Педагогическое обоснование.




Тема ВКР: «Использование игровых методов в развитии коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

Педагогическая ситуация № 1.

(стандартная ситуация)

Описание ситуации.

Детям, Маше и Алине (старший возраст) понравилась одна и та же кукла, у девочек возникла конфликтная ситуация и они взялись отбирать игрушку друг у друга. Воспитатель предложила девочкам успокоиться, но не стала вникать в суть конфликта. Она развела их в разные стороны и отобрала куклу.

Оценка ситуации.

Такое поведение происходит, так как дети не умеют решать конфликтные ситуации, не учитывают интересы друг друга, не умеют идти на уступки и находить компромисс.

Прогнозирование результатов.

Если не научить детей решать конфликты мирным путем, в дальнейшем это может закончится новыми конфликтами и даже дракой. Неправильное поведение воспитателя может привести к потере авторитета взрослого в глазах ребенка. Ребенок перестанет верить в справедливость, и у детей не сформируются умения правильно разрешать конфликтные ситуации.

Решение.

Можно попробовать предложить детям, следующие варианты разрешения конфликта: играть с куклой вместе; играть по очереди, определив очередь считалкой или выбрать определенное время для игры.

Также чтобы в дальнейшем таких ситуаций не возникало, нужно объяснить детям, что в общении с окружающими нужно уметь договариваться, высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую. Для этого в рамках воспитательной работы нужно:

1) Использовать коммуникативные игры для профилактики и преодоления конфликтных ситуаций.

2) Устраивать сюжетно-ролевые игры, показывающие примеры правильного поведения в конфликтных ситуациях. Также можно использовать для этого чтение сказок, просмотр мультфильмов.

3) Проводить беседу о реальных или вымышленных конфликтных ситуациях, подталкивая детей к анализу – спрашивать, из-за чего произошла ссора, как бы они чувствовали себя на месте каждого участника, как можно примирить участников конфликта.

Психологическое обоснование.

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры). В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию конфликта.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют: недостаточное развитие коммуникативных навыков, неразвитость игровой деятельности, сниженный уровень произвольности, сниженную самооценку.

Игра одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр.

Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников.

(Н.Н. Обозов – «Психология межличностных отношений»).

Педагогическое обоснование.

Задача взрослых при разрешении детских конфликтов состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера, находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта.

Разрешение конфликта – это: минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия устранение полностью или частично причин, породивших конфликт изменение целей участников конфликта достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.

В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.

Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности.

При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта.

Также при разрешении конфликтов воспитателю необходимо использовать демократический стиль, который означает что, в детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость. Воспитатель придерживается позиции равноправного партнерства, обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: