Воспоминания о моей бабушке Ширмановой Клавдии Андреевне.




Номинация

«Моя родословная»

Тема:

 

Работу выполнил Ширманов

Михаил 9 класс.

МОУ Новопокровская СОШ.

Руководитель Смирнова Светлана Александровна – учитель истории.

Консультант – Виноградова Галина Александровна.

Адрес: 606877 Нижегородская обл.,

Ветлужский р-н, с. Новопокровское,

Ул. Молодёжная, д.18

Тел.8-831-50-33-6-38

 

С. Новопокровское, 2011.

 

 

Оглавление

 

 

Вступление_________________________________________3

Жить на земле_______________________________________6

1. Как всё начиналось_____________________________6

2. Хомовы, Гусевы_______________________________8

3. Виноградовы__________________________________11

4. Ширмановы, Патрушевы________________________14

5. Бабушка Клава_________________________________18

6. Из крестьян в солдаты___________________________24

7. Боль и надежды русской деревни_________________26

Заключение__________________________________________28

Источники и литература_______________________________30

Приложение_________________________________________33

 

Введение

Господь повелел от земли кормиться.

Не жди урожая, сей жито, хлеб будет.

Без хозяина земля круглая сирота.

Земля — тарелка: что положишь, то и возьмешь.

Где пахарь плачет, там жнея скачет.

Глубже пахать - больше хлеба жевать.

В.И. Даль

Земля с незапамятных времён кормила людей, давала им хлеб насущный, смысл жизни и надежду на лучшее. Воспитывала земля с детства любовь к труду и веру в силу русского характера.

«Россия - это прежде всего русская земля. «Мать-сыра-земля» для россиянина была высшим судьей, кормилицей, «родительницей» народа».[1]

Работа на земле, проживание в деревне или селе, регулирующая роль традиции во всех сферах жизни - неотъемлемые признаки крестьянина. В России издавна крестьяне составляли основу её населения и кормили всю страну. Их тяжёлым каждодневным трудом ковалось богатство России. Многое пришлось пережить русскому крестьянину, но земля давала ему силы жить и работать дальше.

В нашей истории воспеты подвиги русского воинства, произведения великих мастеров искусства, открытия учёных, трудовые подвиги рабочих, а вот труд крестьян, такой обычный, будничный, но тяжёлый и благородный, не заметен и забыт.

«Земля русская…Сколько сказано о твоем богатстве, сколько песен спето о твоей красоте, сколько стихов сложено о твоём раздолье и шири! Да, богата ты…, но всё-таки главное твоё богатство – люди. Люди, которые не дают увянуть твоей красоте, молодости, плодородию. Их бережными руками, бесконечным, упорным и, порой, незаметным трудом создаётся твоя громкая слава. Много их, обо всех не расскажешь, да они и не требуют этого. Не за награды, не за почести работают эти люди. В своём труде они не видят ничего героического, для них он – потребность души»[2] - эти слова, прочитанные мной в статье о моём прадедушке, как нельзя лучше отражают суть и смысл крестьянского труда.

Жить на земле – вот наша история, судьба и призвание. Именно поэтому я назвал так свою работу. Все мои предки были крестьянами, жили на земле, служили ей. Я из крестьянского рода и горжусь этим. Часто слышал от взрослых “все мы родом из детства», рассуждал о смысле этих слов и убеждался в их истинности, начав изучать историю своей семьи. Думаю, что каждый человек должен прийти к пониманию того, что с детства закладывается фундамент взрослой жизни, ценности, традиции наших предков, воспитываться уважение к семье, родине.

Мы рождаемся и живём благодаря жизни наших предков, предыдущих поколений семьи, поэтому изучение своего происхождения, своего рода – интересное и полезное занятие. Составляя свою родословную, мы прикасаемся к истории своей семьи и истории своей семьи, разбираемся в сложной паутине родственных связей.

Актуальность.

Сегодня, как мне кажется, эта тема особенно актуальна, потому что сегодня русское село, крестьяне и сельское хозяйство незаслуженно забыты. А ведь в русской глубинке сильны традиции наших предков, которые могут реанимировать в нашем современном обществе мораль и нравственность через любовь к земле и труду; уважение к семье и родине через изучение родословной своей семьи, исторических корней наших предков, неразрывно связанных с историей деревни, малой родины и страны в целом.

 

Цель моей работы:

Понять своё место в связке «я – семья – род – народ», показать связь и единство времён, поколений, меня и моей семьи посредством изучения истории моей семьи и составления её родословной, осмыслить роль земли в жизни моих предков.

Задачи:

1.Изучить различные источники информации по теме исследования.

2.Систематизировать и анализировать собранный материал.

3.Составить родословную семьи в программе «Древо Жизни».

3. Оформить работу.

Объект исследования – проблема забвения русской деревни, утраты связей человека со своей малой родиной; сложная паутина родственных связей.

Предмет исследования – судьбы моих предков, связанных с землёй, соединившихся в родословной нашей семьи.

Методы исследования:

- Сравнительно – исторический.

- Хронологический.

Ход исследования.

Поставив перед собой цель изучить историю моей семьи и составить её родословную, я начал поиск и сбор материала. В этом мне помогли родители. Начали мы с изучения семейного архива, потом посетили Новопокровский краеведческий музей, где нашли информацию об истории колхозов. Сходили в Новопокровскую сельскую библиотеку, где нашли статьи и книгу о Бусыгине А.Х. Ездили в Ветлужский военкомат, чтобы узнать, где воевали или служили предки, но нам сообщили, что архив военкомата переведён в г. Урень. Мы с отцом ездили в с. Турань, т.к. много родственников по линии Ширмановых проживало там и живет по сей день. Оказалось, что в с.Турань ещё стоит дом Ширманова Эвстрата Васильевича (приложение 2). Мы заглянули в туранскую библиотеку и музей, узнали много интересного, чего раньше не знали. Папа заинтересовался поиском информации о своих предках.

Моя бабушка, Виноградова Галина Александровна, тоже не сидела без дела. Она написала свои воспоминания из жизни, а также звонила родственникам в Калинино, Нижний Новгород. Мы с ней ходили по старожилам села, попросили написать воспоминания о наших родственниках супругов Сенниковых (крёстных моего папы) и Шильникову Е.В.(племянницу моего деда Николая).

Помогла и школа. В школьном краеведческом музее я нашел стихи, посвященные моей прабабушке Клаве, работу о ней Кутиловой Саши, портрет бабушки, выполненный Кутиловым Игорем, работы об истории колхоза имени 21 партсъезда, работы по топонимике нашего края и многое другое.

Теперь предстояло проанализировать и классифицировать собранный материал, оформить его, создать родословную нашей семьи и построить генеалогическое древо семьи при помощи компьютерной программы.

 

 

Жить на земле.

Как всё начиналось.

Ориентировочное время заселения нашей местности.

Предположительно, основное заселение началось после реформы 1861 года, а до этого, существовали редкие хутора в глухих лесах. После отмены крепостного права крестьяне получили свободу, но не получили землю. Вот и стали заселять нашу местность, корчуя лес и освобождая землю для пашни. Приезжали, как правило, группами семей, связанных родственными связями.

Много было переселенцев из Вятского края, что подтверждается тем, что жители некоторых деревень сохранили обычаи характерные для вятичей.

История села Новопокровского.

На территории Проновского сельсовета до 1800 года не было населенных пунктов, были сплошные леса.

В 1779 – 1800 г.г. на ручьях обосновались на жительство 5 братьев, бежавших от помещика из Псковской губернии. Каждый брат имел свою фамилию (Голубев, Лебедев, Соболев)

Построенный братьями дом на берегу ручья перестраивался более 5 раз.

Место обоснования братья назвали Прониха (приложение 3).

Один из братьев, Соболев, был дедушкой Соболеву Александру Дмитриевичу, прадедушкой Строгановой Екатерине Александровне.

Примерно через 50 лет появилось жительство, где деревня Мостовая. Село Новопокровское и далее Новопокровская волость появилась в 1892 году.

В 1892 году в селении Покровское в честь Покрова Пресвятой Богородицы была построена Церковь, селение или деревня получили статус «села» и стала называться село Новопокровское.[3]

«Церковь Покровкая, село Новопокровское зданием деревянная, на каменном фундаментом, с такое же колокольнею, построена в 1892 году на средства прихожан. Ограда деревянная. Кладбище в расстоянии ¾ версты от церкви, обнесено изгородью. Храм однопрестольный- в честь Покрова Пресвятой богородицы. Имеется образовавшийся от сбережений капитал в 1468 рублей 90 копеек. Есть церковно – приходское попечительство, имеющее 179 рублей наличными, 2814 рублей 90 копеек билетами.

Расстояние от Костромы 320 верст, от Варнавина 80 верст, от почтовой станции Кузнечиха 17 верст, от фельдшерского пункта 7 верст, от больницы 25 верст.

Ближайшая церковь в с. Галкино в 15 верстах, с. Никольское, что в Тумбасах – 18 верст и в с. Турань в 15 верстах».[4]

Хомовы - Гусевы.

Хомовы, Гусевы – мои предки по материнской линии.

Хомовы Евдокия Павловна (1896 г.р.) и Хомов Андрей Иванович (1893 г.р.) - мои прапра бабушка и дедушка - (приложение 4) родились в городе Вятка. Там познакомились и поженились. После Столыпинской реформы переехали в деревню Воронцовское.

П.А.Столыпин "предлагал путь развития смешанной, многоукладной экономики, где государственные формы хозяйства должны были конкурировать с коллективными и частными". Столыпин делал ставку на "крепких и сильных" крестьян. Однако он не требовал повсеместного единообразия форм землевладения и землепользования. Там, где в силу местных условий община экономически жизнеспособна, "необходимо самому крестьянину избрать тот способ пользования землей, который наиболее его устраивал». [5]

Деревня Воронцовское начала образовываться в 1900 году переселенцами с Вятки, которые, так же как молодая семья Хомовых, поехали разрабатывать участки в лесу. Деревня располагалась по обе стороны речушки. Хомовы построили дом в самом центре деревни. Вместе с другими жителями деревни они разрабатывали поля, пилили лес под участки. Вели и свое подсобное хозяйство, сеяли овес и лен, было много домашней скотины. У Хомовых родилось четверо детей: Николай, Александр, Алексей и Лидия.

***

Вместе с семьей Хомовых в строящуюся деревню переехала молодая семья Гусевых: Павел Васильевич и Серафима Харитоновна (Бусыгина). Дом построили на противоположной стороне от дома Хомовых. Земли были очень плодородными и давали хорошие урожаи картофеля. Семья не бедствовала. Жили зажиточно. Держали три коровы и три лошади. Леса богаты дичью, было много ягод и грибов.

Брат Гусевой Серафимы Харитоновны, Бусыгин Александр Харитонович (приложение 5), в это время жил в Горьком и работал кузнецом на горьковском автозаводе, выковывал коленчатые валы, «клал» фундамент стахановского движения. Он – Герой Социалистического труда. Получил золотую медаль и орден Ленина. Но даже будучи рабочим человеком, Александр Харитонович не забывал свою землю, свои корни крестьянские. На этот вывод меня натолкнул очерк о нём, прочитанный мной в сельской библиотеке. Корни крестьянские налицо:

«Бусыгины разделились. Александру - младшему достались изба, два колеса от телеги, уздечка и вожжи. Ни лошади, ни коровы. Как хозяйствовать? А по Ветлужью идет разговор: в Нижнем началась большая стройка, работы там невпроворот: и платят хорошо. Александр решил податься на стройку. Жена собирает мешок с хлебом и рубахами, а сама ревмя ревет.

- Ничего, Настасья, денег наработаю - вернусь, корову купим, хозяйство поправим...»[6]

«Всяко­го он навидался в бедняцкой крестьянской семье, где рос среди 18 детей. С восьми лет в подпасках. Бывало, и милостыню соби­рал, беспризорничал, прежде чем определился на завод и стал учиться на кузнеца».[7]

«Два раза в месяц он бегал на почту и отсылал Настасье часть за­работка. Ему нравились пожилые рабочие, которые так же, как он, приехали на стройку, чтобы заработать на корову, на хозяйство. С ними хорошо было говорить о деревне, о сенокосе, о лошадях...»[8]

Бабушка Галя однажды поехала к родным в г. Горький. По телефонному справочнику разыскала Бусыгина А.Х., позвонила ему. Ей разрешили к нему приехать, и она провела весь выходной в гостях. Встретили очень приветливо, Александр Харитонович показал золотую звезду Героя, подарил фотографию, тогда он был уже на пенсии, в преклонном возрасте.

У Гусевых было трое детей: Александр, Михаил и Мария. Родители им прививали любовь к родной земле и труду с самого раннего возраста.

 

***

Гусев Александр Павлович (1921 г.р) и Хомова Лидия Андреевна(1924) (приложение 6) – мои прадедушка и прабабушка) познакомились в своей родной деревне, после того, как Александр пришел с войны. Вскоре поженились. Александр Павлович начал работать председателем Краснопрудского совета, а когда советы соединили, стал работать бригадиром в д. Красные пруды. А Лидия Андреевна, после создания семьи, была рядовой в бригаде и одновременно занималась подсобным хозяйством: скотом и пчелами (прабабушка окончила курсы пчеловодов в Ветлужском лесном техникуме), от которых получали хороший доход. Вскоре родились дети. Их в семье Гусевых родилось семеро, но, к сожалению, выжило только четверо: Николай, Юрий, Геннадий и Галина – моя бабушка. Думаю, это произошло потому, что было трудное голодное послевоенное время, да и врачей в деревне не хватало, а до районного центра далеко. Детская смертность в те годы была высокой. Дети помогали родителям. Вставали рано утром и начинали полоть картошку, следили за огородом, помогали на сенокосе летом (приложение 7) - в общем, росли трудолюбивыми детьми. Моя бабушка вспоминает: «Наша бригада краснопрудская от центра колхоза «Ильич» была за 8 км. В д.Красные Пруды была начальная школа, где я и училась 4 года. А потом ушла учиться в школу в Калинино. Через д. Красные Пруды проходила узкоколейная железная дорога, которая шла из Калинина до д.Голубиха. По ней возили рабочих в делянки на выработку леса. А лес возили в Калинино на переработку, т.к. там был леспромхоз и картонная фабрика. В школу и на выходные домой мы ездили по железной дороге».[9] В село Гусевы переехали в 1989 году(приложение 8). Шильникова Е.В вспоминает, что они жили по соседству на улице Больничной. Лидия Андреевна по-прежнему занималась пчеловодством. Когда она снимала мёд, был праздник у всей детворы на их улице. Она была очень доброй женщиной, звала ребятню, усаживала их за столик на улице, наливала им мёд, давала соты. Все были рады.

 

Виноградовы.

Виноградовы – мои предки по материнской линии. Многое о них я узнал из рассказов бабушки Гали и статьи в районной газете, которую написала о своём свёкре Виноградове Г.М. будущая жена его сына Валентина - Наталья Стрелкова (приложение 1).

Среди полей стояла маленькая деревенька, состоящая из семи домов - Богдановка. Об истории основания этой деревни я узнал из работы огарковой Любы: «В 1927 году на хутор Богдановых переехала семья Смирновых из д. Кузнечиха, построили дом, обосновались в нем. Вскоре, приехали Виноградовы, Михаил и Пестимея, со своей семьей. Так образовалась деревня Богдановка»[10](приложение 9).

В семье крестьянина-бедняка Михаила Виноградова, вошедшего в колхоз в 1933 году, и его жены Пестимеи родилось 7 сыновей, младшим из которых был Геннадий (мой прадед). Время было трудное, голодное, но все тяготы переносили сообща. Семью объединял и сплачивал труд, ставший для всех ребят с самого раннего детства не наказанием, а основой жизни.

В 1937 году отец умер. Все заботы легли на плечи матери. Геннадию было тогда 9 лет. После войны Геннадий женился. Стали Виноградовы жить большой семьёй: Геннадий Михайлович – хозяин дома, мой прадед, его жена – Виноградова Таисия Михайловна (из семьи Колокольцевых – приложение 10), мать Геннадия Михайловича – Пестимея и четверо сыновей Геннадия Михайловича – Николай – мой дед, Геннадий, Валерий и Валентин. Родители работали в колхозе, Пестимея водилась с детьми и занималась хозяйством (приложение 11).В доме был ткацкий станок, и бабушка Пестимея ткала из тряпок и льна половики. Дом был небольшим, крыша покрыта дранкой, на дворе и бане была солома. В самом доме стояло три кровати, столы и лавки. Была русская печка, в которой бабушка Пестимея мыла внуков. У дома был большой огород. В саду росло около 20 яблонь. Прадед был бригадиром, а прабабушка работала в бригаде (приложение13). Семья жила в достатке, дедушка Геннадий сам катал валенки, делал для детей лыжи, также делал санки, научил мастерству детей. Он был хорошим охотником, приносил медвежатину и лосятину. Он очень любил землю, приучал детей к труду, потому что понимал, что труд поможет детям достичь желаемой цели в жизни. Дети подросли, стали работать в бригаде, и поэтому получали больше трудодней, денег в семье водилось в достатке. Все дети сходили в армию, и стали создавать семьи.

***

Галина Александровна Гусева и Николай Геннадьевич Виноградов (приложение 12), мои бабушка и дедушка, познакомились на танцах в Калининском ДК, когда Галина Александровна была в 9 классе. Он пригласил ее танцевать. Подружились. Дедушка Коля ездил на свидания на велосипеде по железной дороге, в деревню Воронцовское, а когда забрали в армию, переписывался письмами. Прошло 2 года. 20 марта 1970 года они поженились. Через год родилась Люда - первенец. Прабабушка Пестимея и дедушка Геннадий были рады дочке, потому что в семье рождались одни мальчишки. Переехали в село Новопокровское. Сначала молодая семья жила под старой конторой. Село росло, и активно стали строиться дома. В сельском музее я нашёл этому подтверждение в «Летописи колхоза имени 21 партсъезда». Действительно, в 70-е годы в селе было большое строительство: жилые дома, фермы, садик, школа, магазин, столовая. Председатель колхоза Виноградов В.В. поддерживал молодые семьи, давая им жильё. Если семья строила свой дом, колхоз половину расходов брал на себя, помогал техникой. В 1972 году бабушка с дедушкой и дочкой Людой переехали в дом, в котором живут до сих пор. Через два года родилась вторая дочка – Татьяна – моя мама. Дедушка Коля всю жизнь проработал в родном колхозе шофером.

Бабушка всегда с теплотой вспоминает то время, когда она работала в родном колхозе (приложение 14):«В 1970 году я закончила Ардатовский сельхозтехникум и начала работать в колхозе имени XXI партсъезда зоотехником-селекционером. Колхоз был очень большой. Пашни было 5400 га, сельхозугодий - более 11000 га, скота - 2500 голов, в том числе коров - 1100 голов. А летом доходило до 3300 голов. Было много бригад, мелких деревень, мелких ферм, в каждой деревне были или коровник, или телятник. С 1970 г. начали строить более крупные дворы. Первый был в с. Новопокровском на 360 голов с беспривязным содержанием. Но кормов не хватало, и двор переделали на привязное содержание. Дорог с твердым покрытием не было, выхода из колхоза на центральную дорогу тоже не было. Добирались через Калинино по полевым дорогам или на д.Махони, тоже по полям, часто застревали в грязи. На ближние фермы в другие бригады ходили пешком, а на дальние - на попутной технике. Во время работы ездила на курсы повышения квалификации в Зеленый Город. Так, до выхода на пенсию, я проработала в колхозе XXI партсъезда, а в дальнейшем его преобразовали в СПК «Новопокровский»».[11]

Ширмановы – Патрушевы.

Это мои предки по линии отца.

***

Ширмановы жили в маленьком домике на краю деревни Юдинское,

которая «носит своё название по фамилии переселенцев с Вятки Юдинцевых, основавших деревню. Второе название деревни – Юдиха. Это «историческая родина» для жителей улицы Лесной в нашем селе. Ныне деревня исчезла официально и фактически».[12] В деревне было 18 домов. У Андрея Ширманова рано умерла жена, и его дочери Клава и Ульяна (приложение 15) стали жить у тётки Фетисы. Клава стала взрослой. В 1934 году появилась новая семья. Ширманов Павел Васильевич обвенчался с Ширмановой Клавдией Андреевной в туранской церкви. Переехали жить в деревню Юдинское. Павел Васильевич вырос в большой семье. У него было 3 брата: Александр, Эвстрат, Иван, и 3 сестры: Вера, Маняша и Валентина. Вскоре, родился первый сын – Павел, затем Валентин и Николай – мой дедушка. Но недолго было их счастье – началась война, Павел Васильевич, а также его братья Иван и Эвстрат ушли на фронт. Прабабушка Клава осталась одна с тремя детьми. Было очень тяжело воспитывать, кормить и учить одной. Вскоре пришло письмо, что Павел Васильевич был ранен и попал в госпиталь. Но с войны домой так и не вернулся, ушел к другой. Прабабушка Клава так и осталась одна воспитывать своих детей. Несмотря на все эти испытания, надо было жить дальше. В дальнейшем построила новый дом, дала сыновьям первоначальное образование и сама научилась грамоте. Прабабушка всю жизнь поддерживала связь с родственниками. Дети помогали во всем. Выросли трудолюбивыми, приученными к труду.

***

Узнав о том, что Патрушевы родом из Рудников, я решил узнать, откуда такое название у деревни. В работе по топонимике школьного музея я узнал: «Первые жители, поселившиеся на месте будущей деревни, отличались высокой работоспособностью. Они очень быстро поставили большие дома, хотя в соседних поселениях люди ставили сначала маленькие баньки и в них зимовали. А эти переселенцы много трудились, т.е. были трудниками. Постепенно первая буква в разговорном употреблении потерялась и стала д. Рудники»[13](приложение 16).

В деревне Рудники жили Патрушев Данил Герасимович и Патрушева Анна Александровна (мои прадедушка и прабабушка). Их дочь Людмила рассказывает о том времени: «Деревня стояла на реке Вывож. Жили в родительском доме. Он был очень большим. Отец, Патрушев Данил Герасимович, был на войне, получил контузию. Мама Нюра во время войны рыла окопы. Пахали на быках. В то время в деревне стояло 15 домов. В деревне стояла водяная мельница. Света не было, сидели с лампами и фонарями, только в дальнейшем, при переезде жителей деревни нам достался дизельный генератор».[14] У Данила Герасимовича это была вторая жена, первая рано умерла и оставила маленького сына – Валеру. Прабабушка Анна, несмотря на это, не побоялась выйти за Данила Герасимовича, сына полюбила как родного. У них была большая семья – пятеро детей: Евгений, Александр, Людмила и Дина – моя бабушка. Жили дружно, весело, имели свое хозяйство- пасеку, продавали сено, лен. Данил Герасимович получил на войне ранение, вернулся, и стал работать в магазинной лавке. Работали в колхозе, приучали детей к труду. Вспоминает сестра моей бабушки: «Летом с подругами пасли коров. В Рудниках была конюшня, поэтому пасла на лошадях. На ферме была мелкая переработка молока: через сепаратор пропускали молоко, получали масло. Его сдавали государству. Ходили на сенокос. Вставали в 3 часа утра и шли косить руками. Косили до завтрака, а после сгребали сено в завалки, копнили и метали стога. Сеяли лен. Я его теребила, а затем его относили в овин, где он сушился. И лен, и зерновые обмолачивали вручную».[15] Дети в семье Патрушевых были сытые, одетые. В Рудниках они получи начальное образование, а затем разъехались по разным интернатам и школам, продолжая обучение.

***

Шло время, дети выросли. Пришло время заводить семьи.

На лесозаготовительных работах братья Николай и Валентин Ширмановы жили на квартирах в деревне Рудники. Работников расселяли по домам. Валентин жил на дому у Патрушевых. Дедушка Коля приходил его осматривать и встретил Дину. Они решили создать свою семью (приложение 18).

По деревне Юдинское бежали ребятишки и кричали: «Тетка Клава, Николай-то там невесту везет!». С тех пор стали жить в одном доме, построенном прабабушкой Клавой. Прабабушке невестка понравилась, за всю жизнь они ни разу не поссорились. Бабушка Дина прислушивалась к советам свекрови. К осени появился первенец – Ира. Это была очередная внучка. А хотелось то внука! Через три года родился для прабабушки долгожданный внук – Слава – мой папа. Прабабушка Клава как раз вышла на пенсию и водилась с внуками сыновей (приложение 19). В то время дедушка работал сварщиком (эту профессию он освоил в армии), а бабушка на ферме. Дедушка ездил на мотоцикле (приложение 20). Своего магазина в Юдихе не было, и он привозил гостинцы из деревни Пескуша.

Для крестин Славы Дед Коля пригласил своего друга Сенникова Александра, жена которого вспоминает: «Крестила Славу бабушка Дуня из Деревни Пескуша. Она была старушка богомольная и крестила всех послевоенных детей. После крестин друзья стали звать друг друга кумовьями, их жены - кумушками. Дети подрастали и, когда пришло время им идти в школу, то друзья вместе переехали в село Новопокровское. Дружба между ними не исчезла».[16]

Семья росла, и надо было обзаводиться своим жильем. Когда моему отцу было 9 лет, бабушка и дедушка купили свой дом в Юдихе и переехали туда. В 1975 году родилась дочка Наташа. Бабушка Дина водилась мало, приходилось сразу после родов выходить на работу, водилась в основном прабабушка Клава.

На протяжении всего времени, что жили в деревне, сыновья и внуки никогда не забывали прабабушку Клаву, оказывали помощь. И она им не отказывала. Водилась с внуками, ходила с ними по грибы и ягоды. Прабабушка Клава была уже в преклонном возрасте, и водиться с младшей сестрой Наташей часто приходилось моему папе.

К тому времени стали укрупнять колхозы, люди стали переезжать по разным крупным населенным пунктам. В 1982 году семья Ширмановых переехала в с. Новопокровское. Прабабушка Клава переехала с ними, хоть уезжать и не хотелось. Но она продолжала бегать по грибы, ягоды и лекарственные травы в Юдинское. Ими она лечила людей, обращавшихся к ней за помощью. Бабушка продолжала работать в колхозе дояркой, дедушка Коля работал сторожем и сварщиком. А Прабабушка Нюра, мать бабушки Дины уже в это время жила в д. Мостовая. Также, в селе жила сестра бабушки Дины – Людмила. «В селе я устроилась работать техничкой в столовой, потом в пекарне, пекла хлеб. А в 1975 году меня пригласили работать телятницей на ферме в колхозе им. XXI партсъезда. За отличную работу награждали грамотами, деньгами, памятными призами. Мне нравилось работать телятницей на ферме, поэтому я проработала там до самой пенсии - до 2007 года»[17] - вспоминает Людмила.

Семьи сестёр поддерживали связи, общались, помогали друг другу, на праздники собирались вместе.

 

Бабушка Клава.

О моей прабабушке Клавдии Андреевне мне хочется рассказать особо. На мой взгляд, её жизнь, судьба, биография очень наглядно рисует образ русской деревенской женщины, для которой главным было забота о детях, каждодневный труд на благо страны, семьи. О бабушке рассказывали её внуки, которых она вынянчила, которые её хорошо знали, уважали и любили её: Маргарита, Ирина, Вячеслав (мой папа), Елена. Наиболее полно, в деталях, с любовью рассказала о бабушке Шильникова Елена Валентиновна дочь Валентина - брата моего дедушки Коли. Вот этот рассказ.

***

Воспоминания о моей бабушке Ширмановой Клавдии Андреевне.

«Моя бабушка Ширманова Клавдия Андреевна жила в д. Юденское Ветлужского района. Деревня была небольшая, около 25 домов. Жители деревни почти все были между собой родственниками. У бабушки была трудная жизнь. Очень рано она осталась без матери, отец был грубым, жестоким человеком и ее вместе с сестрой Ульяной передал на воспитание тетке Юдинцевой Феоктисте Афанасьевне (приложение 22), женщине властной, работавшей звеньевой в колхозе им. Горького, который тогда существовал на территории деревень Юдинское и Верховское. Сестра Ульяна была инвалидом, глухая, прожила с теткой всю жизнь. Я помню, как она жаловалась, что та ее обижает. Сама Ульяна была очень доброй, особенно любила маленьких ребятишек, старалась всегда угостить чем-то, если тетка не видела. Она пекла очень вкусный хлеб, такого хлеба, как у нее я в своей жизни больше не ела. Огромные румяные караваи она вынимала из русской печки, запах разносился по всей округе. Были у Ульяны свои секреты выпекания хлеба. Знаю, что в тесто она добавляла картошки. Тесто готовилось в специальной «квашенке», деревянной большой посудине. Хлеб пекли через день. Закваска оставалась каждый раз. Дрожжей в хлеб не клали. Душистые караваи хлеба на залавке (так называлась полка из одной доски вдоль всей кухни). По другой стене лавка с ведрами воды. На стене тарелочник из дерева. К стене приделанный небольшой стол из досок. Ни скатерти, ни клеенки, ни краски. Все вымытое добела из дерева. Вот и вся кухонная мебель тех времен. Посуда в основном глиняная, ложки деревянные. Уклад жизни был такой, хозяйка не признавала никаких изменений в жизни. Правда телевизор приобрела. И кровать у нее была новая, широкая. А Ульяна спала на маленькой ржавой кровати. На полу домотканые половики. Ткацкий стан на повети (сеновале). Помню, умывальник был у них с рожком, наклоняешь его, и вода течет на руки. У печки внизу было большое отверстие для ухватов. Печка была глинобитная, большая. По рассказам т. Фетисы, в ней в старые времена мылись, раскладывали солому по поду печи, чтобы не испачкаться в саже. В доме все было старинным. В переднем углу было огромное количество икон. После отъезда Феоктисты Афанасьевны к сыну в Молдавию, все иконы украли. Помню, мама хотела взять иконы себе, но бабушка Клава не разрешила, надеялась, что т. Фетиса вернется, но она не вернулась, ей тогда было уже за 80 лет. Тетю Фетису побаивались в округе все, даже мужики. Если случались в семьях разборки, женщины от своих мужей очень часто укрывались в ее доме.

Бабушка вышла замуж за Ширманова Павла Павловича. О нем я мало знаю, т. к. эта тема в семье была запретной. Дед Павел ушел в 1941 году на фронт, когда у них в семье было 4 сына, старшему из которых было 6 лет. Вот с такой оравой осталась бабушка в войну. Последние крохи собирала она и посылала мужу на фронт, ждала писем, как все боялась получить похоронку. Закончилась война, стали возвращаться мужики. Бабушке пришло письмо, в котором дед написал, что вернуться к ней не может. Был сильно ранен, медсестра его выходила, выжил только за счет ее, поэтому остается с ней. Бабушка, прочитав письмо, упала без чувств. Через неделю пришла в себя, надо жить, растить детей. Все фотографии деда были уничтожены. Работать пришлось за двоих. В войну один сын умер, хотелось сохранить остальных. Мальчишки росли шумными, да еще без отцовской руки. Бабушка через всю жизнь пронесла обиду на деда. Дед приезжал к своим родственникам в с. Турань. Однажды сыновья решили с ним встретиться. Бабушка настояла, чтобы только один из них самый мягкий по характеру Николай поехал в Турань. На автобусной остановке он увидел незнакомого человека, обратил на него внимание. Оказалось, это и был его отец, мой дед. Встреча так и не состоялась. У деда было несколько жен, у всех были дети. Одна из них писала бабушке письма, просилась приехать, чтобы познакомиться с братьями, бабушка не разрешила. Бабушка после войны ушла с головой в работу. Она часто рассказывала, что даже на выставку ВДНХ в Москву за хорошую работу ее посылали. В колхозе, в ее звене выросла самая хорошая кукуруза. Правда больше она вспоминала о том, что у нее дорогой украли красный чемодан, в котором была краюха хлеба. Рассказывала о впечатлении, которое произвела Москва, поезд, который она видела первый раз. Когда выросли дети, бабушка стала нянчить внуков. Жила она вместе с сыном Николаем, самым младшим. Сын Валентин жил с семьей в этой же деревне (приложение 23). Сын Павел большую часть жизни прожил на кардонах. Бабушка регулярно навещала их, заполняла гостинцами рюкзак и пешком около 25 км шла к сыну. Потом Павел вербовался на Дальний Восток, после смерти жены вернулся с дочкой на родину. Бабушка, сколько я ее помню, всю свою жизнь отдавала людям: водилась с внуками, постоянно каждому из нас стремилась что-то дать. Когда я училась в институте, каждый раз на дорогу она давала мне 3 рубля (пенсия была тогда у нее 12 рублей), мне хватало на дорогу, да еще и на неделю питания. Она постоянно пыталась заработать для всех нас денег: заготовляла корье, сдавала его целыми машинами, собирала тряпки, тоже сдавала. Сушила на сдачу грибы и ягоды. Обеспечивала всех городских родственников лесными заготовками, за что ей регулярно присылали с севера рыбу, с юга фрукты. Всем она делилась с нами, а мы очень любили бабушку. Ее тепла хватило даже на правнуков. Помню, она постоянно навещала нас, когда у нас появились дети Маша и Валя. Приносила игрушки, конфеты. Помню, купила Маше вместо платья ночную рубаху (Маше было 2 г), нарядила ее и повела гулять, я не спорила, понимала, что это от чистого сердца. Приходя к нам, она спрашивала 3-х летнюю Машу, помнит ли она кто пришел. Маша отвечала: «баба Кава». Бабушка была в восторге. Однажды и младший правнук встретил ее словами «баба Г», счастье было у бабушки, она сразу сбегала в магазин, накупила ему всего. Ведь он назван в честь ее безвременно ушедшего сына. Да, выпала на ее долю и такая тяжелая потеря. И при всем этом она оставалась доброй, открытой, общительной. Помню, как у нее появился самый первый маленький телевизор Рекорд. Вся деревня ходила к ней смотреть фигурное катание. Дом превращался в кинозал. Я думаю, что вот таким способом она пыталась гнать от себя мысли о своей непростой судьбе. У нее всю жизнь был огород, где ежегодно произрастали какие-то особенные растения: иногда арбузы, множество разных сортов смородины, малины, яблони. Помню однажды она принесла из Калинино козленка, который постоянно убегал, забирался в огороды соседей. Пришлось с козленком расстаться. Бабушка всегда была центром деревни. Летом на всю деревню готовила настоящий деревенский квас. В обеденный перерыв с сенокоса все жители шли к ее кваснице. Всем хватало. Я помню каждый уголок ее дома в деревне Юдинское: четверть дома занимала русская печь, в ней всегда стояла плошка пшенной каши и чугунок грибного супа, маленькая печка стояла у входа, на ней всегда стояла кастрюлька с отваром надрывницы, бабушка пила ее вместо чая, угощала всех. В переднем углу стоял большой самодельный стол, на котором для каждого беседника готов чай с вареньем. За этим столом регулярно собиралась вся семья Ширмановых. Обычно это было в субботу, банный день. Долгое время баня была общая для всей семьи, топила ее бабушка, а мы приходили вечером. Престольным праздником в Юденском были Ильин день и Покров. В эти дни мы также собирались у бабушки всем большим семейством. Пеклись пироги из черники и малины, обязательно из рыбы. Варилось пиво и самогон. Готовился холодец. Наша семья была в те времена очень дружной. Я хорошо помню, когда пришел из армии дядя Коля Ширманов. Он привез нам с сестрой множество подарков. Мне привез импортный красный костюм, типа спортивного, а сестре зеленый с большими карманами. Эти карманы я помню всегда полным конфет. Помню свадьбу дяди Коли и тети Дины. Она была очень красивая, длинные кудрявые волосы, стройная, веселая.

В углу висело много икон. Бабушка была верующим человеком. Вместе с т. Фетисой, Ульяной они соблюдали все посты, регулярно посещали Екатерининский храм в г. Ветлуге. Т. Фетиса всю жизнь ездила в Ветлугу на Крещение, купалась в реке Ветлуге. В пост, бывало доголодаются до того, что все трое слягут, но все равно выдерживают и едут к Святому Причастию. Помню, как однажды бабушка взяла меня и мою двоюродную сестру Маргариту в церковь. Мы вели себя ужасно в церкви (обе были комсомолки, атеистки), смеялись, бабушка терпеливо потом объясняла нам, что мы не правы. Мы были уже достаточно взрослыми, и сейчас мне стыдно за то поведение. Я не помню, чтобы хоть раз бабушка повысила на меня голос. Всегда с добром, с улыбкой, иногда с укором, но всегда струилось от нее тепло. А еще она очень боялась грозы, у нее была куча суеверий связанная с грозой: нельзя сидеть у печки, под матицей, у окна. Надо выкидывать в окно кочергу, выгонять кошку и т.д. Но не бояться грозы меня научила тоже она. А еще она знала способы лечения надрыва (гладила живот), за что врачи ругали, а люди шли за помощью, она лечила вылизыванием глаза, если попала какая-то соринка. Я через все ее лечения прошла сама. Стра



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: