Задание 1. Заполните таблицу, ответив на вопрос: «Кому в первую очередь нужен тот или иной вид рынка?»
Вид рынка | Государство | Предприятие | Предприниматель | Семья | Человек |
Рынок средств производства | |||||
Рынок услуг | |||||
Рынок продовольственных товаров | |||||
Рынок рабочей силы | |||||
Рынок кредитов | |||||
Рынок ценных бумаг |
Задание 2. Приведите по 2 примера рынка
Вид рынка | Пример № 1 | Пример № 2 |
Рынок товаров народного потребления | ||
Рынок государственных учреждений | ||
Рынок услуг | ||
Рынок рабочей силы | ||
Рынок ценных бумаг | ||
Олигопольный рынок | ||
Монопольный рынок | ||
Легальный рынок | ||
Нелегальный рынок |
Задание 3. Тестовые задания
1.Для рынка совершенной конкуренции характерно, что:
а) фирмы осуществляют неценовую конкуренцию;
б) фирмы не имеют собственной политики в области установления цен;
в) фирмы производят дифференцированную продукцию/
2. Наилучший пример чистой монополии — это:
а) булочная рядом с вашим домом;
б) производитель пива;
в) единственная авиалиния между вашим городом и столицей страны;
г) городское предприятие водоснабжения.
3.Олигополистическая взаимозависимость означает, что:
а) каждая фирма производит продукцию, похожую, но не идентичную той, которую производят конкуренты;
б) все фирмы производят одну и ту же продукцию;
в) каждая фирма должна учитывать реакцию конкурентов, когда она проводит определенную ценовую политику;
г) каждая фирма несет убытки из-за неустойчивости рыночных цен.
4. Цены в рыночной экономике …
а) стабильны;
б) регулируются государством;
в) зависят от спроса и предложения
5.Определите, в каком из нижеперечисленных вариантов типы структур рынка расположены последовательно от наиболее конкурентного к наименее конкурентному:
а) совершенная конкуренция, олигополия, монополистическая конкуренция, монополия;
б) монополия, совершенная конкуренция, олигополия, монополистическая конкуренция;
в) совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
6. Можно утверждать, что с ростом цены на продукцию монополиста его общая прибыль:
а) уменьшится;
б) увеличится;
в) не изменится.
7. Определите, когда монополистическая конкуренция имеет место:
а) множество фирм продают однородную продукцию;
б) монополисты конкурируют друг с другом;
в) только несколько фирм производят данный товар.
8. Единственная структура на рынке, не способная влиять на цены – это…
а) чистая монополия;
б) олигополия;
в) монополистическая конкуренция;
г) чистая конкуренция.
9.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) совершенная конкуренция
2) совокупный спрос
3) рыночная экономика
4) равновесная цена
5) экономическая свобода
10.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «конкуренция».
1) монополия
2) монопсония
3) кооператив
4) олигополия
5) совершенная конкуренция
6) корпорация
11. В городе N сотовую связь предоставляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны (несколько правильных ответов)
1) рынок средств производства
2) монополия
3) местный рынок
4) рынок услуг
5) олигополистический рынок
6) фондовый рынок
12.Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны (несколько правильных ответов)
1) Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов.
2) Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса и предложения.
3) Предприятиям приходится решать проблему ограниченности ресурсов.
4) Производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей.
5) Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностямии имуществом для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.
13.Выберите верные суждения о характере рыночных отношений и видах рынков и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Конкуренция производителей способствует улучшению качества товаров.
2) Монополизация рынка ведет к снижению цен на товары и услуги.
3) Рынок свободной конкуренции отличает легкий вход на него для предприятий и сложный выход.
4) Рыночной конкуренции свойственна конкуренция потребителей.
5) В условиях олигополии возможен контроль за ценой при тайном сговоре.
14.Выберите верные суждения об условиях возникновения рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Регулярность обмена.
2) Переход к парламентской демократии.
3) Распространение научного мировоззрения.
4) Углубление общественного разделения труда.
5) Появление норм права.
15. Рынок спортивной одежды области Z поделён между четырьмя крупными компаниями-операторами, другие производители не представлены. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок услуг
2) совершенная конкуренция
3)региональный рынок
4)рынок товаров
5)олигополия
6) рыночный дефицит
16.В стране В только три фармакологических компании, выпускающие лекарственные препараты, пользующиеся спросом у больных. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок товаров и услуг
2) фондовая биржа
3) монополия
4) национальный рынок
5) олигополия
6) мировой рынок
Задание 4. Найдите соответствие
1) Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.
1.Совершенная конкуренция. 2.Несовершенная конкуренция. 3. Монополия. 4. Олигополия. 5. Монополистическая конкуренция. 6. Барьеры вступления в отрасль. | А. Совокупность ограничений, препятствующих фирме производить определенный вид продукции. Б. Тип рыночной структуры, при котором несколько фирм продают стандартный или дифференцированный продукт при ограниченных возможностях контроля над ценами, при наличии высоких рыночных барьеров и при существенных ограничениях доступа экономической информации. B. Тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят и продают стандартизованную продукцию, отсутствуют рыночные барьеры вхождения в отрасль, имеется полный доступ к экономической информации и ни одна из фирм не в состоянии влиять на рыночную цену. Г. Рыночные структуры, при которых в отрасли имеется одна, несколько или сравнительно большое число фирм, в той или иной степени осуществляющих контроль над ценами; структуры, при которых имеются барьеры для вхождения в отрасль, а также ограничения доступа к экономической информации. Д. Тип рыночной структуры, предполагающий, что: единственная фирма производит и продает продукт; этот продукт является уникальным; фирма осуществляет полный контроль над ценой этого продукта; имеются очень высокие барьеры для вхождения в отрасль и сильно ограниченный доступ к экономической информации. Е. Тип рыночной структуры, предполагающий, что в отрасли имеется относительно большое число фирм, производящих дифференцированную продукцию и осуществляющих частичный контроль над ценами, и что имеются низкие барьеры для вхождения в отрасль и небольшие ограничения для доступа к экономической информации. |
ОТВЕТЫ
2) Каждому утверждению в левой колонке подберите продолжение из правой колонки
таблицы:
А. Отсутствие входных барьеров на рынок характерно... Б. Рынок, представленный группой продавцов, объединенных соглашением о его разделе и общей ценой, характерен... В. Ситуация, в которой общество несет потери из-за высоких цен при низком выпуске, более характерна... Г. Рынок, на котором несколько продавцов могут оказывать воздействие на цену продукции в отрасли, характерен... Д. Ситуация, когда назначаются разная цена на один и тот же товар, характерна... Е Ограниченность ресурсов — главный фактор, формирующий ситуацию, характерную... Ж. Отсутствие кривой предложения характерно... 3. Рынок с большим числом фирм, производящих взаимозаменяемые товары и услуги, характерен... И. Ситуация, в которой при любом объеме выпуска продукция продается по одинаковой цене, характерна... К. Чем меньше заменителей имеет продукт, тем ближе монополистическая конкуренция к ситуации, характерной... |
|
А | Б | В | Г | Д | Ж | З | Е | И | К |
3) Установите соответствие между объектами продажи и рынками, на которых они продаются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОБЪЕКТЫПРОДАЖИ | ВИДЫРЫНКОВ | |
A) Программное обеспечение Б) Потребительские кредиты B) Приватизационный чек Г) Валюта Д) Депозитный сертификат | 1) Рынок финансовых услуг 2) Рынок ценных бумаг 3) Рынок интеллектуальной собственности |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
4) Установите соответствие между типами рынков и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ТИПЫРЫНКОВ |
A) контроль за ценой отсутствует Б) представлено множество фирм B) производится уникальный продукт, не имеющий хороших заменителей Г) существуют препятствия для вступления в рынок Д) количество выпускаемой на рынок продукции контролируется | 1) монопольный 2) конкурентный |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Задание 5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Самой большой рыночной властью обладает ________(А). Это рынок, на котором присутствует единственный ________(Б) уникального продукта. Такой рынок не выгоден ________(В) с точки зрения качества продукции, разнообразия ________(Г), уровня цен. Чтобы не допустить образования новых рынков такого типа,________(Д)проводит ________(Е) политику ».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) ассортимент | 2) покупатель | 3) продавец |
4) монополия | 5) конкуренция | 6) товарищество |
7) государство | 8) разнообразный | 9) антимонопольный |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Задание 6. Верны ли следующие утверждения (Да — Нет)?
1. Свободный вход на монополизированный рынок невозможен ()
2. Конкурентная фирма не может повлиять на рыночную цену ()
3. Конкурентная фирма продает по рыночной цене столько, сколько захочет ()
4. Обладание монополией всегда гарантирует прибыль ()
7. При монополистической конкуренции легче основать новую фирму, чем при совершенной конкуренции ().
8. На рынках совершенной конкуренции реклама—пустое дело ().
9. На рынках олигополии продукция совершенно однородна ().
10. В условиях монополизированного рынка отсутствует кривая предложения ().
11.Только в условиях совершенной конкуренции фирмы могут контролировать цены на свою продукцию ().
12.Монополия всегда назначает максимально высокую цену на свою продукцию ().
13. Монополия может увеличить продажи, если назначит более низкие цены ().