • «Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков»
  • Появление публицистики (произведение на злободневную тему): «Челобитная дворянина Ивана Пересветова царю» - призыв к укреплению царской власти, в качестве образца выдвигалась власть султана в Турции
  • Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским- о роли знати в управлении феодальным государством
  • Митрополит Макарий «Великие Четьи – Минеи» - энциклопедия литературы, рекомендуемой для православных людей
  • «Повесть о Вавилонском царстве» - идея преемственности византийских императоров от правителей Вавилона, версия о передаче шапки Мономаха византийским императором Львом Владимиру Мономаху
  • «Сказание о великих князьях Владимирских» - с рассказа о Великом потопе до мысли, что Россия – преемница Рима и Киевской Руси
4. Живопись
  • ИКОНЫ: иконописец Алимпий (мономах Киево – Печерского монастыря)
  • ФРЕСКИ – роспись красками по сырой штукатурке – «Страшный суд» (Дмитриевский собор)
  • МОЗАИКА: «Дмитрий Солунский» (Софийский собор в Киеве», «Христос, причащающий апостолов»
  • В Х – ХIII веках складываются киевская, новгородская, ярославская школы живописи
  • Излюбленные сюжеты – жития Марии и Иоанна Крестителя, события из жизни Христа
  • Феофан Гек (2 половина ХIV века, выходец из Византии), расписал Благовещенский собор в Москве. Его произведения отличаются монументальностью, внутренней силой: «Спас Вседержатель», «Успение Богоматери»
  • Андрей Рублев (1360 – 1430) расписывал Благовещенский собор в Москве, иконостас и фрески Успенского собора во Владимире, иконостас Троицкого собора Троице – Сергиевой лавры
  • Иконы «Богоматерь Владимирская» (Успенский собор Московского кремля, «Троица», «Спас», «Архангел Михаил»)
  • Даниил Черный (ок. 1360 – 1430): иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, Успенский собор во Владимире, Троицкий собор Троице – Сергиевой лавры, Спасский собор в Спасо – Андронниковом монастыре, икона «Апостол Павел», «Рождество Христово» (Рождественская церковь в Звенигороде)
  • 1551 г. – Стоглавый собор утвердил образцы (каноны) в искусстве – живопись Андрея Рублева
  • Иконы Строгановского письма
  • Прокопий Сирин
  • Истома Савин
5. Архитектура
  • Десятинная церковь в Киеве (989 – 996) – разрушена во время нашествия Батыя
  • «Спасский собор в Чернигове» (1036)
  • Софийский собор в Киеве (1037)
  • Софийский собор в Новгороде (1045)
Тип храмов – крестово – купольный, для строительства использовалась плинфа – широкий и плоский обожженный кирпич · Церковь Покрова на Нерли (1165) · Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире · Церковь Спаса на Нередице (1198) в Новгороде
  • Первая каменная постройка после нашествия Батыя появилась в Твери (ХIII)
  • Каменные постройки в Московском княжестве появляются в 14 – 15 веках. Постройки продолжают традиции Владимиро – Суздальского зодчества
  • Собор Успения Богоматери в Звенигороде (1399 – 1400)
  • Собор Рождества Богородицы Савин – Сторожевского монастыря г. Звенигорода (1405)
  • Собор Троицы Троице – Сергиевой лавры (1422 - 1423). Построен над гробом Сергия Радонежского
  • Венчая усилия Ивана III по созданию могучей и единой Российской державы был создан краснокирпичный Московский кремль (первые белокаменные стены Кремля были возведены при Дмитрии Донском в 1367 г.)
  • При Иване III создано сердце Кремля – Соборная площадь, на которую выходят главные соборы (Антон и Марк Фрязины):
- территория Кремля - 2, 25 кв. км. - толщина стен: 3,5 – 6,5 м. - высота стен -5 – 19 м. · Собор Успения Богородицы в Московском Кремле (1475 – 1479 гг.) – Аристотель Фиорованти. Пятиглавый собор стал местом венчания на царство всех русских царей. · Архангельский собор (1505 – 1508). Архитектор Алевиз Новый. С ХIV до ХVIII в – место погребения князей и царей (46 гробниц) · Благовещенский собор (1485 – 1489). Строители псковские мастера. Домовой храм князей и царей. Его северная и западная галереи служили местом входа в царский дворец. · Грановитая палата (Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари) – место торжественных приемов царем иностранных послов
  • Появляются шатровые храмы, которые не имеют внутренних столбов и вся масса стен держится на фундаменте
  • Церковь Вознесения в с. Коломенском (1532г. – в честь рождения Ивана ХIV)
  • Собор Покрова на Красной площади (Василия Блаженного) – 1555 – 1561гг. – в честь взятия Казани в 1552 году. Архитекторы –зодчие Барма и Посник.
6. Скульптура
  • Деревянные скульптуры язычества и христианства (Перун, Никола Можайский)
  • Резьба по дереву и камню
   
7. Музыка
  • Церкви не удалось искоренить искусство сказителей – певцов, гусляров, игру на лютне
  • Предполагается, что в Древней Руси уже были ноты
  • Песни, былины о монгольском нашествии, Илье Муромце, князе Владимире, частушки
  • В исторических песнях царь прославляется за взятие Казани, воспевается Ермак
  • В домах появились органы, клавесины, клавикорды
  • Из Новгорода в Москву пришло многогласное церковное пение

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: