ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ




ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ: ПРОБЛЕМЫВЗАИМООТНОШЕНИЙ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В основе концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира) и с помощью общения.

Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий образовательных учреждений и семьи.

Содержание сотрудничества дошкольного учреждения с семьей включает три основных направления:

· психолого-педагогическое просвещение родителей

- составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.);

- организация диагностической работы по изучению семей;

- использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей;

 

· вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

- создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников);

- выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;

- внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;

- оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в предупреждении негативных проявлений у детей;

- использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами;

 

· участие семей обучающихся в управлении учебно-воспитательным процессом в детском саду

- создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса;

- активное включение в работу с семьей психолога, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, воспитателей;

- оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений;

- разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.);

- расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

 

Практические задания

ПРОБЛЕМЫВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

 

Упражнение «Какие они – современные родители?»

По вариантам подобрать характеристики современного родителя (одним словом).

1 – положительные; 2 – отрицательные.

Я фиксирую на доске. Акцентируем внимание на том, том каких характеристик больше – положительных или отрицательных.

 

Упражнение «Я в лучах солнца»

Нарисуйте круг. В центре впишите своё имя.Далее рисуем лучики, над каждым пишем качество, характеризующее Вас в общении с родителями. Оцените количество лучиков (насколько ясно Вы видите себя), и количество положительных характеристик (насколько позитивно вы себя воспринимаете).

 

Существуют определенные правила подготовки и проведения родительского собрания. Я предлагаю вам в группах создать свои правила.

ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

ПРАВИЛО 1. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

ПРАВИЛО 2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

ПРАВИЛО 3. План проведения родительского собрания должен быть известен родителям.

ПРАВИЛО 4. Общение педагога и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

ПРАВИЛО 5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

ПРАВИЛО 6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

 

СОВЕТЫПСИХОЛОГОВ:

* перед началом собрания лучше оставить за дверью плохое настроение. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка;

* отведите на проведение собрания не более 1,5 часов;

* барьеры в общении должны отсутствовать. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках). Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

* самый приятный звук для человека - его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу;

* перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;

* не забудьте "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее. В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом;

* предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;

* поблагодарите всех, кто нашёл время прийти (особенно отцов);

* дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребёнку. Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»;

* в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;

* родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребёнку.

 

НЕ СТОИТ:

· осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;

· сравнивать успехи отдельных детей;

· давать негативную оценку всей группе;

· переоценивать значение отдельных занятий;

· использовать в общении с родителями назидательный тон.

 

Приемы успешного проведения родительского собрания:

ü можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга;

ü подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга;

ü использовать форму разговора за чашкой чая;

ü использовать групповые формы работы с родителями, игровые элементы;

ü опираться на опыт, мнения авторитетных родителей;

ü жестко определить регламент собрания, беречь время родителей;

ü необходимо закончить собрание принятием конкретного решения.

 

Для установления взаимопонимания между всеми участниками учебного процесса (а это дети, родители, педагоги) очень важна позитивная информация о жизни ребенка в группе.

«Цветок достижений» – один из вариантов информирования родителей о ежедневных достижениях ребенка в саду.

Делается цветок из цветного картона, в центре т.н. «образ группы», можно разместить фото-коллаж из лиц детей или групповую фотографию, или написать имена детей с картинкой, которая у них на шкафчиках и т.п. (можно привлечь к оформлению родителей – но не в принудительной форме).

И семь лепестков, на которых будут делаться записи, можно сделать прорезь и туда вставлять полоски бумаги с записью, если есть возможность заламинировать лепестки, что бы писать на них маркером, это будет наиболее удобным вариантом, значительно сократившим время по заполнению цветка.

На пяти листочках пишет воспитатель про детей. Записываются только самые яркие события про детей. Например, Катя сегодня самостоятельно оделась на прогулку, научилась собирать домик из конструктора, Вася самостоятельно заполнил календарь погоды и тому подобные записи (записи делаются соответственно возрасту детей), (бытовой позитивный характер!).

На оставшихся двух лепестках, записи делают родители, о совместных событиях или о достижении ребенка, например: Маша с мамой и папой ездила в театр, сделали с папой кормушку, готовила с мамой печенье т.п. записи.

Все эти записи дадут возможность родителям почувствовать себя частью жизни группы ребенка. Естественно родителям надо дать максимальное кол-во разъяснений о ходе заполнения цветка и о его смысле, что бы избежать конкуренции между родителями (о ком больше пишут).

Важно не допускать постоянных записей про одного ребенка и отсутствие про другого. Ни в коем случае не писать проступки детей. Это цветок достижений, а не доска позора, так с родителями контакта не установить. Надо соблюдать полный нейтралитет по количеству и качеству записей, вся негативная информация сообщается индивидуально.

 

Несколько вариантов сообщения негативной информации о ребенке:

 

1. В разговоре с родителями делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, это поможет сделать общение более эффективным.

Можно использовать такие выражения, как:

– «давайте подумаем, как можно заинтересовать, переключить в подобной ситуации, помочь отвлечься или помочь сосредоточиться» и т.п. главное предложить родителю, совместно заняться решением проблемы, (– давайте попробуем так поступить или так), т.е. предлагаем родителям сотрудничество, помощь. Можно вовлекать родителей в работу, например, сказать, что мы уже в группе попробовали такой вариант, а вы дома?

 

2. Можно негативную информацию о ребенке передать в позитивном ключе, давая возможность родителю самому понять (озвучить) что происходит…

– «Ваня сегодня на занятии по окружающему миру в течение 5 минут очень внимательно слушал…»

Безусловно, родители знают, что занятие протекает значительно дольше и пяти минут явно недостаточно для усвоения материала. Подобное сообщение педагога не содержит прямого обвинения (если конечно не сообщать это иронической интонацией), но такой вариант может помочь в установлении контакта и достижении понимания, т.к. родитель, скорее всего, сам активно включится в разговор – (а далее можно использовать первый вариант – предложение сотрудничества).

3. Так же для рассказа родителям о поведении ребенка можно использовать «принцип сэндвича»: хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение проходит опять на «хорошей» ноте. Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорить только о поступке, а не о личности ребенка, не обобщает информацию, не «навешивает ярлыки». А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы, (можно поговорить о сильных сторонах ребенка используя первый прием).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: