План:
1. Ведийский период в истории культуры Древней Индии
2. Сансара и карма. Идеяосвобождения
3. Буддизм и его общечеловеческое значение
Ведийский период в истории культуры Древней Индии
Веды – сборники (самхиты) священных текстов:
Ø Ригведа (славословия, гимны в честь важнейших божеств);
Ø Самаведа (песнопения, повторяющие по содержанию гимны Ригведы);
Ø Яджурведа (жертвенные формулы);
Ø Атхарваведа (магические заклинания).
Сансара и карма. Идея освобождения
n Брахма (бог-абсолют) - центральная категория брахманизма – нового исторического культурно-социального периода развития индийской цивилизации.
n Брахманизм означал завершение перехода от родоплеменной к кастовой структуре общества. Защищал интересы жреческого сословия, освящал социальное неравенство, деление общества на варны и касты, выдавая их за божественное установление.
n Основные варны (сословные группы):
Ø брахманы (жрецы),
Ø кшатрии (воины, политики),
Ø вайшьи, вайсии (ремесленники, крестьяне, торговцы) - могли спастись в последующих перерождениях.
Ø шудры (слуги) – не могли рассчитывать на спасение.
Касты – замкнутые группы людей, связанные единством профессии (передаваемой по наследству), обычаев и нравов.
Реинкарнация (франц. – «перевоплощение» «олицетворение») – вера в способность менять свою телесную оболочку, приобретая облик других людей, неодушевленных предметов, животных и т.д.
Сансара – перевоплощение личности в цепи новых рождений, осуществляемое по закону кармы.
Карма (санскр. – «действие», «обязанность», «деятельность») – мистическая сила, закон, определяющий судьбу живого существа, как при жизни, так и после смерти, - на основании поступков, намерений, стремлений.
В индуизме разработано учение о трех целях человеческой жизни – триварга:
1. Дхарма (закон, долг, обязанности). Соблюдение установленных правил – это необходимое условие поддержания стабильности и порядка в мире. Каждый верующий обязан следовать своему порядку (своей дхарме), соответствующему его возрасту и сословной принадлежности.
2. Артха (польза, выгода, связанная с общественной жизнью). Здесь важная роль отводилась правителям, которые были в ответе за материальное благополучие своих подданных.
3. Кама (любовь, удовлетворение чувственных потребностей).
Буддизм и его общечеловеческое значение
Основоположник буддизма полулегендарный принц Сиддхартха Гаутама Шакья-муни, (Будда - Просветленный)
Нирвана (санскр. – «угасание») – «ничто», «небытие», конец перерождений, полное освобождение из сансары, высшее состояние души, в котором преодолены все страдания, желания и привязанности.
Истины буддизма:
Существует страдание
Существует причина страдания – желание
Существует прекращение страдания – нирвана
Существует путь к прекращению страдания – восьмеричный путь.
Восьмеричный ПУТЬ включает:
1) правильные взгляды,
2) правильная решимость,
3) правильная речь,
4) правильное поведение,
5) правильный способ жизни,
6) правильное усилие,
7) правильное внимание,
8) правильное сосредоточение.
Пять заповедей:
1) не причинять вреда ничему живому;
2) не воровать;
3) не прелюбодействовать;
4) не говорить неправды;
5) не пить спиртных напитков и не употреблять дурманящих веществ.
Контрольные вопросы для закрепления:
1.Священными книгами Древней Индии являются…?
2. Особенность кастового строя Древней Индии?
3. Буддизм возник на основе?
4. Основателем буддизма является?
5. Что означает понятие «карма»?
Лекция № 3. Философия Древнего Востока: Китай
План:
1. Даосизм
2. Конфуцианство
Даосизм
n В даосском учении особое место принадлежит учению о бессмертии. Поэтому считается значимой целью, к достижению которой люди привыкают прилагать значительные усилия.
n В противоположность конфуцианству, даосизм не допускал права народа на восстание против правителя.
n Идеалом человека в даосизме является не борец за справедливость в мире, а пассивный созерцатель происходящих событий, который не вмешивается в их ход, даже если происходящее непосредственно касается его самого.
n Проповедь 5 заповедей (не убий, не пей вина, не обманывай, не воруй, не прелюбодействуй) и
n 10 добродетелей (соблюдение сыновнего долга, верность по отношению к вышестоящим, любовь, терпение, увещевание против злых деяний, самопожертвование, разведение животных и посадка деревьев, постройка дорог и колодцев, просвещение неразумных, чтение «священных книг», соблюдение церемоний).
Религия направлена на внутреннее самосовершенствование личности.
Конфуцианство
n Философско-этическое учение Конфуция (VI - V вв. до н.э.) основано на рациональном осмыслении социального порядка жизни (правил поведения личности, семейных ценностей, взаимоотношения членов семейных кланов).
n Мир строго упорядочен, каждому явлению отведено свое место, определенное свыше («чжэн мин»).
n Обязанностью людей является тщательное соблюдение установленных правил, норм поведения («ли »).
n Обязательное почитание старших по возрасту и по положению в обществе («жэнь»).
n Особое почитание умерших (культ предков). Культ героев, включая культ обожествленного основателя религии – Конфуция.
n Божественной силой в конфуцианстве является великое Небо, с которым связан культ Шанди. Китайский император именовался сыном Неба (тяньцзы).
n Определенная роль в конфуцианской обрядности принадлежала жертвоприношениям.
n Важной особенностью конфуцианства – было отсутствие жречества (Многочисленные обряды совершались руководителем той или иной социальной общности. Высший уровень культа осуществлял император. Государственные чиновники участвовали в культе соответственно его уровню и чину. Руководил действием в таком случае старших чиновник. Низший уровень культа приходился на патриархальный семейный клан, главную роль в этом случае выполнял глава семьи).
Учение направлено на установление наилучшего социального порядка, а через него совершенствование личности.
Контрольные вопросы для закрепления:
1. Кто является основателем даосизма?
2. Почему даосисты стремятся к достижению долголетия?
3. Кто является основателем конфуцианства?
4. Почему конфуцианство не является в полном смысле религией?
5. В чем заключается коренное отличие даосизма от конфуцианства?