Проблема свободы личности.




Тема 9. Личность и общество

 

1. Личность: понятие и структура.

2. Социализация личности.

3. Проблема свободы личности.

Личность: понятие и структура.

 

В ходе предшествующих лекций мы рассматривали человека в предельно общем виде как особую форму бытия, как особый биологический вид, выделяющийся среди других форм жизни на нашей планете. При этом мы абстрагировались от специфических особенностей каждого конкретного человека. Но говоря о человеке как существе социальном, как об элементе общественной системы, нам важно выявить характер его взаимосвязи с другими людьми и социальным целом на более конкретном, личностном уровне.

В связи с этим возникает необходимость уточнить содержание основных понятий темы: человек, индивид, индивидуальность, личность.

Человек – субъект социального развития, продукт эволюции материальной и духовной культуры на Земле, биосоциодуховное существо, генетически связанное с другими формами жизни и отличающееся от них специфическими формами жизнедеятельности, наличием сознания и мышления, членораздельной речи и нравственно-этическим свойствами.

Индивид (от лат. Individuum – неделимый) - отдельная особь, единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его антропологическим и социальным особенностям. Новорожденный ребенок уже человек, но еще не есть личность. Личностью индивид становится по мере обретения своей индивидуальности в процессе социализации, т. е вхождения в жизнь общества.

Индивидуальность оригинальность, своеобразие, самобытность, неповторимость уникальность бытия отдельного человека в мире.

Личность - человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. Личность социальна по своей природе и индивидуальна по способу существования.

Понятие личность подчеркивает в человеке совокупность таких социально-значимых характеристик как:

-сознательно-волевое начало;

-наличие совокупности социальных ролей;

-характер деятельности;

-честь и достоинство;

-мировоззрение;

-вменяемость;

-масштаб личности.

 

Таким образом, личность представляет собой динамичную, сложную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социо-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженную в особенностях его сознания и деятельности.

В структуре личности можно выделить следующие элементы:

- биологически обусловленную подсистему (половозрастные признаки, антропометрические черты);

- психологическую подсистему (особенности сознания и мышления, темперамента и воли);

-подсистема социального опыта (приобретенные в обществе знания, умения и навыки);

- подсистема направленности личности (идеалы, ценности, убеждения, потребности, мотивы).

Философия рассматривает жизнь человека как процесс становления и развития его личности. Данный процесс осуществляется в ходе социализации, т.е. включения индивида в жизнь общества. В ходе социализации, по мере усвоения материальной и духовной культуры общества, и происходит становление человеческой личности, превращение индивида в гражданина.

Социализация личности.

 

Под социализацией мы будем понимать двусторонний процесс взаимодействия индивида и общества, включающий в себя такие составляющие как адаптация и интериоризация.

Адаптация – приспособление индивида к окружающей среде, усвоение им социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и отношений.

Интериоризация – перенесение внешних условий внутрь себя, формирование характера, активное воспроизводство системы социальных связей индивидом в его деятельности.

Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Любое общество заинтересовано в личностях определенного типа, с конкретным набором социально-значимых характеристик. Однако не только общество творит человека по своему образу и подобию, но и люди творят общество по своему образу и подобию. Социализация есть не только процесс формирования личностей определенного типа, но способ самовоспроизводства общества, условие его самосохранения и развития.

Социализация продолжается на протяжении всей жизни индивида (от рождения и до смерти). Она осуществляется через различные социальные институты (агенты социализации): семью, систему образования, государственные структуры, церковь, элементы гражданского общества, СМИ, социальные сети и т.д. Принято выделять три основных этапа социализации: начальный, средний, поздний. На каждом из них на личность оказывают определяющее влияние конкретные агенты. На первом – семья и система образования, на втором - государство и трудовые коллективы, на третьем - церковь и институты гражданского общества.

Факторы, доминирующие в социализации личности:

· Биологическая наследственность.

· Физическое (природное окружение).

· Социокультурная среда.

· Групповой социальный опыт.

· Уникальный индивидуальный жизненный опыт.

Таким образом, личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типичного), особенного (социально-группового) и отдельного (индивидуального).

Общество выступает как бы зеркалом, смотрясь в которое, мы и самоиндефицируем себя как личность. Можно сказать, что человеческая личность существует как бы в трех ипостасях: в своем Я; в общественном Мы, в межличностных отношениях.

Таким образом, диалектику взаимосвязи личности и общества можно представить единством трех основных измерений:

1. Обусловленность внутреннего мира человека объективными формами его социального бытия.

2. Независимость внутреннего мира человека от объективированных социальных форм и отношений.

3. Обусловленность внешних социальных форм и отношений продуктами субъективной духовной деятельности человека, его внутреннего мира.

Именно этот аспект связи внутреннего и внешнего, субъективного и объективного и составляет главное содержание проблемы свободы личности в философии.

 

Проблема свободы личности.

«Человек как таковой свободен… свобода духа составляет основное свойство его природы»,- утверждал Гегель. На первый взгляд, данное утверждение не соответствует реальности. Элементарный жизненный опыт доказывает, что человек несвободен как никто в этом мире.

Жизнь любого индивида связана с необходимостью соблюдать множество запретов и социальных нормативов (правовых, религиозных, моральных, нравственных, профессиональных, семейных и др.). Наше существование детерминировано и природно-материальными факторами: мы зависим от капризов природы, смены часовых поясов, гравитационного поля Земли, сезонных изменений климата и т.д. Вместе с тем, человек, как никто, способен противостоять как законам природы, так и нарушать социальные нормы, дистанцироваться от них.

На чем же основана способность человека быть независимым от объективных (социальных и природных) ограничителей? Что дает ему возможность нарушать законы природы, социальные регламенты, а также преодолевать внутренние субъективные страхи и запреты?

С философской точки зрения, основой независимости личности являются такие свойства как духовность, творчество и свобода.

Духовность человека представляет собой способность идеально усваивать окружающий мир, в том числе, совокупный социальный опыт. Это способность «жить» в субъективном идеальном мире, «убегать» в него от объективной реальности, руководствоваться в своей деятельности внутренними побудительными мотивами.

Творчество означает способность к созданию нового, что является результатом деятельности именно и только данного человека, что не имеет социальных и природных аналогов.

Свобода, в данном контексте, есть полнота самореализации человека. Она неотделима от его духовности и творчества, является условием и способом становления человеческой личности.

Итак, свобода есть философская категория, характеризующая сущность человека и его существования. Она состоит в возможности и способности личности мыслить и поступать в соответствии со своими желаниями и представлениями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.

Исходя из данной трактовки, свободу можно понимать как внутреннюю и внешнюю.

Внешняя свобода - это те рамки независимостиличности, которые почти полностью определены обществом. Человек вынужден считаться с требованиями общества, чтобы не вступать с ним в конфликт.

Под ней следует понимать тот перечень прав и свобод граждан, которые декларируются в конституции как основном законе государства. Именно государство гарантирует и контролирует соблюдение основных личностных, социально-экономических, социально-политических и духовных прав и свобод. Объем данных прав зависит от правового статуса личности и политико-правового устройства государства.

Внутренняя свобода включает в себя свободу материально-предметной деятельности и свободу духовной жизни человека.

Она являет собой ту самую духовно-творческую самореализацию, раскрытие личностного потенциала. Однако и внутренняя свобода имеет свои ограничители, свои пределы. Сам объективный мир несет в себе определенные элементы человеческой несвободы.

Материально-предметная деятельность человека вынуждена считаться как с природными законами, так и с сопротивлением социальной среды. Наша свобода действия ограничена природными факторами, физическим самочувствием, финансовыми возможностями, моральными устоями, религиозными и правовыми запретами, семейными обязательствами и пр. Как говорят англичане: «Моя свобода размахивать. руками заканчивается там, где начинается нос соседа».

Наиболее свободен человек в сфере духовной жизнедеятельности. Только сам человек выбирает, каким богам молиться, каким принципам следовать, какие ценности разделять, каким идеалам верить. Духовная жизнь личности автономна и полностью закрыта для внешнего мира. Она не знает сопротивления материальной предметности, не зависит от социальных предписаний. Идеальный по своей природе внутренний мир человека полностью открыт только ему самому. В своем сознании личность свободна от пространственно-временных барьеров, от общественного мнения и социальных связей. Из этого не следует, что внутренне человек абсолютно свободен. Он свободен ровно настолько, насколько способен преодолевать в себе пределы внешней несвободы, раздвигать границы дозволенного. Здесь на пути к свободе встает самый сложный, внутренний барьер – сам человек.

Как писал Н. А. Бердяев в книге «Судьба России»: «Различие свободы, которое часто делают, есть различение свободы внутренней и свободы внешней. Говорят, что человек может быть внутренне свободен и в цепях, может быть свободен, когда его сжигают на костре. Человек может быть рабом не только внешнего мира, но и себя, своей низшей природы. Освобождение рабов во внешнем обществе не есть еще освобождение от внутреннего рабства, Человек может стать внутренним рабом… Свобода есть внутренняя творческая энергия человека».

Таким образом, не только общество дарует человеку его свободу, но и сам человек как мыслящий субъект выращивает в себе свободу, передает ее обществу, творит общество в соответствии со своим потенциалом свободы. Не может быть свободным общество рабов!

Тема свободы личности обрела особую актуальность в современную эпоху. Не смотря на все достижения НТР, экономический рост, глобализацию общественных отношений, информатизацию всех сторон жизни, проблема свободы не находит адекватного решения. Немецкий философ, один из основателей экзистенциализма Карл Ясперс (1883 -1969) в работе «Смысл и назначение истории» утверждал, что «вопрос о независимости человека – основной вопрос нашего времени, а вся история – всего лишь история тщетных попыток человека стать свободным».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: