Степень разработанности темы.




Дипломная работа


 

Содержание

Глава I Трактат «О законах»

1.1 Представления о природе права и происхождении закона

1.2 Мысли Цицерона о религиозном праве в идеальном государстве

1.3 Идеи о властных полномочиях должностных лиц

Глава II Трактат «О государстве»

Глава III Историография Цицерона как юриста и политика.

Заключение


 

Введение

В истории мировой политико-правовой мысли есть имена, без преувеличения известные всем, среди которых и имя Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.) – блестящего древнеримского оратора, юриста, государственного деятеля и мыслителя. В обширном творчестве Цицерона большое внимание уделено государственно-правовой проблематике. Специально данные вопросы рассмотрены им в таких произведениях, как «О государстве» и «О законах». Отдельные аспекты указанных проблем затрагиваются и в других его работах (к примеру, в трактате «Об обязанностях» и др.), а также в многочисленных судебных и политических речах. Всего сохранилось 19 его трактатов по риторике, философии, политике, и свыше 800 писем

Поэтому мне интересно рассмотреть идеи Цицерона в этой сфере и дать им историографический комментарий.

Тема моей дипломной работы «Взгляды Цицерона в области государства и права».

Актуальность данной темы обусловлена несколькими факторами.

Во-первых, Цицерон считался лучшим знатоком греческой философии и являлся ее популяризатором в Риме. Он соединил разработки в области права древнегреческих мыслителей с правом, которое знали римские юристы. Кроме того, Цицерон был одним из немногих римских политических деятелей, кто также занимался практическим применением законов, а именно выступал в судах в качестве защитника, а иногда произносил и обвинительные речи.

Во-вторых, римское право составляет основу современной европейской правой системы. Принципы римского законодательства действуют в судах многих стран. Современные юристы также изучают римское государственное право. Цицерон же первый доступно изложил принципы римского правового устройства.

Степень разработанности темы.

Историография о Цицероне очень богата и разнообразна, о нем писали и пишут как западные, так и отечественные антиковеды. Известным специалистом по Цицерону был советский антиковед Сергей Львович Утченко. Среди его работ стоит отметить «Цицерон и его время», а также объемные комментарии к диалогам «О государстве» и «Об обязанностях». Также стоит отметить книгу «Цицерон» из серии жизнь замечательных людей, написанную Пьером Грималем.

Цель данной работы– системное описание взглядов Цицерона на право на основе источников и с помощью литературы.

Для достижения данной цели ставим следующие задачи:

1) Выбрать основные мысли Цицерона о природе права, законах и распределении власти и обязанностях должностных лиц в государстве из диалога «О законах»

2) Изучить идеи Цицерона о государственном праве и форме государственного устройства, изложенные в диалоге «О государстве».

3) Дать свой комментарий к цитатам и привести мнения других исследователей по этому поводу

4) Проанализировать содержание речей Цицерона, выделить из них важные правовые постулаты и соотнести лозунги им выдвигаемые с его философскими и правовыми принципами.

Объектом исследования представляется совокупность правовых взглядов Цицерона и их влияние на него как на политика.

Предметом исследования являются наиболее значимые работы Цицерона, в которых отражаются его взгляды на закон и право.


 

Глава I Трактат «О законах».

1.1 Представления Цицерона о природе права и происхождении закона

Рассматриваемый нами диалог «О законах» написан между 54 и 51 годами, когда Цицерон был отстранен от активной политической жизни Римской Республики. До нас дошло только три «книги» трактата, но некоторые исследователи предполагают, что все произведение, по аналогии с трактатом «О государстве», состояло из шести книг. Первая книга трактата содержит рассуждение об естественном праве, вторая—о «праве божественном» (ius sacrum), третья — о магистратах.

В начале своего диалога Цицерон рассматривает самую природу права как основание для всех последующих его отраслей. Затем он переходит к рассмотрению конкретных законов, с помощью которых государство управляется. Важной частью его рассуждения является рассмотрение так называемых гражданских прав (iura civilia).

Цицерон считал право и законы наиболее важным аспектом государственного управления. Античный мыслитель дает определение понятию «закон», доказывает его божественное происхождение, разъясняет действие законов, связанных с религией, и важность таких законов для римского народа, предлагает правовые механизмы, связанные с институтом цензорства, трибунатом, функционированием народного собрания.

Прежде всего, Цицерон считает необходимым разъяснить природу права и законы, на основании которых должны управляться гражданские общины (О законах I, 17).1 Несомненно, он опирается на опыт, накопленный древними греками в этом вопросе. В частности, структуру своих сочинений о государстве и законах он заимствует у Платона, но именно структуру, а не наполнение. Содержание данных работ представляет собой объединение греческой философии с римской практикой, и в этом заключается новаторство Цицерона.

В первой книге он рассуждает о природе права: «Итак, ученейшие мужи признали нужным исходить из понятия закона и они, пожалуй, правы — при условии, что закон, как они же определяют его, есть заложенный в природе высший разум, велящий нам совершать то, что совершать следует, и запрещающий противоположное. Этот же разум, когда он укрепился в мыслях человека и усовершенствовался, и есть закон. Поэтому принято считать, что мудрость есть закон, смысл которого в том, что он велит поступать правильно, а совершать преступления запрещает. Полагают, что отсюда и греческое название «номос», так как закон « уделяет» каждому то, что каждому положено, а наше название «lex», по моему мнению, происходит от слова «legere» [выбирать]. Ибо, если греки вкладывают в понятие закона понятие справедливости, то мы вкладываем понятие выбора; но закону все же свойственно и то, и другое. Если эти рассуждения правильны (а лично я склонен думать, что в общем это верно), то возникновение права следует выводить из понятия закона. Ибо закон есть сила природы, он — ум и сознание мудрого человека, он — мерило права и бесправия. Но так как весь наш язык основан на представлениях народа, то нам время от времени придется говорить так, как говорит народ, и называть законом (как это делает чернь) те положения, которые в писаном виде определяют то, что находят нужным, либо приказывая, либо запрещая. Будем же при обосновании права исходить из того высшего закона» который, будучи общим для всех веков, возник раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государства вообще было основано.

Но из всего того, что обсуждают ученые люди, конечно, ничто не важно в такой степени, в какой важно полное понимание того, что мы рождены для справедливости и что не на мнении людей, а на природе основано право. Это сразу станет очевидным, если мы вникнем в сущность человеческого общества и связей между людьми. (Цицерон, «О законах», I, 6, 18—19).

В этой цитате Цицерон пишет о законе как о заложенном в природе высшем разуме, позволяющем нам совершать то, что совершать следует, и запрещающий противоположное. И сразу же автор сочинения указывает на отличие греческой и римской трактовок закона. Греки вкладывают в закон понятие справедливости, а римляне, наряду со справедливостью, – понятие выбора. Греческое название «номос» произошло от глагола «немо», то есть «уделять», так как закон «уделяет» каждому то, что ему положено. Латинское же название lex происходит от глагола legere, одно из значений которого – «выбирать», и Цицерон подразумевает выбор справедливого и истинного начала (О законах II, 11). «Примиряя» греческую теорию со своими взглядами, он замечает при этом, что закону свойственно и то и другое, то есть и справедливость, и право выбора (там же, I, 19). В подтверждение мысли предшественников о справедливости закона Цицерон неоднократно упоминает понятие справедливости в отношении римских законов. Цицерон пишет с позиций полезности справедливости для всех римских граждан. Цицерон предполагает равенство всех граждан перед справедливым законом как основание для прочного государства (Цицерон О государстве, I, 48; 69; ср. О законах, II, 13).

В отношении мысли Цицерона о равенстве граждан перед законами английский антиковед Митчелл замечает, что, хотя политические идеи Цице­рона происходили от его аристократического взгляда на государ­ство и управ­ление им, которое предполагало иерархическую структуру, для него истин­ная res publica, основанная на идее о том, что государство принадлежит народу и существует на благо людей, должна гарантировать высокую степень равенства для всех граж­дан, и именно равен­ства граж­дан перед зако­ном, так как не может быть частных привилегий перед законом и спра­ведливость— одна для всех (О законах, II, 13; III, 8; Mitchell, 1991, 12—13). Он также указывает на мысль Цицерона о том, что те, кто стоят у власти, не должны иметь больше власти, чем та, что им предоставлена по закону. Таким образом, поскольку власть правителей проистекает из законно на, то они— создания закона (Цицерон О государстве, II; О законах, III, 1—3). По мнению исследователя, к концу жизни Цицерон утверждал, что одной из главных целей его управ­ле­ния всегда было гарантировать, чтобы никакой человек не стал силь­нее зако­нов (Mitchell, 1991, 12—13;). Вполне обоснованно заметить, что Цицерон провозглашая aequias (равенство) основным принципом respublica, Цицерон пони­ма­ет равенство, прежде всего, как равенство перед законом и отвергает равен­ство как прин­цип социально-политический, поскольку Цицерон отстаивает незыб­лемость частной собственности (Об обязанностях, II, 78—80) и отвергает равенство избирательных прав (О государстве, II, 40), отдавая предпочтение центуриатному устройству Сервия Туллия.

Следующая важная мысль, связанная с законами, состоит в том, что для своего идеального государства Цицерон выбирает только неписаный закон, тот высший закон, который возник раньше любого писаного законодательства (О законах I, 19). На писаные законы полагаться нельзя, поскольку они транслируют волю человека, стоящего у власти, а такой человек приказывает или запрещает то, что находит нужным для себя, для своей выгоды (О законах I, 19–20; 42–44; II, 13; ср. О государстве II, 63; III, 16; 18; 20).

В этом рассуждении Цицерон опирается на принятое у римлян определение закона: «Закон – это то, что народ повелел и постановил». Главным критерием закона(lex) как высшей и совершенной формы позитивного права римляне считали его принятие народным собранием. Народ (populus) при этом понимается как суверенный коллектив граждан(civitas). Идея суверенного народа, устанавливающего законы для самого себя, превращает lex в ведущую форму официального установления (позитивации) римского права, потому что оно мыслится как право, исходящее от граждан (cives), ― ius civile.

Далее в параграфе 22 идет рассуждение в ходе, которого Цицерон доказывает, что через разум проходит связь между богами и людьми, более того он утверждает, что и те, и другие объединены общностью законов и права, подчиняются единой власти, поэтому весь мир должен считаться единой гражданской общиной богов и людей. В обычной гражданской общине все члены связаны так называемой агнацией (положение и связи между и внутри родов; подчинение главе семейства-агнату), поэтому люди связаны с богами родовыми связями и происхождением. Затем Цицерон заявляет, что только человеку богами была дарована душа, позволяющая наполнять ее добродетелями, которые помогают отличить благо от зла в этом он видит еще одно доказательство родства богов и людей. В общности богов и людей, он как философ видит свидетельство небесного происхождения разума и, следовательно закона.

Таким образом, согласно воззрениям Цицерона, естественный закон – это истинный закон, всегда справедливый, являющийся врожденным, вечным и постоянным. Источником естественного закона является божественный разум и природа. Мировоззрение Цицерона близко к пантеизму (от греч. παν – всё и Θεοζ – Бог) – природа и бог у него сливаются воедино. Естественный закон возник раньше, чем какой-либо другой писаный закон, и раньше, чем какое-либо государство было основано. Этот закон распространяется на всех, существует в неписаной форме и обладает верховенством над писанным законом, так как последний должен соответствовать установленному в природе божественному порядку, в противном случае он не имеет законной силы. Естественный закон имеет верховный фундаментальный характер и существует как нравственный ориентир, которому должен следовать законодатель. Здесь уместно привести вывод, сделанный из этого известным советским антиковедом Утченко: "Итак, основа права – не мнения людей, но природа, не писаные законы, созданные людьми, но природный, естественный закон, который одновременно есть высший разум, справедливость и который служит связующей нитью между людьми и богами. И только руководствуясь им, люди способны отличать право от бесправия, честное от позорного, доброе от злого и стремиться к праву и к тому, что честно и справедливо, ради самих этих доблестей".


 

1.2 Мысли Цицерона о религиозном праве в идеальном государстве

Во второй части трактата Цицерон переходит от абстрактных рассуждений о происхождении и сущности закона к описанию своих представлений о праве в идеальном государстве. Философ еще напоминает раз напоминает свой тезис о божественном происхождении земных правил и установлений и дает еще одно его определение: «закон есть мысль божества, разумом своим ведающего всеми делами, принуждая или запрещая.» Так как закон, по его мнению, есть творение богов то и рассмотрение права идеального государства Цицерон начинает с его божественной отрасли, касающейся правил устройства обрядов и жертвоприношений.

В начале автор приводит свое видение Закона о богах и жрецах, полностью регулирующего религиозную жизнь общества. Эти положения очень сходны с текстом Законов Двенадцати таблиц и почти полностью повторяют священный порядок, установленный в Римской республике. Он объясняет это тем, что в предыдущем трактате «О государстве» доказал, что древнее римское государственное устройство было лучшим, поэтому стоит изучать его законодательство как образцовое (О государстве I 70).

Цицерон кратко описывает как человек должен обращаться к богам, как чтить их, говоря об устройстве праздников, а также говорит об обязанностях разных коллегий жрецов и распределении их ролей и должностей. Далее следует краткий перечень наказаний за преступления против богов, например, за клятвопреступление наказывается смертью этого человека для богов и всеобщим позором.

Жрецов Цицерон подразделяет по божествам, которым они служат на понтификов (жрецов всех богов, членов коллегии понтификов) и фламинов (жрецов отдельных богов), а также выделяет дев Весталок хранительниц очага. Пример правильного совершения священнодействий должны являть государственные жрецы, которые обучают прочих частных лиц. Государственных же жрецов Цицерон в свою очередь подразделяет по родам деятельности: ведающие священнодействиями и жертвоприношениями (понтифики, фламины и весталки), другие — истолкователи таинственных речений и предсказаний(гаруспики), третьи государственная коллегия авгуров, толкователей воли Юпитера на основании знамений и ауспиций предсказывающие грядущее.

Цицерон в своем устройстве идеального государства говорит о реально существовавших жреческих коллегиях: pontifices и augures.[1] Для нас будет не лишним изложить состав и компетенции коллегий понтификов и авгуров, которые играли видную роль в римском обществе и государстве и потому важны при изучении государственного права Древнего Рима.

Collegium Pontificum восходит к началу Рима и первоначально состояла из 5 человек, одним из которых следует считать царя– председателя коллегии. После закона Огульния понтификов стало 9, после Суллы — 15, после Цезаря — 16. Со времени Республики председателем становится один из понтификов, который получает название pontifex maximus.

Обязанности этой коллегии довольно разнообразны:

1 Во-первых, на них было возложено проведение многочисленных религиозных церемоний

2 Только понтификам принадлежит право толковать jus divinum (божественное право). Они одни были сведущи в знании религиозных обрядов, поэтому, когда у Сената возникали вопросы относительно религиозных обязанностей, то он обращался за консультацией в коллегию понтификов. Именно эта коллегия определяла церемониал новых культов, принятых Сенатом или народом.

3 Также понтифики должны были сопровождать магистратов, когда те читают молитвы, произносят обеты, совершают жертвы от имени народа, посвящают храмы и так далее.

4 Еще одной важной обязанностью коллегии понтификов было ведение и редакция календаря.

Еще один круг правовых функций понтификов очертил сам Цицерон: «Что за дело понтифику до права "общих стен", или до права пользоваться водой, или до любых вопросов, кроме тех, которые связаны с религией? А последних совсем немного. Это, я думаю, вопросы о священнодействиях (de sacris), об обетах (devotis), о празднествах (de feriis), о гробницах (de sepulcris) и тому подобное»

К первому пункту («священнодействия») Цицерон относит довольно полно отраженную в источниках обязанность понтификов следить за сохранением родовых и фамильных священнодействий. Сохранение их он считал столь значимым, что внес это положение в свои основные «законы» римской религии: «Священнодействия от имени частных лиц да остаются постоянными» (О законах XIX, 47) Осуществляя важную задачу наблюдения за осуществлением родовых священнодействий, понтифики разработали целую систему правил перехода сакральных обязанностей вместе с наследуемым имуществом, дабы со смертью главы той или иной ветви рода не прекратились соответствующие обряды. Этой обязанностью мотивируется вмешательство понтификов в акты частной жизни римских родов.

Кроме того, понтифики пользовались известностью как глубокие знатоки юриспруденции, в особенности гражданского права. Это понятно если вспомнить о том влиянии, которое культ первоначально производил на правила частного права и на гражданскую процедуру. Сам Цицерон критикует понтификов, главным образом отца и сына Сцевол, знаменитых юристов и одновременно верховных понтификов, за вторжение в сферу гражданского права, не связанную с религией, за смешение гражданского и понтификального права.

Последним пунктом в перечне Цицерона, на котором он остановился очень подробно, стоит «вопрос о гробницах», т. е. вопросы погребения усопших и

сохранения гробниц (ius manium), что также относилось к компетенции понтификов.


[1] Понтифики, авгуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: