ИСКУССТВО ЮЖНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ




Учебно-методический комплекс

 

для специальности

№ 031501 – Искусствоведение

 

Составитель: В.Г. Белозёрова д-р искусствоведения, проф.

 

 

Москва 2015

 

 

О Г Л А В Л Е Н И Е

 

ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………………..4

ПРОГРАММА КУРСА……………………………………………………………5

Пояснительная записка …………………………………………………....5

Содержание курса………………………………………………….……...10

Часть I. ИСКУССТВО СТРАН ЮЖНОЙ АЗИИ

РАЗДЕЛ 1. ИСКУССТВО ИНДИИ…………………………10

РАЗДЕЛ 2. ИСКУССТВО ШРИ ЛАНКИ………………….65

РАЗДЕЛ 3. ИСКУССТВО НЕПАЛА………………………67

Часть II. ИСКУССТВО СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ…..70

РАЗДЕЛ 1. ИСКУССТВО БИРМЫ………………………..70

РАЗДЕЛ 2. ИСКУССТВО КАМПУЧИИ…………………..72

РАЗДЕЛ 3. ИСКУССТВО ТАИЛАНДА…………………..74

РАЗДЕЛ 4. ИСКУССТВО ЛАОСА………………………..76

РАЗДЕЛ 5. ИСКУССТВО ИНДОНЕЗИИ…………………76

Тематический план курса………………………………………………..79

Контрольные вопросы по курсу….……………………………………...80

ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫТЕСТОВ………………………………………...82

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ………...88

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫКУРСОВЫХ РАБОТ……….…………………………89

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

ЗНАНИЙ……………………………………………………………90

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Курс «Искусство Южной и Юго-Восточной Азии» предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Искусствоведение». Курс является составной частью программы по всеобщей истории искусств и представляет собой неотъемлемый компонент профессионального искусствоведческого образования.

Учебно-методический комплекс «Искусство Южной и Юго-Восточной Азии» содержит подробную программу лекций со списком источников и литературы в конце каждого раздела курса, тематический план, контрольные вопросы, примерные варианты тестов, списки примерных тем для письменных контрольных работ и курсовых работ.

Курс организован по территориально-хронологическому принципу. Искусство каждой страны рассматривается отдельно от истоков своего формирования до современных направлений. Одновременно отслеживаются культурные заимствования и связи между национальными художественными традициями, что позволяет составить типологическую характеристику региона в целом.

Курс состоит из двух частей. Основное внимание в первой части уделено искусству Индии, которое обусловило художественное развитие не только Южной, но и всей Юго-Восточной Азии. Во второй части освещается искусство Бирмы, Кампучии, Таиланда, Лаоса и Индонезии.

Структура курса методически нацелена на комплексное ознакомление с культурной спецификой стран Южной и Юго-Восточной Азии студентов, не имеющих востоковедческой подготовки. Основное внимание уделяется сфере эстетических представлений и иконографическим нормативам. Круг обязательных для изучения памятников архитектуры, скульптуры, живописи и прикладного искусства расширен с учетом искусствоведческой специализации студентов.

 

 

ПРОГРАММА КУРСА

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Искусство Южной и Юго-Восточной Азии» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента, предназначенных для студентов III курса дневного отделения и IV курса вечернего отделения факультета истории искусства, обучающихся по специальности №031501 – Искусствоведение. Курс представляет собой часть учебной программы по всеобщей истории искусств и является необходимым дополнением к основному европейскому разделу этой программы. Это ‑ часть блока востоковедных дисциплин, а именно курсов «Искусство Древнего Востока», «Искусство стран Дальнего Востока», «Искусство древних иранцев», «Искусство ислама». По своей тематике курс связан с общеобразовательными курсами по всеобщей истории, истории мировых религий и истории философии.

Предмет изучения курса ‑ искусство Южной и Юго-Восточной Азии, в котором региональная общность художественных нормативов сочетается с ярким национальным своеобразием традиций отдельных стран.

Цель курса – сформировать у студентов представление о содержании, специфике и значении художественного наследия стран Южной и Юго-Восточной Азии.

Задачи курса:

‑ сообщить расширенные сведения об исторических этапах развития искусства каждой страны;

‑ раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в отдельных странах;

‑ ознакомить студентов с основами традиционной национальной эстетики каждой страны;

‑ показать внутрирегиональные художественные связи и исторические вехи их формирования;

‑ охарактеризовать признаки общности нормативов и эстетических принципов искусства региона, а также проанализировать особенности их национальных интерпретаций;

‑ рассмотреть закономерности модернизации художественной традиции региона и современные процессы в искусстве ведущих стран;

‑ представить специфику культурного диалога стран Южной и Юго-Восточной Азии с искусством Дальневосточного региона и Центральной Азии;

‑ обозначить возможности и особенности культурного диалога Запада с каждой из стран Южной и Юго-Восточной Азии.

Новизна курса заключается в том, что учебно-методический комплекс (далее УМК) представляет собой первую попытку восполнить отсутствие развернутых учебных программ по искусству Южной и Юго-Восточной Азии для высшей школы в нашей стране. Впервые для обучающихся по специальности искусствоведение создан УМК, направляющий как лекционную, так и самостоятельную работу студентов разных форм обучения. Оригинальность авторского подхода заключается в создании многоуровневой структуры курса, позволяющей эффективно сочетать типологический и хронологический подходы в изучении национальных художественных традиций. Информация по каждой теме, компактно сгруппированная по разделам, поэтапно знакомит студентов с исторической обстановкой периода и эволюцией ключевых мировоззренческих представлений, с характерными для эпохи эстетическими принципами, основами иконографии и иконометрии. После теоретических разделов даются перечни памятников, сгруппированных в самостоятельные подразделы, с указаниями их основной специфики. Изучение конкретных произведений ведется через призму новейших теоретических разработок с анализом достижений и проблем современного западного искусствознания.

Хронологические рамки курса охватывают период с неолита по ХХ век включительно, что позволяет прослеживать эволюцию художественных традиций стран с момента их зарождения до настоящего времени.

В курсе рассматриваются основные виды традиционных искусств: архитектура, скульптура, живопись и декоративно-прикладное искусство. Искусство каждой страны освещается отдельно, что связано со сложными миграционными процессами в пределах региона и стадиальной асинхронностью в развитии культур. Курс состоит из двух частей. Первая часть отведена странам Южной Азии и содержит три раздела, посвященных искусству Индии, Шри-Ланки и Непала. Обращение к некоторым памятникам Афганистана и Пакистана домусульманского периода производится без отдельного рассмотрения искусства этих двух стран, что обусловлено исторической изменчивостью западных границ индийской культуры. Вторая часть курса посвящена странам Юго-Восточной Азии, это Бирма, Кампучия, Таиланд, Лаос и Индонезия. Искусство Вьетнама (страны, географически относимой к Юго-Восточной Азии) включено в курс «Искусство стран Дальнего Востока», так как вьетнамская культура принадлежит к ареалу распространения конфуцианского идеологического комплекса и иероглифической письменности. Для удобства пользования УМК списки источников и литературы по искусству конкретной страны даются в конце каждого раздела программы.

Актуальность курса состоит в том, что в нем освещается искусство одного из крупнейших регионов мира, без знания которого профессиональная подготовка студентов не может быть полной. Курс расширяет профессиональный горизонт студентов и возможности их дальнейшей специализации.

Принципы построения курса. Культура Индии является основополагающей для региона Южной и Юго-Восточной Азии, поэтому в рамках курса ей уделяется преимущественное внимание. Искусство Индии освещается как в типологически обобщенном виде, так и с учетом многочисленных местных традиций. Хронологический принцип изложения материала сочетается с выявлением константных пластических установок. Искусство Шри-Ланки и Непала, находящихся в непосредственной близости с Индией, изучаются с точки зрения национальных особенностей усвоения и переработки индийских образцов и эстетических принципов. Искусство стран Юго-Восточной Азии рассматривается в ракурсе анализа специфики отбора и переработки индийских, цейлонских, тибетских и дальневосточных прототипов, что позволяет исследовать становление и развитие национальных стилей с учетом региональной общности.

При подготовке курса учтены результаты новейших исследований отечественных и зарубежных востоковедов, что отражено в подборе рекомендуемой литературы. Круг обязательных источников и литературы по теме рассчитан на общее ознакомление с материалом, в то время как дополнительные списки позволяют более углубленно раскрыть предлагаемые в УМК контрольные вопросы и темы. По причине отсутствия учебной литературы для студентов, обучающихся по специальности искусствоведение, дается список только научной литературы. В связи с ограниченностью лекционного времени и отсутствием часов для семинарских занятий в программе курса разработаны методические ориентиры для самостоятельного изучения студентами отдельных разделов.

Восточные термины выделены курсивом с обозначением ударений. В связи с тем, что в западной и отечественной литературе встречаются разные варианты транскрипций одного и того же термина или названия памятника, то вначале приводится общеупотребительный термин, а в квадратных скобках – его региональные варианты. Фамилии художников и скульпторов выделены жирным шрифтом, чтобы учащиеся не путали их с именами.

По окончании курса студенты должны:

· представлять основные исторические этапы развития искусства каждой из стран региона;

· знать технологические и стилистические особенности выдающихся памятников;

· иметь представление о музейных собраниях и коллекциях памятников восточного искусства;

· отличать национальную принадлежность памятников и представлять проблематику и методику их научной атрибуции;

· владеть основными иконографическими и архитектурными терминами и терминами восточной традиционной эстетики как частью профессиональной лексики;

· ориентироваться в фундаментальных положениях восточной традиционной эстетики;

· уметь проводить типологическое сопоставление каждой из национальных художественных традиций с искусством других стран региона и за его пределами;

· представлять научный потенциал изученного материала и круг ключевых исследовательских проблем современного востоковедения.

 

Форма занятий. Занятия проходят в лекционной форме с просмотром слайдов, CD-дисков и видеокассет. Автор выражает глубокую благодарность всем сотрудникам отдела информации и прессы Посольства Республики Индия в Москве, и в особенности госпоже Митали Саркар, за оказанное содействие в обеспечении курса высококачественными иллюстративными материалами.

Объем курса составляет 26 часов.

Степень усвоения студентами материала проверяется посредством письменных тестов, контрольных работ и курсовых работ.

Обязательное требование к дипломным сочинениям – владение студентом языком страны, на искусстве которой он/она собирается специализироваться. Изучение восточного языка необходимо начать не позднее 2-го курса. С этого же курса идет систематическая работа над курсовыми сочинениями по теме будущего диплома. Тема диплома выбирается вместе с преподавателем с учетом индивидуальных данных студента.

 

Содержание курса

 

 

ЧАСТЬ I. ИСКУССТВО СТРАН ЮЖНОЙ АЗИИ

 

РАЗДЕЛ 1. ИСКУССТВО ИНДИИ

 

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ИНДОЛОГИЮ

Географические рубежи исторического существования традиционной индийской культуры и ее современный многогосударственный ареал. Причины самоустойчивости индийской цивилизации в условиях отсутствия этнического и государственного единства. Модель культурной самобытности Индостанского региона в мифологеме о субконтиненте Джамбудвипа. Образ страны Бха́раты как духовного центра человечества в восприятии представителей индийской культуры и за ее пределами.

Преобладание принципа децентрализации в индийской культуре и его последствия для развития индийского искусства. Феномен стабильного воспроизведения типологической целостности индийского искусства вопреки полиструктурности и асинхронности развития его областей. Вопрос о соотношении религиозного и светского начал в искусстве Индии. Специфика проявления единых канонических принципов при историческом и региональном разнообразии стилевых форм. Основы межконфессиональной интеграции пластических искусств в домусульманский период.

Статус памятников изобразительного искусства в индийской культуре и отношение к их сохранности в прошлом и современности. Характеристика объема и состава художественного наследия Индии.

Этапы изучения индийского искусства на Западе. Деятельность английских колониальных служб по охране и исследованию памятников. Основные школы западной индологии. Становление индийского искусствознания, его современные приоритеты и достижения.

Проблематика атрибуции индийских памятников. Характеристика источниковедческой базы индологии и проблемы переводов трактатов шильпашастр на западные языки.

 

ТЕМА 2. ДОЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Генезис индийского палеолита. Наскальная живопись позднего палеолита в Бхимбетхе и Синганпуре (все ‑ штат Мадхья-Прадеш), росписи в Мирзапуре (штат Уттар-Прадеш).

Расовый состав региона в эпоху мезолита ‑ полиэтничность как изначальный фактор развития индийского искусства. Основные отличия неолитических культур Севера и Юга: особенности форм и декора керамики.

Мегалитические культуры: дольмены и менгиры рубежа III‑II тыс. до н.э. Погребения в Брахмагири II тыс. до н.э. (штат Андхра‑Прадеш).

Энеолитическая культура «медных кладов и желтой керамики» II тыс. до н.э.

 

ТЕМА 3. ПРОТОИНДИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ III – начало II тыс. до н.э.

История археологических открытий центров Протоиндийской [Хараппской, Индской] цивилизации. Раскопки в Хараппе (округ Монтгомери, Пакистан) и Мохенджо-Даро (район Ларкхана, Пакистан). Ареал распространения городской культуры по последним археологическим данным. Дискуссия о генезисе Протоиндийской цивилизации и вопрос о ее месте среди древнейших цивилизаций мира. Расовый состав жителей городов и вопрос о синтезе различных художественных традиций. Цивилизационные достижения урбанистических центров и их международные торговые связи.

Градостроительная система: холм-крепость и нижний город; особенности ориентации сети улиц по сторонам света; строительные материалы и технологии; водоснабжение и канализационная сеть; планировка жилых строений и общественных объектов.

Отличие протоиндийской системы пластического мышления от египетской и месопотамской по образцам мелкой пластики.

Памятники: Бронзовая статуэтка танцовщицы (Нью-Дели, Национальный музей

Индии), бюст «жреца» и мужская голова из Мохенджо-Даро (оба ‑ Карачи, Национальный музей Пакистана), мужской торс и торс танцующего мужчины из Хараппы (оба ‑ Нью-Дели, Национальный музей Индии). Терракотовые фигурки богинь-матерей и их иконографические особенности. Фигурки животных из камня, бронзы и терракоты.

Образцы керамики: особенности формообразования и декора. Ювелирные изделия и их роль в городской культуре.

Научная дискуссия о назначении печаток; соотношение визуального образа и письменного знака; иконографические и композиционные особенности изображений.

Вероятные причины упадка Протоиндийской цивилизации и ее наследие в последующем искусстве Индии.

 

ТЕМА 4. ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД сер. II тыс. – сер. I тыс. до н.э.

«Арийская проблема» в современной науке. Этап индоиранской общности и его след в последующей истории культуры Индии. Миграционные волны индоариев в XIV‑XI вв. до н.э. и гипотезы о путях их расселения. Дискуссия об арийской принадлежности культуры «серой расписной керамики» рубежа II‑I тыс. до н.э..

Взаимодействие арийской и местных культур при расселении индоариев в Северной и Восточной Индии в X‑VI вв. до н.э. Специфика формирования индийской художественной общности во времена первых государственных образований и в период междоусобной борьбы монархических и республиканских царств.

Деление индийского общества по четырем ва́рнам (бра́хманы, кша́трии, ва́йшьи, шу́дры) и значение их цветовой символики для становления индийского колоризма. Изначальная специализация деятелей изобразительного искусства на теоретиков бра́хманов и мастеров шудр и ее последствия для развития художественной традиции.

Представление о первичности звука в индийской космогонии. Особенности формирования изобразительной традиции в условиях словоцентричности индийской культуры. Скудость артефактов периода в связи с преобладанием неизобразительных объектов культа в ведизме. Причины отсутствия интереса к сооружениям из долговременных материалов в ведической культуре. Установка на внеличностное бытие души и идеал мо́кши (слияния с Абсолютом) как генеральный атрактор на всех этапах развития эстетической мысли Индии.

Представление об изоморфности человеческого тела и космоса в ведизме как основа для формирования индийской системы пластического мышления. Антропоморфизм и териоморфизм пантеона и его иконографические истоки. Протоэстетика ведических текстов. Вербальные образы эпосов «Махабха́рата» и «Рама́яна» как модели пластической образности в изобразительном искусстве.

Обряд сооружения жертвенного алтаря агничаяна. Сведения о градостроительной деятельности и ремеслах в ведийских источниках.

Памятники. Хтонические образы богинь-матерей и их преемственность с

доарийским субстратом. Терракотовые статуэтки животных.

 

ТЕМА 5. ПЕРИОД IV – I ВЕКОВ ДО Н.Э.

Политическое и культурное возвышение царства Магадхи на фоне междоусобицы индийских царств. Паломничество как форма культурных связей внутри Индийского ареала. Культурные контакты Индии с Ираном и причины взаимного отторжения пластических систем этих соседних стран. Индийский поход (326‑325 гг. до н.э.) Александра Македонского и начало культурного диалога Индии с эллинистическим миром. Специфика ассимиляционных механизмов индийской культуры.

Религиозная и культурная политика во времена империи Маурьев (317‑180 гг. или 320‑185 гг. до н.э.) и ее значение для интеграции художественной традиции. Социокультурные механизмы сохранения художественной общности региона в условиях децентрализации власти при династии Шунгов на севере (II‑I вв. до н.э.), династии Калингов в Восточной Индии и династии Сатаваханов в Декане (II до н.э. ‑ II в. н.э.).

Научная дискуссия о значении внешних культурных контактов для становления изобразительного искусства Индии. Зарождение ритуальной потребности в иконических образах по мере эволюции ведической религии в брахмани́зм. Развитие иконических форм поклонения в связи с широким распространением буддизма и джайнизма. Житийная литература джайнов и буддистов как стимул для создания сюжетных изобразительных циклов в скульптуре и живописи. Развитие мистериального театра и его определяющее влияние на формирование изобразительных искусств. Научная дискуссия о времени и месте появления поклонных образов му́рти.

Функции изобразительного искусства и архитектуры в свете четырех жизненных целей: дха́́рма, а́ртха, ка́ма, мо́кша. Представление о кармичности художественной деятельности и задача накопления духовных заслуг как основная цель творчества. Тотальная ритуализация жизни и требования ритуальной чистоты в искусстве. Представление о связи между качеством выполнения художественного заказа и ка́рмой донатора.

Развитие социологии индийского искусства из закона четырех стадий жизни: ученик (брахмача́рин), домохозяин (гриха́стха), отшельник (ванапра́стха), аскет (саннья́син). Статус изобразительного искусства в свете задач по введению в культуру и по декультурации.

Последствия перехода от ритуалистической магии вед к философскому умозрению упанишад для осмысления искусства. Принцип вторичности художественной деятельности по отношению к философской мысли и его реализация в сфере изобразительных искусств. Уровни знания в традиционной гносеологии: внерациональное медитативное знание (джня́на), интуитивная компетенция (ви́дья), рациональное знание (виджня́на) ‑ их значение для формирования теории, методологии и понятийного аппарата индийской эстетики. Место и назначение глав по архитектуре, скульптуре и живописи в Пура́нах. Появление специализированных трактатов шастр и комментариев к ним. Вопрос об аутентичности передачи профессиональных знаний в условиях устной традиции.

 

Уникальность исходно-структурных принципов индийской пластической системы. Проявление дуалистической онтологии Пуру́ша – Пракри́ти в структуре отношений между содержанием и формой в пластических искусствах. Постулат о тотальной и дискретной предметности мира Пракри́ти и его воплощение в изобразительных искусствах в осязательной телесности всех иконографических символов, в безинтервальной структуре композиций, в насыщенной пластичности форм и пр.

Представление об одновременности бескачественной божественной эманации (ниргу́на) и материально выраженной эманации бога (са́гуна) как основание для символической и буквальной сакрализации ритуальных изображений. Психотехника лицезрения (да́ршана) адептом бога в его телесно-скульптурной «обители» (враджа). Типология поклонных образов му́рти: изображения самовозникшие и рукотворные. Легитимное сосуществование в религиозной практике исторически различных вотивных традиций как фактор развития изобразительного искусства.

Вопрос о древних истоках современной народной традиции скульптуры из непрочных материалов (песка, необожженной глины, дерева). Иконографические и пластические особенности терракотовых фигурок и рельефных пластин второй половины I тыс. до н.э.. Дискуссия об их назначении. Проявление эстетического принципа «украшенности» в обилии ювелирных украшений на полуобнаженных персонажах. Типология ювелирных украшений, их сакральная и социальная семантика. Причины особого статуса ювелирного искусства в индийской культуре.

Научная дискуссия о зарождении каменного ваяния в Индии. Практика использования природных камней в качестве самовозникших поклонных образов. Традиции скульптуры из глины и дерева как источники развития национального стиля каменной скульптуры. Научные гипотезы о роли персидских и эллинистических мастеров в овладении техникой резьбы по камню в Индии. Пластические свойства чунарского песчаника (пригороды г. Мирзапур, штат Уттар-Прадеш) и других местных пород камня. Ритуальная необходимость неизменной связи скульптуры со стеной. Вопрос о полихромии каменной скульптуры.

Памятники. Я́кшиня с опахалом из Дидарганджа (г. Патна, Городской музей),

я́кша из Паркхама (г. Матхура, Археологический музей), я́кша из Патны (г. Нью-Дели, Национальный музей Индии), Ши́вали́нгаму́рти II‑I вв. до н.э. (храм в г. Гудималламе, Северный Аркот, штат Тамилнад). Протома слона из Дхаули (штат Орисса).

 

Мифологема божественного града и особенности корреляций «храма небесного» и «храма земного» в индийской культуре. Научная дискуссия об истоках индуистской храмовой традиции. Ведийский жертвенный алтарь веди и жертвенная площадка ягашала как прототипы планировки и основных формообразований индуистского храма. Представление о бытийной связи божества с местом (ва́сту) его поклонения. Концепция храма как вместилища сконцентрированной божественной энергии, создающей для адепта «переправу» (тиртха) из профанического мира в сакральный. Причины межконфессиональной общности принципов формообразования в культовой архитектуре. Описания храмов и дворцов в индийском эпосе и значение их метафорической образности для последующего развития индийской архитектурной традиции.

Причины длительного господства деревянной архитектуры. Виды базовых деревянных конструкций и форм по данным изобразительных источников: ворота то́рана, ограда ве́дика, сторожка прато́ли, квадратный с конусовидным перекрытием павильон кута, прямоугольный с бочкообразным перекрытием павильон шала, прямоугольный с апсидальным торцом и бочкообразным перекрытием павильон чапа, подковообразный арочный проем куду («гнездо»), мансардное арочное окно ча́ндраша́ла [или гавакша «коровий глаз»]. Письменные свидетельства и археологические данные об архитектуре столицы Паталипутры и дворце Ашоки.

 

Буддийская вотивная колонна стамбха времен Ашоки: дискуссия о ее генезисе, элементы структуры, общее и отличное от иранских аналогов.

Памятники. Колонна со львом в Лаурья Нандангархе (штат Бихар). Львиная

капитель из Сарнатха (Сарнатх, Археологический музей): реконструкция первоначального вида, символика форм и декора, вопрос о стилистической неоднородности элементов. Капитель с быком зебу из Рампурва (Нью-Дели, Национальный музей Индии): стилистическое отличие от львиной капители.

 

Научная дискуссия о генезисе буддийских мемориальных ансамблей времен Ашоки в свете сходства ранних джайнских и буддийских ступ. Элементы ансамбля сту́пы: шпиль чхаттра́вали, зонты чхаттра, квадратная балюстрада ха́рмика, купол а́нда, основание медхи, обход прада́кшина, ограда ве́дика, ворота то́рана. Деревянные прототипы элементов ступы и причины сакрализации форм жилых строений в культовой архитектуре. Космогоническая и буддийская символика ансамбля сту́пы. Символические элементы скульптурного декора ограды и ворот: трон Будды, дха́рмача́кра («колесо закона»), трира́тна («три сокровища»), дриада шалабханджика [или врикшака ], индийская смоковница а́шваттха, ка́льпава́лли («древо желаний»)[или ка́льпадрума,или ка́льпаврикша ], рыба-крокодил мака́ра.

Памятники. Буддийский комплекс в Санчи III‑I вв. до н.э. (штат Мадхья-Прадеш):

сту́па №1 и этапы ее строительства, сту́па №2, ступа №3. Иконография скульптурного убранства то́ран ступы №1. Рельефы с сюжетами джа́так и организация визуального повествования. Связь типологии персонажей и их состояний с театральными амплуа. Закономерности сочетания иконографической условности с миром народной фантазии и проявлениями бытовой наблюдательности. Пластический стиль рельефов и его вариации на разных то́ранах.

Рельефы ограды сту́пы в Бхархуте II в. до н.э. (г. Калькутта, Индийский музей) и их стилистическое отличие от рельефов ступы №1 в Санчи. Преемственность пластики резьбы в камне с резьбой по дереву и кости. Композиционные схемы заполнения изображениями типовых форматов рельефов ограды. Научная дискуссия о датировке памятника в связи с оценкой художественного качества скульптурного декора.

 

Роль джайнских и буддийских монашеских общин в формировании традиции скальной архитектуры. Виды скальных строений и их деревянные прототипы: продолговатый апсидальный храм ча́йтья с бочкообразным сводом, квадратная молельня виха́ра с плоским потолком и кельями по периметру. Пещерный, монолитный и смешанный варианты скальных храмовых комплексов: вопрос о месте и времени их возникновения. Приставные деревянные фасады и их роль в подчинении традициям деревянной архитектуры облика интерьеров скальных помещений. Гносеологические причины преобладания изобразительного начала над конструктивным мышлением в индийской архитектуре.

Памятники. Пещера Ло́мас Ри́ши III в. до н.э. (холмы Барабара, штат Бихар).

Ча́йтья №12 и виха́ры в Бхадже II в. до н.э. (штат Махараштра). Комплекс пещер Рани-гумпха II в. до н.э. в Удаягири (штат Орисса): становление джайнской иконографии и особенности местного стиля рельефов. Ча́йтья и виха́ра в Бедсе I в. до н.э (штат Махараштра): эволюция от лаконичной простоты ранних форм в сторону их декоративной насыщенности. Ча́йтья №1 в Карле I в. до н.э. (штат Махараштра): архитектурное решение портала и интерьера, стиль рельефов вестибюля и капителей колонн.

 

ТЕМА 6. ПЕРИОД I – III ВЕКОВ

Расширение внешних культурных связей при вхождении Северной Индии в состав Кушанской империи (I‑II вв.). Культурное развитие региона в условиях политической раздробленности на севере и юге Индии в III веке.

Отсутствие централизованных конфессиональных структур как фактор самостийности локальных художественных процессов в рамках индийской культурной общности. Нестабильность иконометрических нормативов в условиях, когда адепт имеет право сам создавать символы и образы божества, избранного для личного поклонения. Механизмы индийской культуры по аннигиляции индивидуального начала в коллективном религиозном творчестве.

Активное распространение иконического импульса по мере становления буддизма махаяны. Эволюция брахманизма в индуизм и новые потребности в архитектурно-скульптурном оформлении ритуала, связанные с заменой ведийского жертвоприношения (я́джна) на богослужение (пу́джа). Повсеместное становление региональных школ ритуальной скульптуры и живописи в связи с завершением процессов по приданию антропоморфических форм божествам всех уровней в основных вероучениях Индии. Расширение функций скульптурного изображения му́рти до главной поклонной святыни храма.

Связь антропоморфной иконографии божества с его сакральным звуковым кодом ма́нтрой и сакральным графическим кодом я́нтрой. Эзотерический символизм геометрии я́нтр: точка би́нду, круг, квадрат, треугольник, шестиугольник, внешние ограждения. Цветовая символика янтр. Система корреляции элементов я́нтры с частями физического тела и сферами тонкого тела адепта. Двойственность индийской иконографии: исходные неявные мыслеформы янтр и производные явные телесные формы. Психотехника совмещения я́нтры как неиконической формы божества с его иконическим образом му́рти. Взаимодополняющие уровни пластического образа – интеллектуальный и чувственный – и значение их неслиянной субординации для развития индийской скульптуры.

Программа видений божеств в канонических текстах как основа иконографических нормативов. Вопрос об истоках многоручия и многоглавия в иконографии индуистского пантеона. Идеал санаткумара («вечной юности»). Доминанта телесной наготы и требования к ее «украшенности» в ритуальных изображениях.

Телесные признаки (лакшаны) избранного существа (махапуруши): ушни́ша

(возвышение на темени), урна (завиток светлых волос между бровями), тривали (шея с тремя складками), удлиненные мочки ушей, завиток волос на груди шри́ватса, длинные руки, перепончатые пальцы рук джала́нгули, широкие и ровные плечи, узкая талия, гладкое тело, плоская стопа с широкой пяткой, ровные зубы и пр. (системы 32, 80 и более лакшан). Признаки телесной красоты образов женской энергии ша́кти (18 и более признаков).

Атрибутивные нормативы изображения. 1). Варианты причесок и корон (макута):

коронообразная джата, коническая кирита, конусообразная каранда. 2). Варианты облачений: набедренная ткань (мужская – дхо́ти, женская – ча́раника), декоративный шарф, нитка бус, ожерелье, священная гирлянда. 3). Сакральные предметы: факел, четки, погонный крюк, стрела, диск, громовик ва́джра, трезубец тришу́ла, боевой топор, палица, меч, копье, чаша из черепа капала, раковина, колокольчик, флаг, сосуд. 4). Ореолы прабха́валая.

Классификация положений корпуса тела: 1) позы стоя стха́нака и три варианта

осанок: а) самaбха́нга – полностью симметричная поза, включая одеяние и украшения, кроме жестов кистей рук; б) а́бханга – небольшое смещение центра тяжести на одну из ног при сохранении общей симметрии торса и головы; в) атибха́нга – активный сдвиг бедер вправо или влево при соблюдении симметрии в верхней части туловища; г) трибха́нга – бедра и шея отклонены в одну сторону, торс смещен в противоположную сторону; 2) позы сидя а́сана: падма́сана («поза лотоса»), вира́сана («поза героя»), йогасана («поза йога»), ваджрасана («поза медитации»), сукхасана («поза отдыха»), лалита́сана («поза покоя»), синхасана («поза льва»), махараджалиласана («поза царя»), праламабападасана (поза сидения на стуле); 3) возлежащие позы. Варианты стоящих и сидящих поз с наклоном корпусавперед.

Классификация жестов рук (ха́ста) и положений пальцев (мудр): абха́я-му́дра

(дарование освобождения от страха), бху́миспа́рша-мудра (призвание Земли в свидетели истинности), анджали-мудра (почитание), вьякхьяна-мудра (проповедь), дхьяна-мудра (медитация), джняна-мудра (знание), варада-мудра (дарование благодати), катака-мудра (держание лилии), дхармачакра-мудра (колесо дхармы), намаскара-мудра (приветствие), сучи-мудра (указующий вниз), тарджани-мудра (указующий вверх), висмая-мудра (удивление), витарка-мудра (неоспоримый довод), анджали-мудра (почитание) и др.

Особенности синкретической семиотики изображений божеств и их атрибутов; разнообразие синтаксиса элементов одно- и многофигурных иконографических композиций; типология «мирных» и «гневных» образов.

1. Основы иконографии индуистского пантеона: а) верховные божества Триму́рти

‑ Бра́хма, Ви́шну, Ши́ва ‑ их ипостаси; б) богини дэ́ви ‑ Сара́свати, Ла́кшми, Па́рвати ‑ их манифестации; в) боги нижестоящих иерархий; г) носители божеств ва́хана: гусь Ха́мса, птица Гару́да, змей Ше́ша, бык На́нди; д) второстепенные персонажи групповых композиций: небесная танцовщица (апса́ра), небесный музыкант (гандха́рва), носительница гирлянд (маладхара), носительница молитвенных мельниц чаури (чамардхара), носительница веера (чамарадхарини), донаторы.

2. Специфические иконографические признаки джайнских вероучителей

тиртханка́ров: обнаженность (направление дигамба́ры) и полуобнаженность (направление шветамба́ры), локоны волос кесуваллари, поза кайотсарга («самоотречение от тела»), растение мадхави. Процесс формирования иконографий 24 вероучителей. Сложение иконографий 16 богинь знаний видьядэви. Композиции одинарные, парные, тройные, иконостас на 24 образа (човиси).

3. Научная дискуссия о формировании буддийской иконографии. Основы буддийской иконографии.

Иконографические признаки изображений Ади-Буддха («Изнача



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: