ПЛЕНКА Сообщение о начале войны. Запись Левитана.




Звучит музыка НА СОПКАХ МАНЧЖУРИИ громче. Затем тише.

 

А -Летнее воскресное утро 22 июня 1941 года радовало теплом и солнцем.

Миша исполняет стих-е Г. Шпаликова

М -


Городок провинциальный,

Летняя жара,

На площадке танцевальной

Музыка с утра.

Рио–рита, рио–рита,

Вертится фокстрот,

На площадке танцевальной

Сорок первый год.

Ничего, что немцы в Польше,

Но сильна страна,

Через месяц — и не больше -

Кончится война.

Рио–рита, рио–рита,

Вертится фокстрот,

На площадке танцевальной

Сорок первый год.


УБРАТЬ МУЗЫКУ

Л - В Архангельском большом драматическом театре был назначен утренний спектакль по пьесе А.Афиногенова «Машенька».

А - Зрители волновались: Что случилось? Почему задерживается начало?

 

ПЛЕНКА Сообщение о начале войны. Запись Левитана.

 

М - И после страшного сообщения зрители расходились, унося в себе растущую тревогу.

А - Против нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал он ту чёрную войну!

Л - Артисты и работники театра собрались на митинг. Тут же решили создать концертные бригады и уже вечером выступали на мобилизационных пунктах.

А - В репертуар включили отрывки из спектаклей: «Полководец Суворов», «Разлом», "Мудьюг".

 

ПЛЕНКА

 

М - За годы войны вместе с тысячами архангелогородцами ушли на фронт и 82 работника театра, среди которых были вчерашние выпускники театрального училища,существовавшего в нашем городе до войны.

Л - В первые дни войны по всей стране уменьшилось число ТЮЗов, закрыт был и Архангельский Театр Юного Зрителя им.Пушкина, а здание передано окружному Дому офицеров. Артисты ТЮЗа влились в коллектив Большого драматического театра, среди которых был и будущий народный артист СССР Сергей Николаевич Плотников.

А - В деятельности театра появились новые трудности: не хватало актеров и обслуживающего персонала, недоставало материалов для декораций и костюмов. Но надо было перестраивать свою работу на военный лад. За кулисами театра, как и на любом предприятии во время войны, висел лозунг «Всё для фронта! Всё для победы над врагом!»

М - Кто сказал, что надо бросить


Песни на войне?

 

После боя сердце просит Музыки вдвойне!


Л - С первых же дней войны ежедневно шла напряжённая работа: утром – репетиции, днём – концерты в воинских частях, вечером – спектакли. Только за первые полтора месяца войны артисты дали около 50 концертов.

 

ПЛЕНКА

А - Условия военного времени так же требовали усиления охраны здания театра. Ввели круглосуточное дежурство и трудовую повинность. Вокруг театра, в саду и на набережной рыли траншеи. Эти работы начинались летней белой ночью, а заканчивались рано утром. А зимой огромное здание театра стояло холодное.

М - Творческий состав обеспечивал театральное здание топливом, но главной задачей для театра оставалась работа над спектаклями. Люди шли в театр вопреки тяжёлой обстановки, несмотря на голод и налёты вражеской авиации.

Л - Сначала было невозможно отразить на сцене события, происходящие на фронте, и тщательно искали пьесы, созвучные времени. Возобновили спектакль «Разлом», о событиях на крейсере «Заря» в октябре 1917 года. Играли выпущенные накануне войны спектакли: «Машенька», «Парень из нашего города» К.Симонова.

Режиссер Христофор Кожевников создал литературно-художественную композицию «Четыре нашествия» и завершалось представление верой в победу советского народа над фашистской Германией.

А - И только к 1943 году в репертуаре появились спектакли, отражавшие военные события: «Русские люди» Константина Симонова, «Нашествие» Леонида Леонова, «Синий платочек» Валентина Катаева, «За здоровье тех, кто в пути» Юрия Германа.

М - В 1942 году Архангельск посетил военный корреспондент Совинформбюро Константин Симонов. Здесь он написал поэму «Сын артиллериста». Её первым исполнителем был артист Большого театра Сергей Плотников.

(небольшой текст о С.Н. Плотникове) Т.М. Семьина

Л - Зимой 1942 года на Карельский фронт выезжала концертная бригада Архангельского Большого театра во главе с режиссером Христофором Кожевниковым, в составе Дмитрия Алексеева, Бориса Горшенина, Сергея Плотникова и др. В репертуаре были комедия «Свадебное путешествие» и сборная концертная программа. Они обслуживали части второго эшелона, но приходилось бывать и на передовой.

А - А в 1943 году группа А.Кудермана и С.Бестужева выехала на 3-й Украинский фронт. Фронтовая бригада архангельских артистов двигалась следом за передовыми частями 8-й авиационной армии, которая надолго стала для них родным домом. Концерты и спектакли шли ежедневно. На машинах и на наскоро сколоченных подмостках играли «Забавный случай» Карла Гольдони, читали рассказы Михаила Шолохова и стихи К.Симонова.

 

 

ПЛЕНКА Начинает звучать музыка «На Сопках…»

Исп. поэма „Сын артиллериста“

Л -Помощь театра фронту была разнообразной. Артисты и работники театра собрали в фонд обороны 10 тысяч рублей, отправляли подарки тёплых вещей:12 полушубков, 4 тулупа, 10 пар теплых брюк, 6 пар валенок, 34 теплых рубашки, много белья, рукавиц, одеял, носков, шапок-ушанок, кисетов. Верховный главнокомандующий Сталин высоко оценил помощь театра фронту и прислал коллективу благодарственную телеграмму.

М - Прошу передать сотрудникам Архангельского драматического театра, собравшим, кроме ранее отнесённой 61 тыс. рублей в фонд обороны, дополнительно 65 тыс. рублей и 70 тыс. облигациями на строительство самолёта «Архангельский большой драматический театр» - мой братский привет и благодарность Красной Армии. Иосиф Сталин. 9 апреля 1943 года

 

ПЛЕНКА Звучит музыка «На Сопках…»

Л - Работники театра жили дружной семьей. Актёрские жилые комнаты занимали все три этажа закулисной части огромного здания.

А - Общими были тогда и горе, и радости. С тревожным ожиданием слушали по радио сводки Совинформбюро, вместе радовались победным салютам.

М - В праздники раскрывались двери всех комнат, и объединялись на общий стол в коридоре скудные актерские пайки.

Л - С 1942 года начались бомбёжки. И иногда приходилось прерывать спектакль. Актеры из дежурной группы самообороны поднимались на крышу, а зрители спускались в бомбоубежище в подвале театра. И как ни странно, чаще всего налёты вражеской авиации совпадали с показом спектакля «Мачеха» Оноре де Бальзака.

А - Только начнут второй акт - и по радио объявляют воздушную тревогу. Дежурной группе переодеваться было некогда – так в костюмах прошлого века и выходили на крышу с огнетушителями и баграми. Зрелище было живописное!..

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: