Классификации на основе частных критериев




Лекция №3

Тема: «Классификация нарушений развития у детей»

План занятия

1. Критерии составления классификаций нарушения развития детей.

2. Параметры дизонтогенеза.

3. Практикоориентированные классификации нарушений развития В.В. Лебединского, Б.П. Пузанова, А.Г. Лапшина.

 

1. Критерии составления классификаций нарушения развития детей.

Любая наука, изучая сущность исследуемого объекта, пытается внести определенный элемент упорядоченности в свои собственные представления о нем. Изучаемые явления объединяются в разнообразные группы, типы, т.е. классифицируются. Тем самым возникает возможность понимания внутренних законов исследуемых явлений. И чем они (эти явления) многообразнее, тем больше может возникать различных классификаций. Таким образом, классифицирование можно рассматривать как своеобразный метод познания общих законов, лежащих в основе всего многообразия изучаемого предмета. По сути, историю науки можно изучать по тому, как в ней происходит смена одной классификационной системы на другую, как осуществляется неизбежный переход от эмпирико-феноменологических (описательных) классификаций к категориальным.

Специальная психология также создает свои классификации различных типов нарушенного развития. Их множество связано прежде всего с многообразием сторон, свойств, качеств и элементов развивающейся психики, каждая из которых может оказаться нарушенной в процессе своего становления в связи с действием различных патогенных факторов.

Классификации на основе частных критериев

Классификации отличаются друг от друга в зависимости от того, какой критерий берется в качестве их основания. Могут использоваться одновременно несколько критериев — тогда классификация приобретает более дробный характер. Важным свойством классификации является также возможность использовать ее на практике — в научных исследованиях часто применяются так называемые рабочие, временные классификации, выступающие в качестве вспомогательного средства при решении конкретных научных задач.

Классификация по времени возникновения отклонений. Например, все многообразие отклонений мы можем разделить по признаку времени их возникновения. Тогда мы должны выделить группу врожденных нарушений и приобретенных, т.е. появившихся уже после рождения. Внутри группы врожденных нарушений нам следует выделить подгруппу нарушений, связанных с наследственной патологией, так как не все врожденное является наследственным, но все наследственное чаще всего бывает врожденным. Группа приобретенных нарушений может быть разделена на рано и поздно приобретенные. Возрастная граница между ними может быть различной. Так, в случаях нарушения слуха имеет значение время его потери относительно сроков развития речи, т.е. периодов, когда речь еще не начинала свое формирование, периодов первоначального развития и возраста, когда речь была уже относительно сформированной. Этот пример весьма показателен, он демонстрирует принцип хроногенности, т.е. связи тяжести отклонения в развитии со временем возникновения основного нарушения. Именно поэтому небезразлично, когда возникло нарушение: от этого зависит во многом прогноз будущего развития, характер и содержание коррекционных мероприятий, имеющих или не имеющих возможности опоры на результаты периода нормального развития, если таковые имеются.

Классификация по обратимости отклонений. Если мы используем другой критерий — обратимость возникающих отклонений, то в этом случае многообразие их вариантов можно будет разделить на необратимые отклонения, частично обратимые и практически обратимые. В отношении последней группы обратимых отклонений, т.е. таких нарушений, которые способны трансформироваться в нормальное развитие, можно будет говорить о скорости или темпах обратимости. В таком случае мы получаем еще и несколько подгрупп.

Классификация по этиологическому критерию. Весьма часто в создании классификации используется этиологический критерий, т.е. основная причина, вызвавшая отклонение. Сами по себе этиологические факторы весьма разнообразны, что приводит к необходимости и их классифицирования. В этом случае могут быть выделены нарушения церебрально-органического, психогенного и соматогенного происхождения.Этиологические факторы иногда пытаются предельно обобщить, объединяя их в две большие группы — социальные и биологические причины отклонений в развитии. При этом приходится признать, что в изолированном виде эти факторы выступают крайне редко. Поэтому при выделении групп отклоняющегося развития по этим критериям указывают на относительное преобладание социальных неблагоприятных условий в происхождении того или иного нарушения или на относительное доминирование биологического фактора (будь то инфекция, интоксикация, асфиксия или травма).

Классификация по темпу психического развития. С точки зрения клинического подхода традиционным стало деление всех форм отклонений в развитии на две большие и весьма многообразные по составу группы. Первая из них обозначается термином ретардация, под которым понимается запаздывание, или приостановка, психического развития любого происхождения. Выделяют две разновидности ретардации — общую (тотальную) и частичную (парциальную). В последнем случае речь идет о запаздывании развития отдельных функций, сторон психики или свойств личности.

Выражением ретардации может являться общее психическое недоразвитие в разнообразных формах умственной отсталости. Парциальная ретардация проявляется в виде незрелости отдельных сторон психики и психических функций: речи, внимания, психомоторики, восприятия, недостатками школьных навыков — чтения, счета, письма.

Другая группа вариантов отклоняющегося развития называется асинхрония. Она характеризуется сочетанием выраженного опережения в развитии одних функций со значительным отставанием темпа формирования других, что приводит к дисгармонии структуры психики, ее искажению и диспропорциональности.Несложно понять, что в качестве критерия указанного деления используется темповый признак процесса психического развития в целом и отдельных его сторон в частности.

В дополнение к двум указанным группам дизонтогенеза В. В. Ковалев выделяет еще и третью, связанную с механизмами высвобождения и фиксации более ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования.

Классификация по функциональным блокам мозга. В попытках классификации отклонений в развитии используются и другие критерии. Так, весь спектр психических функций может быть разделен на регуляторные (или общие) и исполнительские (частные). Тогда и отклонения в развитии могут быть разделены на нарушения частных функции (гнозис, прексис, речь) и общих регуляторных, связанных с работой лобных отделов мозга. Построение такого рода классификации основано на теории трех функциональных блоков в работе мозга, созданной А. Р. Лурией.

Классификация по количеству патологий. Достаточно простым, но не лишенным практического смысла является деление отклонений в развитии на монофакторные и мультифакторные. К монофакторным относятся нарушения, в основе которых лежит патология какого-то одного органа или системы, например нарушения в развитии, связанные с патологией зрения, слуха или двигательной сферы и т.д. Мультифакторные отклонения в развитии имеют в своей основе сочетание двух или более патологий, например нарушение развития в условиях слепоглухоты или при сочетании глухоты с умственной отсталостью и т.п.

2. Параметры дизонтогенеза.

Дизонтогенез (аномальное развитие) – нарушение нормального психического развития.

Параметры дизонтогенеза:
1. Функциональная локализация нарушения. В зависимости от последней целесообразно различать два основных вида дефекта. Частный дефект обусловлен дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи. Гнозис – сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на распознавание объекта как целого и отдельных его характеристик. Проявлениями недостаточности зрительного гнозиса являются трудности узнавания заштрихованных, перевернутых, недорисованных изображений, трудности выделения целостного изображения из фона. Недостаточность слухового гнозиса проявляется в основном в несформированности фонематического восприятия, что задерживает становление понимания речи, звукопроизношения, а в дальнейшем – навыков письма. Праксис – сложные формы произвольных движений и действий.

2. Время поражения определяет характер нарушения психического развития. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление недоразвития психических функций; чем позднее возникло нарушение, тем более возможны явления повреждения с распадом структуры психических функций. Характер аномалии зависит и от длительности развития функции в онтогенезе. Повреждению чаще подвергаются функциональные системы с относительно коротким временным циклом развития. Так, чаще повреждаются функции, имеющие подкорковую локализацию, формирование которых в онтогенезе завершается относительно рано. Корковые же функции, имеющие более длительный период развития, при раннем воздействии вредности либо стойко недоразвиваются, либо временно задерживаются в своем развитии.

3. Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектами. Первичный дефект имеет характер недоразвития или повреждения. Часто наблюдается их сочетание, например, при осложненной олигофрении – недоразвитие корковых систем и повреждение подкорковых. Вторичный дефект, по мнению Л.С. Выготского, является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития. Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с повреждением. Сюда, например, относится недоразвитие понимания речи у детей с нарушениями слуха. Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся в сензитивном периоде развития. В результате разные вредные воздействия могут приводить к сходным в какой-то мере результатам. Так, наиболее интенсивно развивающиеся и наиболее уязвимые в дошкольном возрасте произвольная моторика и речь нарушаются чаще всего при самых различных вредностях, давая задержку речевого развития, недоразвитие произвольной регуляции действия с явлениями двигательной расторможенности.

4. Нарушение межфункциональных взаимодействий. В нормальном психическом развитии ребенка выделяют такие типы взаимодействия психических функций, как временная независимость функций, ассоциативные и иерархические связи. Временная независимость функций характерна для ранних этапов онтогенеза, например относительная независимость мышления и речи до двухлетнего возраста. С помощью ассоциативных связей разрозненные разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе пространственно-временной близости.

3. Практикоориентированные классификации нарушений развития В.В. Лебединского, Б.П. Пузанова, А.Г. Лапшина.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: