1. КАРТИНА МИРА – ЭТО:
1) совокупность мировоззренческих знаний о мире
2) художественное описание мира
3) естественнонаучное описание мира
4) географический атлас мира
2. ПРОБЛЕМЫ, РЕШАЕМЫЕ ФИЛОСОФИЕЙ, НОСЯТ ______________ ХАРАКТЕР:
1) стандартный
2) всеобщий, предельный
3) конечный
4) частный
3. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ - ЭТО
1) религия
2) мораль
3) политика
4) право
4. ПОНЯТИЕ «САНСАРА» ОЗНАЧАЕТ:
1) вечную череду смертей и новых рождений всего сущего
2) освобождение от перевоплощений посредством праведной жизни
3) возможность воплотиться в качестве бога как конечную цель и смысл жизни любого индивида
4) колесо как символ формы Вселенной
5. РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНФУЦИАНСТВЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩЕЙ ЗАДАЧЕЙ:
1) обеспечение космического равновесия
2) подчинение природных сил
3) культурный и технический прогресс
4) создание общества равных возможностей
6. РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОЙ ФАРМАЦЕВТИКИ В ДАОСИЗМЕ СТИМУЛИРОВАЛА ИДЕЯ:
1) Великого Предела
2) равновесия космических сил
3) обретения бессмертия
4) достижения долголетия
7. ПЕРИОРИЕНТАЦИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ С ТЕМЫПРИРОДЫНА ТЕМУ ЧЕЛОВЕКА СВЯЗАНА С ИМЕНЕМ:
1) Сократа
2) Демокрита
3) Парменида
4) Эпикура
8. СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ПО МНЕНИЮ СТОИКОВ, СОСТОИТ В:
1) умении мужественно и достойно подчиниться судьбе
2) стремлении отказаться от всех общественных обязанностей
3) умении наслаждаться жизнью
4) стремлении бороться за справедливый общественный порядок
9. ПЕРВОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ШКОЛОЙ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ СЧИТАЕТСЯ:
1) элейская
2) пифагорейская
3) аристотелевская
4) милетская
10. ПЛАТОН СЧИТАЛ, ЧТО ПОЗНАНИЕ МИРА – ЭТО:
1) воспоминания бессмертной души
2) познание чисел
3) познание себя
4) познание окружающего
11. ВЫДАЮЩИМСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ЭТАПА ПАТРИСТИКИ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) Ф. Аквинский
2) У. Оккам
3) Августин Аврелий
4) Р. Бэкон
12. УКАЖИТЕ НАУКУ, СЧИТАВШУЮСЯ НАИБОЛЕЕ ВАЖНОЙ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ:
1) гносеология
2) логика
3) теология
4) онтология
13. НАЧАЛЬНЫМ ЭТАПОМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) томизм
2) схоластика
3) рационализм
4) патристика
14. МЫСЛИТЕЛЬ-МЕДИК, АВТОР «КАНОНА ВРАЧЕБНОЙ НАУКИ»:
1) Гиппократ
2) Гален
3) Авиценна
4) Низами
15. СОЗДАТЕЛЕМ «УТОПИИ», ОПИСЫВАЮЩЕЙ ИДЕАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО, ЯВЛЯЕТСЯ:
1) Н. Макиавелли
2) Т. Мор
3) П. Абеляр
4) Н. Кузанский
16. ГУМАНИСТЫПОДВЕРГЛИ КРИТИКЕ:
1) труды «отцов церкви»
2) христианское вероучение в целом
3) учение томизма
4) схоластику
17. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫДЖ. БРУНО – ЭТО:
1) деизм
2) креационизм
3) пантеизм
4) дуализм
18. РОДОНАЧАЛЬНИКОМ ЭМПИРИЗМА КАК ФИЛОСОФСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ЭПОХИ НОВОГО ВРЕМЕНИ ЯВИЛСЯ:
1) Джон Локк
2) Томас Гоббс
3) Френсис Бэкон
4) Рене Декарт
19. РОДОНАЧАЛЬНИКОМ ЛИБЕРАЛИЗМА В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) Дж. Локк
2) Б. Мандевиль
3) Ж. Руссо
4) Б. Спиноза
20. ГЛАВНОЙ ПРОБЛЕМОЙ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОБЛЕМА:
1) человека
2) метода научного познания
3) материального и идеального
4) бытия
21. ФРАНЦУЗСКИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ, ОКАЗАВШИЙ НАИБОЛЬШЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В РОССИИ:
1) Монтескьё
2) Дидро
3) Вольтер
4) Руссо
22. МЫСЛИТЕЛЬ, ВПЕРВЫЕ ОБОЗНАЧИВШИЙ ПРОБЛЕМУ «КУЛЬТУРА – ЦИВИЛИЗАЦИЯ»:
1) Руссо
2) Вольтер
3) Декарт
4) Кант
23. СОГЛАСНО И.КАНТУ, ЧЕЛОВЕК, ОБРАЩАЯСЬ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, ПОЗНАЕТ:
1) вещи, как они есть
2) ноуменальную реальность
3) антиномии чистого разума
4) вещи, как они явлены в опыте
24. И. КАНТ ПОЛАГАЛ, ЧТО ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ СУЩЕСТВУЮТ:
1) в рамках продуктивного воображения
2) объективно
3) в точке трансцендентальной апперцепции
4) как формы чувственного восприятия
25. ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, К КОТОРОМУ ОТНОСИТСЯ УЧЕНИЕ ГЕГЕЛЯ:
1) объективный идеализм
2) субъективный идеализм
3) идеалистический плюрализм
4) материалистический монизм
26. В СИСТЕМЕ ГЕГЕЛЯ ПРИРОДУ И ИСТОРИЮ ТВОРИТ:
1) случайность
2) воля божественного провидения
3) естественные законы
4) логика развития мирового духа
27. РОДОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ЧЕЛОВЕКА У МАРКСА И ЭНГЕЛЬСА ВЫСТУПАЕТ:
1) капитал
2) труд
3) сознание
4) классовая борьба
28. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МАРКСА И ЭНГЕЛЬСА ОБРАЗ МЫСЛЕЙ ИНДИВИДОВ ЗАВИСИТ:
1) от принятой в обществе системы моральных норм
2) от степени развития научных знаний
3) от вероисповедания
4) от того, что и как они производят
29. ПОНЯТИЕ «ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ» ВВЕЛ В НАУЧНЫЙ ОБОРОТ:
1) М. Вебер
2) Г. Гегель
3) К. Маркс
4) П. Сорокин
30. ПОЯВЛЕНИЕ ПРОЛЕТАРИАТА СВЯЗАНО С ТАКИМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЕМ, КАК:
1) аграрное производство
2) промышленное производство
3) постиндустриальные общественные отношения
4) ремесленный труд
31. ИСТОЧНИКОМ ВСЯКОГО ОТЧУЖДЕНИЯ, ПО МАРКСУ, ЯВЛЯЕТСЯ:
1) перенос представлений о человеке во внеличную сферу, персонифицированную в Боге
2) частная собственность на средства производства
3) превращение результатов личного творчества во всеобщее достояние
4) воля к власти
32. В ИРРАЦИОНАЛИЗМЕ ВАЖНЕЙШИМ СПОСОБОМ ПОЗНАНИЯ ПРИЗНАЕТСЯ:
1) интуиция
2) мышление
3) интроспекция
4) интеллект
33. «БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ», ПО З. ФРЕЙДУ, ФУНКЦИОНИРУЕТ НА ОСНОВЕ:
1) архетипов
2) интеллектуальной интуиции
3) импульсов, исходящих из области сознания
4) первичных влечений с целью получения удовольствия
34. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЗАНИМАЕТСЯ ИССЛЕДОВАНИЕМ:
1) философии техники, технологического прогресса, цивилизации
2) смысла человеческого существования, назначения человека в мире
3) методологии научного познания
4) общества
35. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТЫУТВЕРЖДАЮТ, ЧТО СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ:
1) непостижимой судьбой
2) божественным предопределением
3) собственным выбором человеком своей цели
4) национальной культурой
36. ПОДЛИННОЕ ЗНАНИЕ – ЭТО СОВОКУПНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАУК, УТВЕРЖДАЕТ
1) постмодернизм
2) позитивизм
3) фрейдизм
4) иррационализм
37. В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ТРАДИЦИОННО ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЛОСЬ:
1) ценностям демократии
2) проблемам познания мира
3) научному обоснованию религиозной веры
4) нравственным ценностям
38. ИДЕАЛИЗАЦИЯ РУССКИХ САМОБЫТНЫХ НАЧАЛ ХАРАКТЕРНА ДЛЯ:
1) марксистов
2) народников
3) западников
4) славянофилов
39. ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ ЧААДАЕВ:
1) выступил с критическими взглядами в адрес российской истории, государственности и культуры
2) стал основателем философского направления «Космизм»
3) является автором концепции – «Москва – третий Рим»
4) выступил против позитивизма
40. НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, СОГЛАСНО Н. БЕРДЯЕВУ:
1) в мудрости
2) в любви
3) в спасении души
4) в творчестве