Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования детей
Приаргунский районный Дом детского творчества
Утверждено
на заседании методического совета
протокол № _______
от «____»_______________2016г.
Рекомендована к реализации
Педагогическим советом
_________________ Лопатина Л.И.
Программа воспитательной работы объединения
«Фантазия»
(программа рассчитана на учащихся 1 – 9 классов,
срок реализации 1 год).
Автор: Ивачёва Татьяна Викторовна педагог дополнительного образования, руководитель объединения «Фантазия».
пгт. Приаргунск
2016 год.
Программа воспитательной работы
Содержание:
1.Пояснительная записка.
2.Цели и задачи.
3.Принципы программы.
4.Направления реализации программы.
5.Условия реализации программ
6.Педагог и родители
7.Содержание воспитательной деятельности
8. Методы и средства внеурочной деятельности.
Методы и средства внеурочной деятельности.
9.Тематическое планирование.
10.Используемая литература.
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени детей. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей детей в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени детей. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей детей в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ребенка, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию ребенка и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая объединения, дети прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях стараются раскрыть у детей, такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ребенка, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
- приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение детьми опыта самостоятельного общественного действия.
2.Цель деятельности:
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи деятельности:
1.Организация общественно-полезной и досуговой деятельности совместно с общественными организациями, ДТДВ, библиотеками, семьями детей.
2.Включение детей в разностороннюю деятельность.
3 Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
4.Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
5.Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
6.Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы.
3.Принципы программы:
- Включение детей в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к
Сложному).
На содержание программы оказали влияние следующие факторы:
Особенности возраста, индивидуальности детей.
Особенности руководителей объединения, их интересы, склонности, установки.
Месторасположение по отношению к лесу, реке, районному центру.
Направления реализации программы
- Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения детьми свободного времени.
- Проведение необходимых для оптимальной занятости детей в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
- Совершенствование содержания, форм и методов занятости детей в свободное от учёбы время.
- Информационная поддержка занятости детей в свободное время.
- Научно-методическое обеспечение занятости детей во внеурочное время.
- Совершенствование уровня кадрового обеспечения.
- Совершенствование материально-технической базы организации досуга детей.
Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются следующие направлений деятельности.
Формы воспитательной работы по направлениям:
1. Спортивно-оздоровительное:
Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов»,
Проведение бесед по охране здоровья.
Применение на занятиях игровых моментов, физ.минуток.
Проведение бесед «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании».
2. Художественно-эстетическое:
Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ детей.
Проведение бесед по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла.
3. Научно-познавательное:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
4. Гражданско-патриотическое:
Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
Выставки рисунков.
Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян;
Встречи с участниками «горячих точек»;
Тематические классные часы;
Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.
Конкурсы рисунков.
Фестивали патриотической песни.
5. Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
5. Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
- конкретное планирование деятельности,
- кадровое обеспечение программы,
- методическое обеспечение программы,
- педагогические условия,
- материально-техническое обеспечение.
6. Педагог и родители как участники педагогического процесса:
Целью сотрудничества педагога и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности детей, осуществление эффективной связи с семьей в воспитании и образовании детей разного возраста.
Задачами сотрудничества являются:
- усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;
- гуманизация взаимоотношений семьи и детских учреждений;
- развитие у детей опыта формального и неформального общения с взрослыми;
- освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с преподавателями и детьми;
- оказание родителями содержательной помощи педагогу в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.
Сотворчество педагогу и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):
- непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;
- развитие сотрудничества с педагогом и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности.
7. Содержание воспитательной деятельности.
Образовательным учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:
- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
- социальной активности;
- представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
приобщение к системе культурных ценностей;
- трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
- эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
- навыков здорового образа жизни.