Усвоения материала (оценка знаний 4–8 баллов)




Тестовые задания

Тест по психологии личности

Дайте или выберите правильные ответы из заданных альтернативных. Оцените уровень знаний по следующим критериям.

Процент правильных ответов Оценка (в баллах)

81–100 9–10

61–80 7–8

51–60 5–6

50 и менее 3–4

 

Тестовый опросник

1. Расположите в хронологической последовательности:

психология в своем развитии прошла четыре этапа:

а) как наука о душе;

б) как наука о поведении;

в) как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики;

г) как наука о сознании.

2. Установите соответствие:

1) психические процессы а) направленность, темперамент, характер, способности;
2) психические состояния б) ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение, целеобразование, мотивация;
3) психические свойства в) эмоции, чувства, воля, апатия, устойчивый интерес, творческий подъем, угнетенность.

3. Установите соответствие:

1) бессознательное а) явления, воспроизводимые с помощью особых приемов;
2) подсознательное б) недоступные сознанию явления;
3) досознательное в) явления, поддающиеся волевой регуляции;
4) сознание г) сознаваемое, но лишь при необходимости.

4. Определите, кто изучил и описал механизмы психологической защиты: а) З. Фрейд; б) К. Г. Юнг; в) А. Адлер; г) А. Фрейд; д) Э. Эриксон.

5. Установите соответствие:

1) вытеснение а) защитный механизм, когда действие, направленное на какой-либо объект, вызвано другим недоступным объектом;
2) замещение б) процесс игнорирования травмирующих восприятий;
3) сублимация в) сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий;
4) рационализация г) процесс, посредством которого побудительная энергия направляется на желательные для человека формы деятельности;
5) проекция д) приписывание другому человеку намерений, неприемлемых для себя.

6. К специфическим социальным, присущим только человеку, относятся следующие потребности:

а) в общении; б) в альтруизме; в) духовные; г) творческие; д) в доминировании; е) в самосовершенствовании; ж) в агрессивности.

7. Укажите суждение, где речь идет об ощущении:

а) субъективное отражение объективной реальности;

б) отражение существенных свойств предметов и явлений;

в) отражение отдельных свойств предметов и явлений;

г) отражение предметов и явлений, воздействующих на наши органы чувств.

8. Соотнесите термин и его определение:

1) интероцептивные ощущения а) передают информацию о положении тела в пространстве;
2) проприоцептивные ощущения б) сигнализируют о состоянии внутренних процессов в организме;
3) экстероцептивные ощущения в) обеспечивают получение информации из внешнего мира, создают основу сознательного поведения.

9. Заяц достаточно успешно отличает волков от других животных. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца?

а) константность; б) целостность; в) осмысленность; г) структурность; д) предметность; е) обобщенность.

10. Соотнесите термин с приведенным примером:

1) аффективные иллюзии а) кажется, что разговоры окружающих содержат угрозы;
2) вербальные иллюзии б) узоры на обоях, трещины на потолке воспринимаются как яркие фантастические картины;
3) перейдоллические иллюзии в) случайный прохожий кажется грабителем.

11. К функциям памяти относятся:

а) быстрота запоминания; б) сохранение; в) точность памяти; г) воспроизведение; д) готовность памяти; е) узнавание; ж) прочность сохранения; з) забывание; и) узнавание.

12. Какой из видов памяти отличается наиболее высокой легкостью запечатления и прочностью запоминания?

1) образная – благодаря конкретности и легкости образования ассоциаций;

2) эмоциональная – эмоции отражают отношение человека к разным сторонам окружающей действительности;

3) двигательная – появляется очень рано в онтогенезе;

4) словесно-логическая – присуща только человеку, обеспечивает применение мнемонических приемов.

13. Внимание человека выполняет множество функций, основные из которых приводятся ниже. Какая из них не имеет непосредственного отношения к вниманию?

а) отбор наиболее существенных раздражителей и отвлечение от посторонних, побочных раздражителей;

б) регуляция и контроль протекания деятельности;

в) регуляция эмоциональных состояний;

г) удержание выполняемой деятельности до ее завершения.

14. Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами. Какое из свойств внимания должно быть у него особенно хорошо развито?

а) распределение; б) устойчивость; в) объем; г) переключение.

15. Какое из приведенных определений понятия «мышление» позволяет признать его наличие у животных?

1) обобщенное и опосредованное отражение объективной реальности в ее существенных связях и отношениях;

2) социально обусловленный, неразрывно связанный с речью процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира;

3) искание и открытие существенно нового для себя или для человечества;

4) порождение нового знания, активная форма творческого отношения и преобразования действительности.

16. Соотнесите термин и его определение:

1) понятие а) одна из форм мышления, которая характеризуется выводом заключения или следствия из нескольких суждений;
2) суждение б) такая связь между мыслями, в результате которой из одного или нескольких суждений получается новое, извлекаемое из содержания исходных суждений;
3) умозаключение в) отражение общих, существенных и специфических (отличительных) признаков предметов и явлений;
  г) формирование новых суждений на основании преобразования уже имеющихся;
  д) отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

17. Соотнесите термин, обозначающий мыслительную операцию, и его определение:

1) синтез а) сопоставление предметов и явлений с целью установления сходства и различия между ними;
2) абстракция б) мысленное расчленение предмета (явления) на составляющие его части или мысленное выделение отдельных свойств предмета;
3) конкретизация в) мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств;
4) сравнение г) выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента, явления или предмета при отвлечении от остальных;
5) обобщение д) представление чего-либо единичного, соответствующего тому или иному понятию или общему положению;
6) анализ е) объединение, группировка объектов на основе отдельного признака, основания;
7) классификация ж) разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям.

18. Соотнесите термин, обозначающий расстройство мышления, и его определение:

1) ментизм а) рассуждения, не соответствующие действительности;
2) разорванное мышление б) погружение человека в свой внутренний мир, ослабевание контактов с действительностью;
3) обстоятельность мышления в) непроизвольный, непрерывный и неуправляемый поток мыслей;
4) аутистическое мышление г) мыслительный процесс становится вязким, малоподвижным, способность выделить главное утрачивается;
5) бред д) нарушаются логические связи, отсутствует смысловое единство.

19. Соотнесите термин и его определение:

1) интеллект а) обобщенная характеристика познавательных возможностей человека;
2) ум б) конкретное умение человека ориентироваться в любой жизненной ситуации;
3) воображение в) процесс опосредованного и обобщенного отражения окружающего мира;
4) мышление г) психический познавательный процесс создания образов объектов ранее частично или полностью не воспринимавшихся субъектом.

20. Соотнесите направление исследований личности и его определение:

 

1) бихевиористский подход а) только небольшая часть активности человека обусловлена сознанием, главную область психики составляет сфера бессознательного, которая определяет личность человека и его поведение;
2) психоаналитический подход б) личность порождается воздействиями окружающей среды;
3) гуманистический подход в) человек не запрограммирован, а открыт для самосовершенствования, наивысшая потребность человека – потребность в самоактуализации.

21. Установите правильную последовательность стадий социализации:

а) стадия индивидуализации; б) трудовая стадия; в) стадия интеграции; г) послетрудовая стадия; д) стадия адаптации.

22. Определите, кто выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:

а) Э. Берн; б) А. Маслоу; в) К.К. Платонов; г) Э. Эриксон.

23. Соотнесите название жизненного психологического кризиса личности с возрастным этапом:

1) кризис доверия – недоверия а) старше 60 лет;
2) автономия в противоположность сомнениям и стыду б) в течение первого года жизни;
3) проявление инициативности в противовес чувству вины в) около 2–3 лет;
4) трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности г) от 12 до 18 лет;
5) личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму д) от 7 до 12 лет;
6) интимность и общительность е) от 3 до 6 лет;
7) забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению» в себя ж) около 20 лет;
8) удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию з) между 30 и 60 годами.

24. Определите институт социализации, в наибольшей степени способствующий самореализации и самоактуализации человека в интересующей его деятельности:

а) семья; б) школа; в) трудовой коллектив; г) учебная группа.

25. Соотнесите термин и его описание:

1) потребности а) объективная необходимость в чем-то, которую сам человек может не переживать и не осознавать;
2) нужда б) отражение в сознании надобности в чем-то, субъективно переживаемое как внутреннее напряжение и побуждающее психическую активность человека;
3) мотив в) совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность;
4) мотивация г) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта и определяющее направление действия.

26. В каком из приведенных определений речь идет о направленности:

а) неосознанная по содержанию и цели потребность;

б) неосознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность;

в) система потребностей, интересов, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций человека, придающая его жизни осмысленность и избирательность.

27. Определите, кто из ученых разработал теорию иерархии потребностей: а) К. Платонов; б) З. Фрейд; в) А. Маслоу; г) А. Адлер.

28. Соотнесите функцию эмоции и ее определение:

1) экспрессивная а) оценка протекания деятельности, ее результатов;
2) сигнальная б) моментальная интеграция всех функций, энергетических ресурсов;
3) мобилизационная в) наличие выразительных движений, сопровождающих эмоции;
4) оценочная г) система сигналов о том, что важно для организма;
5) регулятивная д) управление поведением, порождение стремления к цели;
6) мотивационная е) обмен информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг;
7) коммуникативная ж) оказание мотивирующего воздействия на индивида, организация, направление и побуждение его восприятия, мышления и поведения.

29. Соотнесите термин, обозначающий то или иное переживание, и его определение:

1) страсть а) сочувствие, скрывающееся за смехом над недостатками;
2) аффект б) тонкая, скрытая насмешка при внешнем вполне положительном отношении к тому, о ком идет речь;
3) настроение в) стремительно и бурно протекающая эмоция, неподконтрольная сознанию;
4) стресс г) стойкое и длительное переживание, порождающее неослабную энергию, направленную на достижение цели;
5) юмор д) более или менее длительное и устойчивое общее эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека;
6) ирония е) неспецифическая реакция организма на предъявляемое воздействие.

30. Определите наиболее целесообразный вариант поведения человека, находящегося в состоянии гнева:

1) подавить гнев, никак внешне не проявляя его;

2) излить свой гнев на того, кто этого заслуживает;

3) переключить энергию гнева в другое русло (на достижение значимой цели) или выполнить тяжелую физическую работу.

31. Укажите качества, которые относятся к волевым:

а) целеустремленность; б) самостоятельность мышления; в) решительность; г) быстрота; д) настойчивость; е) пытливость; ж) самообладание; з) оригинальность; и) дисциплинированность; к) критичность; л) мужество.

32. Укажите определение, не относящееся к понятию «темперамент»:

а) динамическая характеристика психической деятельности индивида;

б) индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения;

в) совокупность формальных и относительно устойчивых характеристик поведения, проявляющихся в энергетическом уровне поведения и во временных параметрах реакций.

33. Определите, кому легче поддерживать состояние активности при восприятии относительно нового и сложного материала:

а) интровертам; б) экстравертам; в) сангвиникам, холерикам, флегматикам (обладателям сильной нервной системы); г) представителям всех типов темперамента в одинаковой степени.

34. Определите, какую из черт характера легче всего сформировать у представителя сангвинического темперамента:

а) отзывчивость; б) дисциплинированность; в) трудолюбие; г) общительность.

35. Укажите, формирование какой из следующих черт характера потребует от представителя меланхолического темперамента наименьших усилий:

а) доверчивости; б) решительности; в) обязательности; г) принципиальности.

36. Укажите определение, относящееся к понятию «акцентуация характера»:

а) совокупность индивидуальных особенностей личности человека, устойчиво проявляющихся в деятельности и общении, в его отношении к себе, людям, объектам реального мира и обусловливающих типичные для него формы поведения в схожих ситуациях;

б) совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведение человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение;

в) чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящее за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

37. Установите соответствие особенностей формирования и развития характера с возрастными этапами:

1) высокая восприимчивость к словам, поступкам, поведению окружающих а) от 7 до 15 лет;
2) оформление эмоционально-волевой сферы б) 15–17 лет;
3) приобретение высокой характерологической устойчивости в) 25–30 лет;
4) укрепление рациональных черт (рассудительность, выдержка, ответственность) г) после 30 лет;
5) закрепление таких черт характера, как настойчивость, целеустремленность, упорство, стремление к знаниям д) после 50 лет;
6) старание соответствовать текущим обстоятельствам е) от 2 до 10 лет.

38. Соотнесите психологический феномен и его определение:

1) способности а) высокий уровень развития специальных способностей, их определенное сочетание;
2) склонность б) своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает возможность успешного выполнения какой-либо деятельности;
3) гениальность в) направленность на соответствующую деятельность, потребность в ней;
4) задатки г) индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективным условием успешного осуществления определенного рода деятельности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям и навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения;
5) одаренность д) анатомо-физиологические предпосылки способностей (тип нервной системы, строение мозга, органов чувств, телосложение и т.д.);
6) талант е) высший уровень развития способностей (творческие достижения личности составляют целую эпоху в жизни общества).

39. Определите, какое из приведенных суждений действительно соответствует истине:

а) человек с низким уровнем интеллекта должен получить только ту работу, где думать практически не надо;

б) человек с интеллектом ниже определенного уровня не в состоянии овладеть некоторой конкретной профессией;

в) при наличии определенных личностных качеств человек с низким уровнем интеллекта в состоянии овладеть любой профессией;

г) человек с уровнем интеллекта, лишь немного превышающим пороговое значение, может иметь в конкретной деятельности более высокие результаты, чем тот, чей уровень интеллекта значительно выше.

40. Определите, какие из перечисленных условий следует соблюдать, чтобы обеспечить формирование креативности:

а) минимальная регламентация предметной активности;

б) создание условий независимого поведения;

в) создание условий для подражания творческому поведению;

г) создание условий, блокирующих проявление агрессивного и деструктивного поведения;

д) чередование нестандартных (творческих) задач с задачами, требующими следования определенному алгоритму;

е) социальное подкрепление творческого поведения;

ж) все перечисленные условия.

Ключ к тестовым заданиям

1 – а, г, б, в 21 – д, а, в, б, г
2 – 1, б; 2, в; 3, а 22 – г
3 – 1, б; 2, а; 3, г; 4, в 23 – 1, б; 2, в; 3, е; 4, д; 5, г; 6, ж; 7, з; 8, а
4 – г 24 – в
5 – 1, б; 2, а; 3, г; 4, в; 5, д 25 – 1, б; 2, а; 3, г; 4, в
6 – в, г, е 26 – в
7 – в 27 – в
8 – 1, б; 2, а; 3, г 28 – 1, в; 2, г; 3, б; 4, а; 5, ж; 6, д; 7, е
9 – а 29 – 1, г; 2, в; 3, д; 4, е; 5, а; 6, б
10 – 1, г; 2, а; 3, б 30 – в
11 – б, г. е, з, и 31 – а, в, д, ж, и, л
12 – 2 32 – б
13 – в 33 – г
14 – а 34 – г
15 – 1 35 – в
16 – 1, в; 2, д; 3, а 36 – в
17 – 1, в; 2, г; 3, д; 4, а; 5, е; 6, б; 7, ж 37 – 1, е; 2, а; 3, б; 4, в; 5, г; 6, д
18 – 1, в; 2, д; 3, г; 4, б; 5, а 38 – 1, г; 2, в; 3, е; 4, д; 5, б; 6, а
19 – 1, б; 2, а; 3, г; 4, в 39 – б
20 – 1, б; 2, а; 3, в 40 – а, б, в, г, е

 

Контрольные вопросы

Вопросы на репродуктивном и продуктивном уровне

усвоения материала (оценка знаний 4–8 баллов)

 

1. Основные методы получения фактов в психологии.

2. Психика, психическая реальность, механизмы психики.

3. Сознание и бессознательное.

4. Механизмы психологической защиты.

5. Механизмы психического отражения: ощущение и восприятие.

6. Память и внимание как психические познавательные процессы.

7. Мышление и воображение.

8. Основные теории личности: бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология.

9. Механизмы социализации личности.

10. Стадии развития личности (по Э. Эриксону).

11. Причины активности человека: потребность – нужда – мотив – мотивация – мотивировка.

12. Направленность как одна из ведущих характеристик личности.

13. Теория иерархии потребностей (А. Маслоу).

14. Развитие и нарушения мотивационной сферы.

15. Эмоциональные процессы и управление эмоциями.

16. Психические состояния личности.

17. Воля как психический процесс регуляции деятельности.

18. Основные классификации темпераментов.

19. Типы акцентуаций характера (К. Леонгард).

20. Способности как психические свойства личности.

Вопросы на творческом уровне усвоения материала

(оценка знаний 9–10 баллов)

 

1. Сравнительный анализ основных методов получения фактов в психологии.

2. Особенности интеллектуального поведения животных.

3. Механизмы психологической защиты как необходимость и как препятствие для личностного роста.

4. Мышление и воображение: сравнительный анализ.

5. Бихевиоризм, психоанализ, гуманистический подход: какая из этих теорий с наибольшей убедительностью объясняет поведение человека (рассмотреть на конкретном примере).

6. Расположите механизмы социализации по их значимости для формирования личности. Подтвердите свое мнение конкретными примерами.

7. На конкретном примере опишите формирование личности в рамках концепции А. Маслоу (теория иерархии потребностей).

8. В чем заключаются трудности общения с людьми с нарушениями мотивационной сферы. Опишите модель поведения подобных личностей (приведите, по возможности, конкретные примеры).

9. Опишите примерное самочувствие и поведение лиц, находящихся в состоянии стресса, дистресса, фрустрации, аффекта. Каковы, на ваш взгляд, пути выхода из подобных отрицательных психических состояний?

10. Признаки и причины стрессового напряжения. Возможные пути избавления от стресса (показать на конкретном примере).

11. Опишите примерное поведение лиц с ярко выраженными особенностями темперамента. В чем заключается суть индивидуального подхода к таким людям в русле воспитательной работы?

12. Опишите трудности в общении и во взаимодействии с людьми с ярко выраженной акцентуацией характера (несколько типов по выбору). Наметьте возможные пути продуктивного взаимодействия с ними.

13. В чем заключаются особенности и разница в поведении и деятельности человека одаренного, талантливого и гениального (рассмотрите на конкретном примере)?

 

ЛИТЕРАТУРА

 

О с н о в н а я

 

1. А н д р и е н к о, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений / Е.В. Андриенко. М.: Академия, 2000.

2. Б о р о з д и н а, Г.В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Г.В. Бороздина. Минск: БГЭУ, 2009.

3. К о з у б о в с к и й, В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учеб. пособие / В.М. Козубовский. Минск: Амалфея, 2007.

4. К о з у б о в с к и й, В.М. Общая психология: личность: учеб. пособие / В.М. Козубовский. Минск: Амалфея, 2007.

5. Н е м о в, Р.С. Психология: учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2002. Кн. 1.

6. Р а д у г и н, А.А. Психология: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / А.А. Радугин. М.: Центр, 2001.

7. С т о л я р е н к о, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко.Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

8. Ч е х о в с к и х, М.И. Психология: учеб. пособие / М.И. Чеховских. 4-е изд. Минск: Новое знание, 2008.

 

Д о п о л н и т е л ь н а я

 

9. Г и п п е н р е й т е р, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Че Ро, 1998.

10. Г о д ф р у а, Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа. М.: МИР, 1996. Т. 1.

11. М а к с и м е н к о, С.Д. Общая психология / С.Д. Максименко. М.: Рафл-бук; Киев: Ваклер, 1999.

12. М о р о з о в, А.В. Деловая психология: курс лекций / А.В. Морозов. СПб.: Союз, 2000.

13. Р а й г о р о д с к и й, Д.Я. Психология и психоанализ характера: хрестоматия по психологии и типологии характеров / Д.Я. Райгородский. Самара: БХАРАХ, 1998.

14. С е р о в а, Л.Г. Тесты для отбора персонала. Сер. «Психологический практикум» / Л.Г. Серова. Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

15. С т о л я р е н к о, Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Сер. «Учебники, учебные пособия» / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин.Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

 

2. Психология межличностных отношений

 

Л е к ц и я 7. Межличностные отношения и общение

 

7.1. Психология взаимодействия людей

 

Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны вне общения и взаимодействия с другими людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как влияют друг на друга и как относятся друг к другу. В качестве единицы анализа в социальной психологии рассматривается ситуация взаимодействия двух и более людей. Это – взаимонаправленные действия индивидов.

Социальное взаимодействие анализируется на двух уровнях: микро и макро. Взаимодействие людей друг с другом, в парах, в малых группах или межличностная интеракция – явления микроуровня. Макровзаимодействие связано с крупными общественными структурами, основными институтами общества: религией, семьей, экономикой.

Социальная жизнь возникает и развивается, потому что существует взаимосвязь людей, создающая предпосылки взаимодействия их друг с другом. Зависимость людей друг от друга как проблема человеческих взаимоотношений составляет ядро существования человека. У каждого из нас есть сильнейшая потребность вступить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты. Она обусловлена биологическими и социальными причинами и способствует выживанию человека. Найдя родственную «душу», поддерживающего нас человека, которому можно довериться, мы чувствуем себя счастливыми, защищенными, жизнестойкими. Потеряв родственную душу, люди испытывают ревность, одиночество, отчаяние, боль, гнев, обездоленность, замыкаются в себе.

Человек – это общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с другими людьми. Единица взаимодействия называется транзакцией. Эрик Берн писал: «Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Человек, к которому обращен транзакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Мы называем этот ответ транзакционной реакцией».

Этот психолог выделяет позиции Родитель, Взрослый, Ребенок, которые создают реальный процесс взаимодействия. Позиция родителя предполагает склонность к доминированию, конкуренции, к проявлению власти и чувства высокой самоценности, к поучению и критическому осуждению. Позиция взрослого – склонность к равноправному сотрудничеству, признанию за собой и другими равных прав и ответственности за исход взаимодействия. Позиция ребенка – это склонность к подчинению, к поиску поддержки и защиты («послушный ребенок») либо эмоциональному импульсивному протесту, бунту, непредсказуемым капризам («бунтующий ребенок»).

Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, игра, социальное влияние, конфликты, подчинение, ритуальное взаимодействие и др.

Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии, аттракции. Тесные взаимоотношения, обеспечивающие поддержку и дружеское чувство, связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что такие положительные взаимоотношения улучшают здоровье, уменьшают вероятность преждевременной смерти. «Дружба – сильнейшее противоядие от всех напастей», – говорил Сенека.

Формированию аттракции (привязанности, симпатии) способствуют приведенные ниже факторы.

1. Частота взаимных социальных контактов (большинство людей начинают дружить и вступают в брак с теми, кто живет, учится, работает неподалеку).

2. Феномен «равного» (люди склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто равен им по интеллектуальному уровню и столь же привлекателен, как и они).

3. Чем привлекательнее человек, тем вероятнее приписывание ему положительных качеств. Отличающиеся привлекательностью люди имеют более престижную работу, больше зарабатывают.

4. Отрицательно на аттракцию влияет «эффект контраста»: например, мужчинам, только что разглядывавшим журнальных красоток, обычные женщины и жены кажутся менее привлекательными.

5. «Эффект усиления»: когда мы находим у кого-либо черты, схожие с нашими, это делает человека более привлекательным для нас.

6. Сходство социального происхождения, интересов, взглядов важно для установления отношений («мы любим тех, кто похож на нас и делает то же, что и мы», – указывал Аристотель).

7. Для продолжения отношений необходимы взаимное дополнение, компетентность в области, близкой нашим интересам.

8. Нам нравятся те, кому нравимся мы.

9. Если чувство собственного достоинства человека было уязвлено в какой-то предыдущей ситуации, то ему больше понравится новый знакомый, доброжелательно уделяющий ему внимание (это помогает объяснить, почему иногда люди так страстно влюбляются после того, как их ранее отверг другой, затронув тем самым их самолюбие).

10. Вознаграждающая теория привлекательности: согласно ей, нам нравятся те люди, чье поведение нам выгодно, или те, с кем мы связываем выгодные нам события.

11. Принцип взаимовыгодного обмена или равного участия: то, что вы и ваш партнер получаете от ваших взаимоотношений, должно быть пропорционально тому, что каждый из вас в них вкладывает.

Если двух и более многое связывает, формируется фактор близости. С укреплением взаимосвязей, когда люди делают друг другу приятное, формируется симпатия. Когда же они взаимно обнаруживают достоинства и признают право за собой и другими быть такими, какие они есть, – формируется уважение. Такие формы взаимодействия, как дружба и любовь, удовлетворяют потребность людей в приятии.

 

7.2. Психология общения

 

Общение – это сложное полифункциональное явление, в основе которого лежит обмен деятельностью и ее результатами, а также информацией, опытом, умениями и навыками. Общение между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичные формы межличностного общения – анонимное, функционально-ролевое и неформальное.

Анонимное общение – взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми (пассажиры и т.п.).

Формальное общение – различной продолжительности связи между людьми, которые выполняют определенные функции по отношению друг к другу: покупатель – продавец, врач – больной и т.д.

Неформальное общение – всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений (контакты между коллегами во время досуга, между близкими людьми и т.д.).

Деловое общение возникает в ситуации, когда интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (обман, псевдодоброта и т.п.).

Светское общение – люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.

Условно можно выделить три стороны общения: коммуникативную, интерактивную, перцептивную.

Коммуникативная сторона общения. Общение – это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, настроениями и т.д. Содержание конкретной коммуникации может быть различным: обсуждение новостей, сообщение о погоде или спор о политике и т.п. Необходимо помнить, что коммуникация в общении всегда значима для ее участников, так как обмен сообщениями происходит ради достижения целей, удовлетворения потребностей и т.д.

Практически для каждого важно уметь общаться таким образом, чтобы его правильно понимали, слушали и слышали. В большинстве ситуаций ответственность за эффективность общения несет говорящий. Это его вина, если он не смог привлечь внимания к главному. Иными словами, слушающий – пассивная сторона, а говорящий – активная.

Барьеры при коммуникации могут носить и чисто выраженный психологический характер. Чрезмерная застенчивость одного из партнеров, скрытность другого, некоммуникабельность третьего, неприязнь по отношению друг к другу, недоверие – все это и многое другое может обусловливать проблемы в общении.

Интерактивная сторона общения. Действие – главное содержание общения. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например, «он на меня надавил, но я не поддался», «он подстроился под меня», «он нанес мне удар» и т.д. В своем собственном общении мы также постоянно реагируем на действия партнера. В одном случае нам кажется, что партнер нас обижает, и мы отстаиваем себя, в другом – что он нам льстит, в третьем – что он нас куда-то «толкает». Что позволяет нам понять смысл действий партнера? Смысл и содержание взаимодействия невозможно понять вне определенной ситуации. Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля на основе норм – принятых в обществе образцов поведения. Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и, таким образом, исполняет определенные роли при взаимодействии с другими людьми. Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие, проникновение одной личности в психику другой с целью изменения взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний.

Для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности.

Перцептивная сторона общения. Вопросы о том, как происходит «беглое чтение» другого человека, что позволяет нам понимать его поведение, встает перед каждым из нас.

Психологами определены несколько типовых схем, по которым строится образ другого человека и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Знание этих схем способствует пониманию того, как формируется первое впечатление о человеке.

Самоподача (самопрезентация) как механизм социального восприятия. Под этим механизмом понимается способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера. К подобным механизмам социального восприятия относятся самоподачи превосходства, привлекательности, отношения, актуального состояния и причин поведения. Этот механизм имеет большое значение для руководителей, преподавателей и др.

Самоподача привлекательности. Привлекательность также является предметом управления. Правило самоподачи привлекательности гласит: не одежда сама по себе делает нас привлекательными, а та работа, которая затрачена нами на ее приведение в соответствие с нашими внешними данными.

Самоподача отношения. Способы самоподачи отношения можно разделить на вербальные и невербальные. Вербальные способы нам хорошо известны по приемам, используемым подхалимами.

Самоподача актуального состояния и причин поведения. Огромное количество таких употребляемых оборотов, как «я не виноват, что…», являются достаточно простыми и всем доступными средствами самоподачи, в которой внимание партнера привлекается к той причине собственных действи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: