Цели профессиональной подготовки




КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Повышение качества образования является сегодня одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. В Декларации Европейской Комиссии и министров образования европейских стран по развитию сотрудничества в области профессионального образования и обучения в Европе (2002) поставлен ряд задач, среди которых:

- создание единого европейского пространства в области профессионального образования;

- решение проблемы признания компетенций, создания единой системы кредитных единиц.

В сфере профессионального образования в рамках Болонского и Копенгагенского процессов наша страна взяла на себя обязательства присоединения к базовым принципам организации единого европейского пространства, в том числе – по компетентностному формату представления результатов профессионального образования.

Ориентация на формирование профессиональной компетентности выступает сегодня в качестве главной цели высшей школы и пронизывает все документы, определяющие ее развитие (Болонская декларация, Концепция и программа модернизации образования на период до 2010г., Концепция и программа обновления профессионально-педагогической подготовки учителя). В материалах модернизации российского образования КП провозглашен в качестве важнейших концептуальных положений обновления содержания образования. Анализ многочисленных публикаций показывает, что КП – это попытка привести в соответствие профессиональное образование и потребности рынка труда, т.к. КП связан с выполнением особого заказа на компетентного специалиста со стороны работодателей.

С позиций КП уровень образованности в современных условиях определяется не столько объемом знаний, их энциклопедичностью, сколько способностью решать профессиональные проблемы и задачи различной сложности на основе имеющихся знаний. Сторонники КП провозгласили основой содержания образования не знания, а более сложную культурно-дидактическую структуру – целостную компетентность. В образовательном пространстве Европы для обозначения уровня профессиональной квалификации выпускников учебных заведений используется термин «компетенция», которая имеет содержательную характеристику и уровневую дифференциацию в зависимости от степени овладения будущими специалистами способами профессиональной деятельности.

Базовыми принципами КП являются:

а) содержание образовательной программы подразумевает не изучение конкретной профессии, а освоение ключевых, базовых, специальных компетенций, позволяющих быстро реагировать на изменения рынка труда;

б) непрерывность профессионального образования в течение всей жизни человека;

в) переход от предметного обучения к межпредметно-модульному на компетентностной основе, обеспечивающему гибкость профессионального образования.

 

Компетентностный подход к подготовке кадровсовокупность теоретических положений и организационно-педагогических мер, направленных на обеспечение условий для формирования профессиональной компетентности будущего специалиста.

КП как образовательная концепция и методологический подход в педагогике высшей школе представляет собой совокупность общих принципов определения цели и задач профессиональной подготовки, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки его результатов. В связи с этим он включает в себя:

- теоретическое обоснование цели профессиональной подготовки;

- теоретическое обоснование необходимости и объема изменений в содержании образования;

- определение образовательной стратегии, включающей соответствующие технологии, формы и методы обучения;

- выработку критериев и диагностического инструментария оценки результатов профессиональной подготовки.

Таким образом, КП предусматривает системную трансформацию профессиональной подготовки, основу которой составляет идея направленности образовательного процесса вуза в единстве его целевого, содержательного и технологического компонентов на конечный результат – становление профессиональной компетентности будущего специалиста.

Цели профессиональной подготовки

В качестве целей-результатов образовательного процесса, с позиций КП, выступают принципиально новые образовательные конструкты – компетентности и компетенции. Заметим, что в зарубежной литературе мы найдем только одно понятие – компетенция (competence). Целью профессионального образования является формирование профессиональной компетентности выпускника, под которой понимается интегральная характеристика личности, определяющая ее способность решать профессиональные проблемы и задачи с использованием знаний, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. «Способность» в данном случае понимается не как «предрасположенность», а как «умение».

Компетентность – интегральная характеристика личности человека, способного реализовать на практике свои компетенции (знания и умения). Это личностная характеристика человека, комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области.

Компетенция – это способность успешно решать конкретного вида задачи в определенной деятельности на основе знаний и умений.

Компетенции – это профессионально-функциональные прикладные знания и умения.

Компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности.

Компетенции - это способности человека реализовать на практике свою компетентность (Зеер Э.Ф.).

Отличия компетенций от других продуктов-результатов образовательного процесса состоят в том, что они: являются интегрированным результатом; позволяют решать целый класс задач в отличие от функциональной грамотности; существуют в форме деятельности, а не просто в виде знаний о способах деятельности.

Компетенция является дидактической единицей усвоения, такой формой сочетания знаний, умений, навыков, которая позволяет справляться с поставленными задачами.

Профессиональная компетентность представляет собой совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей, каждая из которых состоит в свою очередь их ключевых, базовых и специальных компетенций.

Общекультурная компетентность является обязательной атрибутивной характеристикой личности специалиста любой профессиональной деятельности. Она проявляется в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, социально-правовых основ подведения личности в обществе. Она представлена социальными, межкультурными, коммуникативными, социально-информационными компетенциями широкого спектра использования, обладающими определенной универсальностью.

Общекультурная компетентность формируется прежде всего в процессе освоения дисциплин гуманитарного, социально-экономического и естественно-научного циклов (философия, культурология, история, иностранный язык, право, информатика и др). Данный блок дисциплин включает такие модули, как мировоззренческий, аксиологический, историко-культурный, социально-экономический, естественно-научный, коммуникативный, соматический.

Общепрофессиональная компетентность отражает специфику конкретной профессии, является обязательной атрибутивной характеристикой личности специалиста конкретной профессии (педагог, медик, технический работник, работник искусства и др.). Она включает в себя профессионально-этические, методологические, предметно-ориентированные компетенции, которые носят общепрофессиональный характер и являются инвариантными к деятельности по определенной профессии. Помимо этого мы включаем в перечень общепрофессиональных компетенций диагностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские и аналитические компетенции.

Общепрофессиональная компетентность выпускников педвузов (по педагогическим специальностям), инвариантная к направлению подготовки, обеспечивает подготовленность выпускников к решению общепедагогических задач, которые должен уметь решать любой специалист с педагогическим образованием.

Общепрофессиональные компетенции вырабатываются в результате освоения цикла общепрофессиональных дисциплин, необходимых для всех специальностей. Блок ОПД состоит из следующих модулей: ориентирующий; теоретико-методологический; деятельностный; фундаментальный; интегративный.

Специальная компетентность отражает специфику конкретной предметной сферы профессиональной деятельности и привязана к конкретному объекту и предмету труда.

Специальными компетенциями студент овладевает в процессе освоения дисциплин специальности (профильной подготовки).

Одной из новых и важных задач для ППС является профессиографически грамотное вычленение и формулировка специальных компетенций будущего специалиста. Необходимо составление, так называемой, функциональной карты, в основе которой лежит функциональный анализ (описание трудовой деятельности через функции и результаты). Она состоит из описания основной цели, функций профессии и значимых действий (являющихся производными от основных функций). Функции реализуются через совокупность конкретных действий, которые опираются на знания, необходимые для их осуществления.

Алгоритм действий по вычленению специальных компетенций:

а) указать, к каким видам профессиональной деятельности выпускник должен быть подготовлен;

б) указать цели его профессиональной деятельности по каждому виду;

в) указать, к выполнению каких профессиональных задач (функций) выпускник должен быть подготовлен (ему предстоит выполнять);

г) указать, каким набором действий (компетенций) специалист должен обладать для успешного выполнения этих задач (функций).

Все компетенции, включая и специальные, формулируются через действия и выражаются в глагольной форме, а именно: анализировать, оценивать, планировать, взаимодействовать с.., использовать, применять, проводить, организовывать, вырабатывать, определять, осуществлять, конструировать, разрабатывать, отбирать, произвести, проводить, владеть технологией, владеть методами, вести, соблюдать, действовать, способствовать, корректировать, консультировать, проводить работу с.., диагностировать, строить процесс, оформлять и т. д.

Таким образом, обозначена достаточно отчетливо, заявлена главная установка – усилить практическую направленность профессионального образования. К моменту завершения обучения в вузе студент должен быть способен решать определенный круг профессиональных задач, действовать в ситуациях, связанных с неопределенностью, использовать свои теоретические знания в практической деятельности, уметь ответить на вопрос: чему я научился?

 

 

Содержание образования

Изменения в содержании образования связаны с внедрением задачного и практико-ориентированного подходов к отбору материала с сохранением принципа фундаментальности.

В Глоссарии ЮНЕСКО (2004) под обучением, основанным на компетенциях, понимается «обучение, основанное на определении, освоении и демонстрации знаний, умений, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности».

Изменения в содержании образования обеспечиваются различными способами:

а) интенсификация обучения за счет добавления новых спецкурсов, спецпрактикумов по развитию ключевых, базовых или специальных компетенций за счет вузовского компонента;

б) добавление нового содержания в традиционные учебные программы (практико-ориентированные разделы, задачи и задания).

Особо значимыми единицами содержания профессиональной подготовки становится задача, задание. Разработчики концепции развития профессиональной компетентности будущего специалиста в качестве ведущей обосновали стратегию обучения на основе решения задач. В основе данной стратегии обучения лежит следующая логика действий:

- определить;

- разработать, решить, представить;

- оценить, обменяться мнениями.

 

Согласно КП содержание образования призвано строиться на принципе модульного обучения. Модульный подход в высшем профессиональном образовании представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения – модульное построение содержания и структуры профессионального обучения.

Модуль понимается как целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и представляющий составную часть более общей функции. Каждый модуль оценивается и сертифицируется. Он представляет собой относительно самостоятельную единицу образовательной программы, направленную на формирование определенной профессиональной компетенции или группы компетенций. Соответственно, модульная программа – это совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение определенными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации.

 

Технологии обучения

Важнейшее место в реализации цели и содержания развития профессиональной компетентности будущего специалиста принадлежит развивающим технологиям профессионального образования, которые совершенствуют функциональную подготовку специалиста. К ним относятся:

- деятельностно-ориентированные технологии (проектная технология; игровые технологии; имитационно-игровое моделирование технологических процессов);

- когнитивно-ориентированные технологии (диалоговые технологии; задачные технологии; мозговой штурм);

- личностно-ориентированные технологии (развивающие технологии - технология субъектного развития, технология личностно-творческого развития; тренинг развития, тренинг личностного роста и др.).

Формы и методы обучения: работа в парах; работа в малых группах; производственная практика; производственная экскурсия; изучение и анализ конкретного опыта; демонстрация трудового опыта; изучение и анализ конкретных случаев из практики; практические и лабораторные работы с элементами творческой деятельности; защита особого способа решения профессиональной задачи; проведение самостоятельного микроисследования; разработка рацпредложения и др.

 

Результаты обучения

КП – это подход, акцентирующий внимание на результатах образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность действовать в различных ситуациях, решать профессиональные задачи различной сложности.

Результат профессиональной готовности будущего специалиста в рамках КП будет рассматриваться как «способность к деятельности », которая предполагает способность ставить цель и достигать ее в деятельности, решать проблемы, уметь анализировать, оценивать свою деятельность, способность к рефлексии.

Измерение уровня компетентности студентов требует совершенствования контрольно-измерительных материалов и специальной подготовки преподавателей. В европейской практике используются следующие ранги: превосходный, очень хороший, хороший, удовлетворительный, достаточный, недостаточный, крайне недостаточный.

К основным методам оценки, используемым в модульном обучении, основанном на компетенциях, относятся:

- решение задач;

- сбор образцов деятельности студентов, демонстрирующих освоение ими требуемых компетенций;

- экзамен в активной форме;

- свидетельства, демонстрируемые в процессе смоделированной или реальной трудовой ситуации;

- дневники, которые ведут студенты;

- индивидуальные или групповые проекты;

- практические задания по демонстрации умений.

Оценка освоенных компетенций осуществляется по критерию «умеет/не умеет делать». Она может быть проведена с участием внешних экспертов или на рабочем месте. Методика позволяет выявить несоответствие (недостаточные умения) демонстрируемых компетенций задачам модуля в конкретной области.

Критерии для установления уровня профессиональной компетентности:

- владение базовым уровнем теоретических знаний и умением применять их в собственной практической деятельности;

- способность объяснять собственные достижения, видеть затруднения в своей деятельности и намечать пути их устранения;

- способность решать инновационные проблемы; владение методами профессионального исследования;

- умение соотносить свой опыт с опытом коллег, а также анализировать достижения и недостатки в собственной работе и работе коллег;

- степень владения коммуникативной компетенцией;

- способность и стремление продолжать профессиональное образование.

Рекомендуемыми критериями для оценки качества подготовки выпускников по каждой из форм итоговой аттестации могут являться следующие.

В процедурах оценивания на итоговом государственном экзамене:

- владение информацией и умениями в рамках предметной области знания;

- способность разрешать учебные (смоделированные) проблемы профессиональной деятельности;

- качество ответов на дополнительные вопросы;

- коммуникативные умения и навыки.

В процедурах оценивания ВКР:

- актуальность работы для области профессиональной деятельности;

- владение общепрофессиональными (методологическими) компетенциями;

- владение специальными компетенциями;

- успешность решения конкретной проблемы профессиональной деятельности;

- мнение научного руководителя об уровне использования навыков научно-исследовательской и проектировочной деятельности;

- рейтинговая оценка рецензента о ВКР.

 

В процедурах оценивания итоговой педагогической практики:

- рейтинговая оценка отчета по практике (оценка руководителя практики);

- рейтинговая оценка педагогической деятельности выпускника администрацией образовательного учреждения;

- рейтинговая оценка педагогической деятельности выпускника коллегами (учителя-предметника, специалиста, школьного методиста);

- самоанализ педагогической деятельности выпускника.

 

Выводы

КП представляет собой совокупность общих принципов определения целей, отбора содержания, организации учебного процесса и оценки его результатов. К числу основных положений КП мы относим:

- цели обучения заключаются в развитии у студентов способности самостоятельно решать стандартные и нетипичные задачи в различных сферах профессиональной деятельности;

- содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный и учебно-профессиональный опыт решения познавательных, мировоззренческих, производственных ситуаций и задач;

- смысл организации учебного процесса заключается в создании педагогических условий для накопления студентами опыта самостоятельного решения указанных задач;

- оценка учебных результатов основывается на анализе уровней сформированности общекультурных, общепрофессиональных и специальных компетенций.

 

Проф. Г.И.Гайсина



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: