Культурная ценность права и ценности права в культуре




Государственное казенное образовательное учреждение

Высшего образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра теории и истории государства и права

Дисциплина: Правовая культура

« УТВЕРЖДЕНО »

на заседании кафедры теории

и истории государства и права

26 августа 2019 г., протокол №1

 

 

ЛЕКЦИЯ

По теме 1

«ПРАВО И ЕГО СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ»

Время – 2 часа

 

Цель лекции:

- Дать студентам систематизированные знания о сущности и содержании правовой культуры, ее системе и источниках, раскрыть социальную ценность права и правовые ценности общества, формировать и развивать у студентов профессионально важные качества, необходимые общекультурные и профессиональные компетенции (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-15)..

Лекция разработана доцентом Димитровым Н.Н., обновлена и уточнена профессором Р.В. Шагиевой.

Люберцы


Лекция 1. ПРАВО И ЕГО СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

Учебные вопросы:

Культурная ценность права и ценности права в культуре

Правовая культура на различных этапах всеобщей истории

Правовая культура в истории отечественного государства и права государства и права

Литература и источники по теме

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официальный текст. //Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru

"Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 05.12.2017) //Российская газета, № 248, 17.11.1992; Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru - 05.12.2017).

Альбов А.П. [и др.]. Теория государства и права в 2 т. Том 2. Особенная часть: учебник и практикум для прикладного бакалавриата /под общей редакцией А.П. Альбова, С.В. Николюкина. М.: Юрайт, 2019.

Димитров Н.Н., Карпов М.П., Курысь Н.В. Правовая культура: Учебное пособие. М.: Изд-во РТА, 2013. (ЭБ РТА).

Малахов В.П. Право в контексте форм общественного сознания. Принцип правопонимания. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2015 //ЭБС «КнигаФонд»: https://www.knigafund.ru.

Петручак Л.А. Правовая культура как детерминанта современного российского общества: монография. М.: Юриспруденция, 2012.

Вопросы для диалога и дискуссии по теме:

1. В чем заключается социальная ценность права?

2. Назовите характерные особенности основных концепций правопонимания.

3. Раскройте сущность исторических ценностей государственности и права, как важнейшего элемента правовой культуры.

4. Раскройте исторические особенности отечественной правовой культуры.

5. В чем заключается культурно-правовая ценность правового обычая Древней Руси?

6. Каковы ценности правовой культуры периода национальной монархии и абсолютизма в России?.

7. Каковы особенности советской правовой культуры.

8. Назвать характерные особенности современной правовой культуры России.


Введение. Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей в людских делах и отношениях. Правовая культура представляет собой соединение духовных (символических) компонентов — ценностей, идей, верований и т. п. — с определенными институтами и нормами, поэтому ее изучение предполагает комплексный подход, охватывающий самые разные аспекты политической и правовой реальности.

В лекции анализируются основные ценности и нормы правовой культуры в ее развитии и сопоставлении с основными характеристиками других правовых культур.

Культурная ценность права и ценности права в культуре

На Западе в культурной (или культуральной), а чаще – в социальной антропологии, культура рассматривается как жизнь человека в прошлом и настоящем, протекающая в условиях различных форм поселения, в составе социальных и этнических групп, разбросанных по земному шару и отличающихся своеобразным и социально наследуемым жизненным укладом[1].

В философско–культурологической мысли в России XIX – начала XX в. постепенно укреплялось понимание культуры, прежде всего как религиозно–духовного опыта человечества. При этом сущность духовного связывается с объективной реальностью, которая одновременно укоренена также в сердце верующего человека, открываясь ему через внутреннюю работу над собой, через культивирование чувства любви и нравственного отношения к окружающему миру и близким, через религиозный опыт.

Чаще всего в современной науке и практике под культурой понимают совокупность социально приобретенных из поколения в поколение значимых символов, идей и ценностей, норм и правил поведения и их материальных носителей, посредством которых люди организуют свою деятельность.

На протяжении всей истории человеческого общества право выступает в качестве универсального средства межличностного общения, обеспечивающего необходимые условия для социального бытия.

Еще в глубокой древности люди осознали огромные преимущества порядка и разрушительную силу беспорядка, безвластия. Регуляторами общественной жизни в то время являлись обычаи, родоплеменные традиции, нормы морали и религиозные табу, сформировавшиеся в результате накапливаемого жизненного опыта, совместной деятельности.

Эти нормы поведения передавались из уст в уста, от одного поколения к другому; в современной науке они называются «обычное право », т. е. целая система родоплеменных обычаев. Нарушение подобных норм каралось весьма сурово, вплоть до изгнания из рода.

С усложнением экономической жизни и социальной структуры общества появляется государство, как инструмент его управления. Мудрость, здравый смысл, стремление к порядку привели к созданию общеобязательных правил поведения (норм). Государство, признавая или устанавливая их, само вводило себя в эти рамки. Например, Салическая Правда у франков и Русская Правда у восточных славян возникли в период становления раннефеодальных государств у этих народов и закрепили прежде всего в письменной форме нормы обычного права, а также отразили в себе процессы социального и имущественного расслоения, процесс формирования государства.

Система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения и получило наименование право.

В разных государствах право не только проявляется в разных формах, но и имеет разное содержание, как правило, соответствующее уровню развития общества, отражающее глубинные процессы, происходящие в нем, являющееся частью его культуры. Но в праве могут быть и элементы случайные, неорганические, которые хотя и являются также элементами культуры, но скорее говорят о ее определенной слабости и пробелах.

В разных обществах иерархическое место права в системе социальных ценностей разное: в одних обществах оно представляет собой высшую социальную ценность, подчиняя себе все остальные ценности, в том числе моральные и религиозные; в других – оттесняется на второй план и играет роль вспомогательную.

В правовых учениях западной ориентации (индивидуалистической правовой культуры) господствует точка зрения, что право является и главным средством и целью общественного развития. С этих позиций утверждается, что для того, чтобы достичь социального совершенства, необходимо иметь совершенные, правовые законы. Имея совершенные законы, можно достичь идеала правового государства, а, следовательно, создать совершенное общество. Отношения, построенные на естественно-правовых и договорно-правовых началах, рассматриваются как приоритетные в жизни любого социума.

В правовых учениях коллективистской (традиционной) правовой культуры право часто рассматривается лишь как один из способов, при помощи которого можно решать ограниченные социальные задачи. Выше права находятся мораль и религия, которые сплачивают народ в единый духовный организм. Право, в этом контексте, понимается как узаконенный эгоизм, как то, что по своей сути разграничивает, разделяет интересы субъектов, поэтому делается вывод о необходимости стремиться не к праву, а к тому, что людей объединяет – к социальному служению во имя общего блага, то есть к жизни по совести, а не по закону только. Поэтому не правовой, а религиозно-нравственный образ жизни является в этом случае социальным идеалом.

Традиционалистское восприятие ценности права исторически более соответствует российскому общественному правосознанию. Русская дореволюционная правовая мысль в лице В.С. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, С.Л. Франка, И.А. Ильина, П.И. Новгородцева и др. пришла к важному выводу о том, что хотя право и может служить разным целям, в том числе чисто эгоистическим (индивидуальным или классовым), его подлинное, нравственное предназначение заключается в том, чтобы быть одной из важнейших социальных предпосылок на пути к духовно зрелому обществу.

Право исторически приобрело ряд социально значимых свойств, которые сделали его социокультурным явлением. Они выражаются в следующем:

во-первых, с помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях;

во-вторых, благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений;

в-третьих, право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер;

в-четвертых, право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости;

в-пятых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: эффективная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство.

Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм.

Основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных специально-юридических функций:

1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов. Она реализуется с помощью управомочивающих и запрещающих норм и возникающих на их основе правоотношений пассивного типа.

2. С помощью регулятивно-динамической функции право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм.

3. Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Она реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм.

4. Оценочная (аксиологическая) функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий.

Кроме того, право имеет и второстепенные, вспомогательные функции: компенсационные, ограничительные, восстановительные.

В условиях цивилизации право в обществе - это не только необходимость, средство социального регулирования, но и социальная ценность, социальное благо.

Право с его свойствами часто использовалось как орудие, инструмент, средство для решения разнообразных задач различными субъектами социальной жизни — и государством, и церковью, и общественными объединениями, и гражданами.

В идеале право может стать инструментом и в руках граждан, отдельного человека (в основном через институты правосудия, иные формы обеспечения прав человека). Именно тогда право достигает наиболее высокой по современным стандартам ступени развития — становится правом развитого гражданского общества.

Иной аспект проявления ценности права состоит в том, что оно является опосредующим звеном при реализации других общественных ценностей — различных экономических институтов, управления, народовластия, морали, культуры, средством их воплощения в жизнь.

Право обладает свойствами, благодаря которым возможно ввести в социальную жизнь всеобщую, стабильную, строго определенную по содержанию, гарантированную государством систему типовых масштабов поведения, функционирующую постоянно и непрерывно во времени.

Следовательно, право как высокоэффективный и целесообразный социальный регулятор — это, прежде всего ценность, выступающая в качестве инструмента, орудия, средства, обеспечивающего функционирование других социальных институтов (государства, социального управления, морали и пр.), иных социальных благ.

Самым общим образом ценность права можно определить как выражение и олицетворение правом социальной свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоев населения, социальных групп.

Для государства это заключается в том, что право используется для организации, упорядочения деятельности самого государственного аппарата; выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития.

Ценность права проявляется и через свои внутренние ценности, накопленные всей историко-правовой действительностью. Важным среди них являются правовые принципы, которые передаются из поколения в поколение, влияя на законодательство, правоприменительную практику. Они положены в основу обучения и воспитания юристов, должностных лиц, законопослушных граждан.

Наибольшее значение имею такие правовые принципы:

а) равенство перед законом и судом – предполагает формального провозглашения в законе нормы о равенстве всех граждан независимо от расовой либо национальной принадлежности, социального положения, отношения к религии;

б) законность - предполагает верховенство закона в жизни общества и прежде всего Конституции;

в) независимость суда и его подчинение только закону – означает, что при принятии конкретного судебного решения в деятельность суда не могут вмешиваться ни органы законодательной и исполнительной власти, ни судебное начальство, ни общество;

г) гуманизм - отношение к человеку как высшей ценности общества.

Наряду с общеправовыми принципами, рассматриваемыми нами, в каждой отрасли права имеются свои отраслевые принципы, как, например, принцип состязательности в гражданском и уголовном судопроизводстве, принцип преимущественной защиты интересов несовершеннолетних детей в семейном праве и другие.

Вечной ценностью для человечества является свобода – т.е. возможность поступать так, как хочется, способность делать или не делать что-либо в соответствии со своими желаниями и убеждениями. В праве социальная свобода в той или иной мере отражают единство свободы воли и упорядоченности общественных отношений, ответственности.

Понятие равенства включает две стороны или два компонента: юридическое равенство, заключающееся в гарантируемой законом возможности действовать в известных пределах (т.е. не нарушая закон) по собственному усмотрению, и создание для каждого человека условий, позволяющих действовать в соответствии со своей свободной волей, т.е. известное равенство условий.

Ценностью особого рода является справедливость. Известный итальянский юрист Н. Боббио определял ее как совокупность ценностей, благ и интересов, охране и развитию которых служит право. Это понятие достаточно широко и многопланово. Для Аристотеля - это и личная добродетель (склонность, способность поступать справедливо), и объективно существующее и всеми признаваемое правило, обеспечивающее справедливое распределение благ. Жан-Жак Руссо полагал, что наибольшее благо всех граждан сводится к фактическому равенству в политических правах и в имущественном положении.

В конце XIX – начале XX в. социалистическими течениями был выдвинут тезис о необходимости известного равенства условий ради осуществления социальной справедливости. Эти идеи получили широкое распространение и разделяются сегодня и сторонниками либерализма. Во всех случаях и формах государственности это означает создание некоторых льгот для бедных и обездоленных за счет всего общества, что невозможно без государственного регулирования и перераспределения богатств.

Правовая культура проявляется и в реальном обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Их перечень содержится в международных актах: Всеобщей декларации прав человека и гражданина 1948 г., Международных пактах 1966 г. об экономических, социальных и культурных правах, о гражданских и политических правах. Права и свободы, провозглашенных в указанных актах, закреплены и гарантированы в конституциях многих государств мира. Особое значение в них придается юридической защищенности личности на основе презумпции невиновности.

Все права и свободы, перечисленные в Декларации, должны быть реально обеспечены в государстве. Это достигается, прежде всего, принятием и проведением в жизнь разнообразных законодательных актов, закрепляющих их в соответствующей сфере общественных отношений.

Права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции Российской Федерации 1993 г. Ст. 56 Конституции Российской Федерации не допускает возможности ограничения ряда важнейших прав человека и гражданина даже в условиях чрезвычайного положения (право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, право на жилище).

Таким образом, право является уникальной социальной ценностью, поскольку оно воплощает цельный сплав фундаментальных устоев цивилизованной организации жизни общества, их нормативных требований, причем таких, которые, казалось бы, отличаются известной несовместимостью или во всяком случае разнородностью, отдаленностью друг от друга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: