Конструктивные схемы многоэтажных зданий




Конструктивной основой многоэтаж­ного здания служит пространственная несущая система из стержневых и панель­ных железобетонных элементов, взаимо­связанных между собой в порядке, обеспе­чивающем прочность, устойчивость и долговечность системы в целом, а также ее отдельных элементов. Пространствен­ная работа системы проявляется в том, что при загружении одного из ее элемен­тов в работу включаются и другие элементы.

По конструктивной схеме многоэтаж­ные здания разделяют на каркасные, бескаркасные и комбинированной систе­мы, а по назначениюна промышленные и гражданские.

Каркасным называют здание, в котором несущими вертикальными элементами системы являются железобетонные колонны. Бескаркасным (панельным или крупно­блочным) называют здание, в котором вертикальные элементы компонуют из поставленных одну на другую стеновых панелей (блоков). В зданиях комбинированной системы несущими вер­тикальными элементами являются колон­ны и панельные стены.

Различают кар­касные схемы с полным и неполным каркасом. При полном каркасе наружные стены самонесущие, а при неполном – несущие.

Каркасную систему используют в основном для зданий промышленного, административного и общественного на­значения, где требуются большие неперего­роженные помещения. Бескаркасную и комбинированную системы применяют для жилых домов, в которых несущие и внутренние стены являются межквартир­ными и межкомнатными перегородками. В зданиях комбинированной системы ниж­ние этажи каркасные, а остальные панель­ные.

Объемно-блочные здания выполняют из объемных блоков жестких пространствен­ных элементов, устанавливаемых друг на друге; в случае применения каркаса объемные блоки служат его заполнением, и каждый блок несет только собственную массу и полезную нагрузку.

В многоэтажных каркасных зданиях горизонтальные нагрузки воспринимают системой рам или вертикальных диафрагм-стенок жесткости, специальными связями или ядром жесткости, консольно за­щемленными в фундаменте (связевые системы). Ядром жесткости называют жесткую пространственную систему, образованную сопряженными между собой стенками. Более часто ядро жесткости выполняют монолитным. Каркас здания с ядром жесткости рассчитывают только на вертикальные нагрузки, что позволяет провести унификацию конструктивных элементов по высоте здания.

Многоэтаж­ные производственные здания по конструк­ции разделяют на:

1) здания с полным железобетонным каркасом и навесными наружными стенами;

2) здания с полным железобетонным каркасом и наружными самонесущими стенами;

3) здания с внутренним железобетонным каркасом (без пристенных колонн) и несущими стенами (здания с неполным каркасом).

Многоэтажные каркасные здания обыч­но проектируют по связевой, рамно-связевой или рамной (жесткой) конструк­тивным системам, обеспечивающим про­странственную жесткость зданий.

Под связевой системой многоэтажного промышленного здания понимают такую компоновку его железобетонного каркаса, когда ветровые и любые другие горизонтальные нагруз­ки воспринимают междуэтажные перекры­тия и передают их на жесткие по­перечные вертикальные связи (диафрагмы жесткости): лестничные клетки, лифтовые шахты, поперечные стены толщиной не менее 120 мм или железобетонные стены толщиной не менее 60 мм. Вертикаль­ные нагрузки воспринимают элементы каркаса.

Передачу горизонтальных сил перекры­тием на жесткие поперечные вертикаль­ные связи обеспечивают надежным соеди­нением стен стальными анкерами с пере­крытиями или с крайними колоннами каркаса на уровне перекрытий. В зданиях с несущими стенами предусматривают поэтажную анкеровку стен к конструк­циям перекрытий.

Под рамно-связевой схемой многоэтажных зданий понимают систему, в которой колонны каркаса жестко заделаны в перекрытие, а ригели - в колонны. Она часто оказы­вается рациональной для высотных много­этажных зданий и для зданий, несущих тяжелую полезную нагрузку. Вертикаль­ные нагрузки в многоэтажных зданиях рамно-связевой системы воспринимает по­перечная рама с жесткими узлами. Ветровые и другие горизонтальные на­грузки воспринимают каркас и попереч­ные вертикальные связи (диафрагмы жест­кости) пропорционально их жесткости.

Сборный железобетонный каркас, вы­полняемый по рамно-связевой системе, при всех прочих равных условиях ока­зывается дешевле на 25 % по сравнению с каркасом связевой системы. На его изготовление расходуется меньше стали (на 6 -10%) и бетона (на 33,5%).

Под рамной систе­мой понимают систему, в которой все соединения элементов принимают жест­кими, позволяющими рассчитывать кон­структивные элементы, как статически неопределимые. При этом предполагают, что при отсутствии вертикальных диафрагм не только вертикальные, но и все горизонтальные нагрузки полностью воспринимает жесткий железобетонный каркас (поперечные рамы). Обычно жест­кие соединения проектируют так, чтобы растягивающие усилия полностью воспри­нимались стальными закладными деталя­ми или надежно сваренной основной ар­матурой элементов, а сжимающие уси­лия – бетоном, заполняющим соединение.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: