Баллов – типично для поведения, 4 балла – часто, 3 балла – иногда, 2 балла – редко, 1 балл – совсем нетипично




Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения

Можно ли жить без конфликтов? Скорее всего нет, т.к. в основе конфликта всегда лежит противоречие, несовпадение жизненных целей, ценностей, установок. И вряд ли найдется человек, который скажет, что его картина мира полностью совпадает с картиной мира всех людей, с которыми он взаимодействует дома или на работе. Неразрешенный конфликт может привести к обидам, раздражительности, гневу, депрессии и другим негативным состояниям. Следовательно, надо научиться анализировать, понимать и управлять конфликтами.

Выбор стиля урегулирования конфликта определяется типом конкретной ситуации. Если противоречия не имеют для нас особого значения, мы применяем стратегию уступчивости или избегания. В случае особой значимости объекта конфликта – использовать стратегию доминирования или компромисса. Подростки предпочитают использовать компромисс как способ урегулирования конфликта, но их поведение меняется в зависимости от того, кто выступает их оппонентами в конфликте. В случае семейных конфликтов они предпочитают использовать избегание; в конфликтах в школе – соперничество или сотрудничество.

1. Укажите структурные компоненты (предмет, участники, макросреда, образ) конфликта в каждой представленной ситуации.

Ситуация 1

Возник конфликт между учеником и учителем: учитель возмущен плохой успеваемостью ученика и дает ему возможность исправить оценки с помощью реферата, ученик соглашается и на следующий урок приносит реферат. Во-первых, не по теме, а так, как ему вздумалось, хотя и потратил, по его словам, на подготовку весь свой вечер. Во-вторых, весь помятый. Учитель возмущен еще сильнее и в резкой форме говорит, что это унижение его как учителя. Ученик демонстративно встает и начинает раскачивать ногами вперед и назад, держась за парту. Учитель сначала пытается усадить ученика, но, не выдержав, хватает его и выталкивает из класса, потом отводит к директору, оставляет его там и уходит в класс.

Ситуация 2

Учитель математики после звонка задержал класс на перемене. В результате учащиеся опоздали на следующий урок – урок физики. Разгневанный учитель физики высказывает свое негодование учителю математики, т.к. у него была запланирована контрольная работа. Его предмет, как он считает, очень сложный, и терять время урока из-за опоздания учащихся он считает недопустимым. Учитель математики возразил, что его предмет не менее важен и труден. Разговор происходит в коридоре на повышенных тонах при большом количестве свидетелей.

Определите вид конфликта каждой ситуации.

Урок в 8 классе. Проверяя домашнее задание, учитель трижды вызывает одного и того же ученика. Все три раза ученик отвечал молчанием, хотя обычно по этому предмету хорошо успевал. В результате – «2» в журнале. На следующий день опрос начинается вновь с этого ученика. И, когда он опять не стал отвечать, учитель удалил его с урока. Такая же история повторилась на следующих двух занятиях, потом последовали прогулы и вызов родителей в школу. Но родители выразили учителю недовольство тем, что он не смог найти подход к их сыну. Учитель в ответ высказал претензии в адрес родителей, что те не уделяют внимания сыну. Разговор продолжился в кабинете директора.

Определите стили поведения участников данной конфликтной ситуации.

Какой стиль поведения характеризует учителя, ученика, родителей?

Какой стиль урегулирования конфликта, по Вашему мнению, наиболее эффективен в данной ситуации?

Вопросы и задания для размышления

Определите привычный для Вас способ поведения. Для этого внимательно прочтите пословицы. По пятибалльной шкале определите свое личное отношение к каждой пословице и ее использованию в своем обычном поведении:

баллов – типично для поведения, 4 балла – часто, 3 балла – иногда, 2 балла – редко, 1 балл – совсем нетипично

1. Худой мир лучше доброй ссоры.

2. Если Вы можете заставить другого думать так, как Вы хотите, заставьте его делать так, как Вы думаете.

3. Мягко стелет, да жестко спать.

4. Рука руку моет.

5. Один ум хорошо, а два – лучше.

6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.

7. Кто сильнее, тот и правее.

8. Не подмажешь – не поедешь.

9.С паршивой овцы – хоть шерсти клок.

10.Правда – то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.

11. Кто ударит и убежит, тот может драться и на следующий день.

12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.

13. Убивай врагов своих добротой.

14. Честная сделка не вызывает ссоры.

15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.

17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

19. Ты мне – я тебе.

20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.

21. Кто спорит – гроша не стоит.

22. Кто не отступает, тот обращает в бегство.

23. Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый – ни одной.

24. Кто дарит, друзей наживает.

25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.

26. Лучший способ решать конфликты – избегать их.

27. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

28. Кротость торжествует над гневом.

29. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

32. В этом мире есть две породы людей: победители и побежденные.

33. Если в тебя бросили камень – брось в ответ кусок ваты.

34. Взаимные уступки прекрасно решают дела.

35. Копай и копай, без устали: докопаешься до истины.

Бланк ответов

№ пословицы          
Балл          
№ пословицы          
Балл          
№ пословицы          
Балл          
№ пословицы          
Балл          
№ пословицы          
Балл          
№ пословицы          
Балл          
№ пословицы          
Балл          
Сумма баллов          
тип I II III IV V

 

Интерпретация значений

Тип I «Черепаха» - уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности(избегание)

Тип II «Акула» - силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя (доминирование)

Тип III«Междвежонок» - сглаживание углов: такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего, жертвуют успехом (уступчивость)

Тип IV «Лиса» - стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей (компромисс)

Тип V«Сова» - мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников.

Типичный для Вас стиль поведения определяется по максимальному количеству баллов, набранных Вами по одной из указанных стратегий поведения.

В случае, если сумма баллов равна по нескольким типам, можно говорить об использовании нескольких стратегий взаимодействия с людьми.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: