Программа
Летнего лагеря досуга и отдыха
«Этюды солнца пленэр 2019»
Возраст детей: 7-17лет
Автор программы:
Матвеев И.Н
педагог дополнительного образования,
Год создания программы – 2019 г.
Пермь 2019
Пояснительная записка
Летний лагерь с дневным пребыванием формируется из детей Мотовилихинского района, а также студийцев изостудии «АРТ-С».
Общее количество 20-25 детей в возрасте от 7 до 17 лет. Форма объединения - отряд. Коллективная творческая деятельность детей реализуется по разновозрастному принципу.
Проек Программы лагеря на июнь 2019 года
Вожатые лагеря: Матвеев И.Н - педагог доп., обр.
Селиванов.В.В - педагог доп., обр.
Время проведения с 03.06 по 28.06 2019 г.
Тема Лагеря: Наш мир Театр, а куда без художника…
Девиз: Театр начинается с вешалки, пленэр с этюда….
Общее кол-во дней 19.
Цель: развитие творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей, приобщение к культуре родного края, любовь к окружающему миру, развитие навыков видения прекрасного в простых вещах, развитие профессиональных навыков для дальнейшего поступления в ВУЗы в будущем.
Задачи:
- создать условия для организованного отдыха детей;
- приобщать обучающихся к творческим видам деятельности, развивать творческое мышление;
- организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации в индивидуальном и личностном потенциале;
- прививать культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру;
- формировать навыки общения.
- познакомить с творчеством художников
- совершенствовать приемы рисования углем, акварелью, ознакомить с техникой масляной живописи на личном примере
- привить навык подачи готового материала в оформленном виде (научить оформлять и готовить выставку)
Педагогические принципы реализации программы
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, педагогам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса. Любовь к животным и всему к чему прикасается душа, рука и взгляд художника
Принцип единства
-Обучение в разновозрастном коллективе, младшие получают опыт на практике от старших
- Оценка работ по принципу качества цельности, нестандартного подхода в выполнении поставленной задачи, а не возраста и уровня подготовки
- Работа по принципу образца мастеров прошлого, настоящего и современников
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня теория – практика)
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
-
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
- сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей.
Принцип уважения и доверия
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
- доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении поставленных задач и предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
Содержание
Лето - это маленькая жизнь. Летний лагерь дает возможность ребенку провести это время насыщенно, радостно, а также получить новые знания, и друзей. Лето для детей – это возможность разрядить накопившуюся за год напряжённость, пополнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Этот период как нельзя благоприятен для развития творческого потенциала, приобщения к культурным ценностям, совершенствования индивидуальных возможностей, вхождения в систему новых социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Основная направленность нашего лагеря – художественная. Формы работы с детьми самые разнообразные: Участие в основных праздниках лагеря (открытие закрытие смены, дни рождения, открытие закрытие выставки, мастер классы, компьютерная графика, печать и масштабирование готовых работ на принтере, рисование акварелью, углем и т.д.), пленэры, беседы о безопасности, ПДД, конкурсы на лучшую работу, шарж, набросок, интеллектуальные викторины по знаниям искусства и художникам, походы, экскурсии.
Коллектив педагогов совместно с детьми определяет программу работы, рисуют вместе с детьми, старшие ребята помогают справляться с заданиями младшим. В отряде выбирается активная группа детей, которая помимо помощи педагогам в организации проведении мероприятий (концертов, викторин, бесед, игр др.) ведут летопись смены, выкладывают у себя на странице в вк материал о прожитом дне
Общий план
с 9-00 до 9-30 – сбор детей, минутка здоровья;
с 9-30 –зарядка
с10.00 завтрак
с 10-30 до 13-00 профмероприятия по плану (экскурсии, походы, встречи, рисование на природе, поиск интересных мест города, изучение достопримечательностей города и т.д.культмассовые мероприятия, выступления)
с13-00 до 13-30 – обед;
с 13-30 – до 14.30 просмотр выполненных работ, отбор лучших, анализ, подготовка к итоговой выставке, репетиции к выступлению на открытие и закрытие смены (подготовка необходимых материалов, рамки планшеты и т.д.)
с14-30 – уход детей домой (информация на следующий день)
План работы лагеря досуга и отдыха «Этюды Солнца» июнь 2018
3июня (понедельник) 1.День театрального художника (открытие) 9.30 –Общий сбор (зарядка) 10.00-завтрак 10.30- День знакомства (знакомство с пленэром, ребятами, планом лагеря) ,Инструктаж ТБ, ПДД, ЧС и ПБ. Беседа о правилах безопасности на дороге. Рисуем городской пейзаж в радиусе АРТ-С 13.00-Обед 13.30-Посвящение в театральные художники. Подготовка к выставке (отбор, анализ работ за день) | 4 июня (вторник) 2.Театр с вешалки, пленэр с кисточки 9.30 – Общий сбор (зарядка) 10.00-завтрак 10.30-медосмотр 13.00-Обед 13.30-Занятия по профилю (этюды и наброски на природе в городе) | 5 июня (среда) 3.Арт. поход 9.30 – Общий сбор (зарядка) 10.00-завтрак 10.30-Посещение Пермской художественной галереи 13.00 Обед 13.30 Занятия по обсуждению искусства, работ. «Художник и его значение» | 6 июня (четверг) 4.Маскарад (Боди арт. расписываем лица) 9.30- Общий сбор(зарядка) 10.00-завтрак 10.30-Бодиарт (расписываем лица, под любимых героев, создание театральных масок) 13.00-Обед 13.30- Занятия по профилю (изучение пейзажистов Саврасов, Левитан) Пейзажи города акварелью на состояние/Мастер-класс от педагога Матвеева И.Н (пейзаж маслом) | 7 июня (пятница) 5.Искусство на сцене (подготовка декорации к выступлению) 9.30 – Общий сбор (зарядка) 10.00-завтрак 10.30 Пленэр (наброски и этюды углем) 13.00-Обед 13.30.Продолжаем работать на Пленэре |
10 июня (понедельник) 6.Арт. прогулка (пленэр) 9.30 Общий сбор(зарядка) –10.30-Рисуем в горьковском парке 13.00- Обед 13.30-Пишем Сирень(акварель, изучаем примеры работ М.Врубеля, Грабарь, Кончаловский) | 11 июня (вторник) 7.День в зоопарке 9.30 – Общий сбор (зарядка) 10.00-завтрак 10.30-Работа на пленэре, этюды акварелью на состояние (работаем по погоде, если дождь работаем в Арт. - с, наброски театральных сцен) 13.00-Обед 13.30-продолжаем работать на природе (графические наброски углём) деревья, растения | 12 июня (среда) 8.Выходной | 13 июня (четверг) . 9.Окрестности города 9.30 – Общий сбор(зарядка) 10.00-завтрак 10.30-Поход в зоопарк (наброски животных различными материалами) 13.00 Обед 13.30 Подготовка к выставке (просмотр работ, наброски на движение) | 14 июня (пятница) 10.Окрестности города 9.30 – Общий сбор (зарядка) 10.00-завтрак 10.30-Работа на пленэре, этюды акварелью сирени 13.00-Обед 13.30-продолжаем работать на природе (графические наброски углём), доработка животных в сепии (графический материал) |
17июня (понедельник) 11.Дом художника 9.30 – Общий сбор(зарядка) 10.00-завтрак 10.30-Работа на пленэре, этюды акварелью растений, цветов, посещение Дома художников 13.00-Обед 13.30- продолжаем работать на природе, рисунок углем | 18 июня (вторник) 12.Театральный день (поход в театр) 9.30 – Общий сбор (зарядка) 10.30-ТЮЗ (спектакль) 13.00-Обед 13.30-Работа на пленэре, этюды акварелью растений, цветов. Обсуждение спектакля, рисунки по спектаклю | 19 июня (среда) 13.Костюмная вечеринка 9.30 – Общий сбор(зарядка) 10.00-завтрак 10.30-Поездка в Зоопарк 13.00-Обед 13.30 Работа по профилю в отряде | 20 июня (четверг) 14.День песен, сцен, набросков 9.30 – Общий сбор(зарядка) 10.00-завтрак 10. Мастер класс маслеными красками (Матвеев И.Н) 13.00-Обед 13.30-наброски в студии под песни и театральные сцены, игра на гитаре | 21 июня (пятница) 15.День встреч (гости студии) 9.30 – Общий сбор (зарядка) 10.00-завтрак 10.30Занятия по профилю в отряде (акварель) 13.00-Обед 13.30 Приглашённый гость в студию (художник, искусствовед) Подготовка к итоговой выставке |
24 июня (понедельник) 16.Райский сад 9.30 –Зарядка 10.00-завтрак 10.30-Занятия по профилю (Висим, поездка в Райский Сад, пленэр) 13.00-обед 13.30-Финальная подготовка к выставке Концерт «Минута славы». (Песни танцы, игра на музыкальных инструментах и др.) | 25 июня (вторник) 17.Арт. прогулка 9.30 –Зарядка 10.00-завтрак 10.30-Занятия по профилю 13.00-обед 13.30 Рисование деревьев (Подготовка к выступлению на финальный концерт-закрытие смены Антей полис коммуникаций выступление 7-10мин) | 26 июня (среда) 18.Арт. прогулка 9.30 зарядка 10.00Завтрак 10.30Занятия по профилю (подготовка к концерту, выставке)по городу 13.00Обед 13.40 Доработка набросков, композиций в студии АРТ-С | 27июня (четверг) 19.Занавес закрывается (концерт и итоговая выставка) 9.30 зарядка 10.00Завтрак 10.30Занятия по профилю (подготовка к концерту и выставке) 12.00Вручение итоговых наград 13.00Обед 13.40Праздник закрытия. Итоговая выставка «Пленэр 2019» (приглашение родителей, гостей) |
Ожидаемые результаты
В ходе реализации программы ожидается:
- укрепление физических и психологических сил детей и подростков;
- развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;
- получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности;
- развитие коммуникативных способностей и толерантности;
- повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально - значимую деятельность;
- приобретение новых знаний и умений в результате занятий;
- расширение кругозора детей;
- повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм;
- новые знания о художниках;
- укрепление навыков рисования углем и акварелью.
Примерный план-сетка
1-й день. Количество профнагрузки3часа
Встреча с детьми и их родителями, знакомство с распорядком и программой работы летнего лагеря.
Игры на знакомство и сплочение коллектива. Рассказ о художественных ВУЗах страны (просмотр фильма про Художественно – промышленную академию им. Штиглица в Санкт-Петербурге) Обсуждение и план подготовка к выставке.
Беседа о правилах безопасности на дороге. Беседа «Мы пешеходы!»
2-й день. Количество профнагрузки3часа
Самоуправление. Выбор актива, оформление отрядного уголка: название отряда, речёвка, девиз, эмблема. Пилотки отряда АРТ-С
Творческая мастерская «Азы компьютерной графики» (программа Corel Draw),мастер-классы педагогов.
Беседа «Правила поведения в столовой». Организация дежурства.
3-й день. Количество профнагрузки3часа
Поездка в Пермскую Художественную Галерею. Инструктаж, ТБ. Наброски и зарисовки, наброски на движение фигуры в пространстве, на природе. Выставка рисунков «Наброски».
Праздник открытия лагерной смены (подготовка 2 номеров: отрядная песня и театральное выступление театра студии «АРТ-С»)
4-й день. Количество профнагрузки2часа
4.Маскарад (Боди арт.)
Рисование и писание городского пейзажа на состояние. Материал: акварель, бумага, карандаш. Беседа и знакомство с русскими пейзажистами.
Расписывание масок (грим под любимого героя,животного).
5-й день. Количество профнагрузки3часа
Знакомство с видами пейзажа. Пленэр.
Выставка набросков и этюдов углем. Пейзаж гелевой ручкой
6-й день. Количество профнагрузки3часа
Конкурс «Веселый репортаж» (рисунки, карикатуры, шаржи).
Игра «Мы единая сплоченная команда». Изучение тональной живописи, этюды на состояние(солнце, пасмурная погода и т.д.) Знакомство с художником пейзажистом Крымовым Н.П
7-й день. Количество профнагрузки3часа
День в зоопарке
Поездка в Пермский Зоопарк. Инструктаж, знакомство с процессом работы.
Наброски и зарисовки индустриального пейзажа, заводов и т.д. (по памяти и с натуры)
Отбор и анализ работ. Просмотр художников (Дейнека А.А)
8-й день.
Выходной. Праздник «День города»
Ребята работают самостоятельно дома (копии рисунков).
9-й день. Количество профнагрузки3часа
Поездка в Пермский Зоопарк. Инструктаж по Т.Б по зоопарку.
Изучение животных и художественный анализ в художественном материале
Рисунок животных в Пермском зоопарке на примере русских и зарубежных художников (Ватагин, Делакруа и др.)
10-й день. Количество профнагрузки3часа
интеллектуальная игра «Гимнастика ума».
по знаниям художников
Изучение цветов сирени, пишем акварелью сирень.
11-й день. Количество профнагрузки3часа
Поездка В Дом Художника(ул.Горького 27) Инструктаж Т.Б.Рисунок углём. Рисунки по примерам Саврасова, Фешина, Репина.(линия, штрих, пятно)
Пушкинский день. Чтение стихов, сказок. Конкурс рисунков по сказкам Пушкина А.С.
12-й день. Количество профнагрузки2часа
Поход в театр. Инструктаж Т.Б.Рисуем театральные эскизы по спектаклю (рисунки, сцены, костюмов)
Материал: фломастеры, карандаши, акварель
13-й день. Количество профнагрузки3часа
Поездка в Зоопарк. Инструктаж по ТБ. Обсуждение работ на выставке, знакомство с Пермскими мастерами искусства. Подготовка к выставке (беседа, как правильно оформлять выставку)
14-й день. Количество профнагрузки3часа
Экскурсия в музеи города (Марис-арт).
Рисование набросков и зарисовок городского пейзажа. Мастер класс масляными красками. Преподаватель Матвеев И.Н. Последовательность ведения работы и т.д.
15-й день. Количество профнагрузки2часа
День встреч (гости студии)
Подготовка к итоговой выставке. Доработка лучших работ, печать работ на принтере, работа в графических компьютерных программах. Оформление стенда. Репетиция выступления «Наш пароход вперёд лети…»
16-й день. Количество профнагрузки 2часа
Райский сад (рисунки и акварели в парке)
Концерт «Минута славы». (Песни танцы, игра на музыкальных инструментах, выступление театральное студийцев и др.) Персональная выставка преподавателя Матвеева И.Н.
Наброски артистов (музыкантов, танцоров, певцов и др.) Приглашение гостей, родителей, начальника лагеря ДЮЦ «Антей»
17-й день. Количество профнагрузки3часа
Отбор и сканирование работ, фотографий с выставки в студии и подготовка к закрытию и итоговому выступлению в ДЮЦ «Антей» изостудии АРТ-С. Подготовка рам и стендов для выставки в ДЮЦ «Антей»
Просмотр (онлайн) мировых выставок в сфере дизайна, живописи, графики. Просмотр конкурсантов. Выявление лучших работ. Итоговая беседа «Что такое для вас летний пленэр»
18 –й день. Количество профнагрузки3часа
Отбор работ, мастер-класс, обсуждение.
19-й день. Количество профнагрузки1часа
Главный итоговый концерт в ДЮЦ «Антей» Встреча в отрядах, выступления, награждение, приглашение гостей.
Праздничный запуск шаров. Мероприятие «До новых встреч»
Составление летописи творческой смены вчера, сегодня, завтра.
Праздник закрытия смены.
Общее количество профессиональной нагрузки: 46 часов
Список литературы
1.Дети и социум. Методический сборник. – Екатеринбург,1994г.
2."Кот, петух и лиса". Русская народная сказка
3.Луиза Гордон. Рисунок. Техника рисования фигуры человека в движении. Издательство: Эксмо. 2001г.
4. Макаренко А.С. «Педагогическая поэма»/ Сост., вступ. ст., примеч., пояснения С.Невская – М.: ИТРК, 2003. – 736 с., ил
5. Педагогика лета. Сборник программ и методических материалов для организаторов летних оздоровительных лагерей. – Пермь, 2002г.
6.Русская живопись. Энциклопедия. АСТ, АСТ Москва, 2015г
7.Шматова Ольга Валерьевна Редактор: Дубенюк Н. Самоучитель по рисованию акварелью Издательство: Эксмо, 2010 г
8.Что делать, если ребенок обгорел на солнце или получил солнечные ожоги.https://www.soschildren.ru/firsthelp/chto-delat-esli-rebenok-obgorel-na-solntse-ili-poluchil-solnechnyie-ozhogi.html