Виды совместной деятельности детей и воспитателя:
• Целевые прогулки, передвижные выставки, экскурсии.
• Подвижные игры, сопровождаемые литературным текстом или песней.
• Подвижные игры со звукоподражаниями.
• Подвижные игры, способствующие развитию фонематического и слогового восприятия («Мяч в воздухе», «Ловишка из круга», Найди себе пару», «Мяч в кругу»).
• Подвижные игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи («Земля, вода, огонь, воздух», «Прятки» и другие).
• Беседы.
• Викторины, конкурсы с речевым материалом.
• Игры с природным материалом.
• Продуктивные виды деятельности: рисунки, аппликации и другое.
• Игры-эксперименты (Например: тонет — не тонет, бьется — не бьется, катится — не катится).
Утренняя гимнастика проводится ежедневно.
Планируя утреннюю гимнастику необходимо обратить внимание на правильное написание планирования. Его можно написать на карточке, а можно внести в план. Вне зависимости от этого, в планировании гимнастики должна быть выдержана структура.
Обязательно должна быть указана дозировка выполнения всех движений и упражнений.
Дыхательная гимнастика проводится 3 раза в день. Лучше всего проводить перед приемом пищи, перед сном, после сна.
Пальчиковая гимнастика проводится 2 раза в день. Лучше проводить во время занятий или в перерывах между ними.
Зрительная гимнастика занимает 3-5 минут и проводится в свободное время от занятий, минимум — 2 раза в день.
Артикуляционную гимнастику лучше проводить индивидуально или с подгруппой детей во второй половине дня. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, начиная с младшей группы.
Гимнастика после сна проводится ежедневно во второй половине дня в течение 5-7 минут с применением дыхательных упражнений, которые способствуют нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы, тренировке навыков правильного дыхания.
Гимнастика мозга направлена на координацию движений по мелкой и общей моторики, левого и правого полушария. Проводятся перекрестные движения, выполняются обеими руками сразу. Гимнастику мозга проводят начиная со старшего дошкольного возраста. Длительность комплекса составляет 5-7 минут.
Особенности планирования непосредственно образовательной деятельности (занятий).
Расписание сетки занятий на неделю (согласно кол-ву занятий по программе и требованиям СанПинов)
В группе детей ясельного возраста допускается 1 занятие в первой половине дня, 1 занятие — во второй половине дня.
Образовательная деятельность с детьми старшего возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения, следует организовывать в первую половину дня.
Занятия физкультурно-оздоровительного цикла составляют 50 % общего времени занятий.
Запись занятий в календарном плане необходимо делать следующим образом:
Задачи, тема занятия, краткий план.
В конце каждого квартала планируются итоговые занятия в виде викторин, КВНов, развлечений.
Особенности планирования организации взаимодействия ДОО с семьями воспитанников
Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены.
Работа в детском саду с родителями должна планироваться в соответствии с годовыми задачами учреждения.
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Данная цель реализуется через следующие задачи.
· воспитание уважения к детству и родительству;
· взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
· повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
· оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
· использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Остановимся на т ипичных ошибках при планировании образовательной деятельности в ДОО
• случаи отсутствия у воспитателей планов работы, а ведь это основной документ воспитателя;
• вместо планов предоставлена циклограмма работы на месяц или на неделю;
• перегруженность (недогруженность) планов;
• отсутствие дат;
• расписана организованная деятельность (занятия в детском саду), а про совместную и самостоятельную деятельность нет даже упоминания;
• отсутствие взаимосвязи разных видов деятельности (игра—труд—обучение);
• пропуск или нерегулярность какого-либо раздела программы;
• календарные планы представлены в виде перспективных;
• нет указаний, в какие режимные моменты, что и кем проводится;
• нет сноски на литературу, страницу;
• не прописывается индивидуальная работа с детьми.