Морфологические нормы имен прилагательных
В нормативном аспекте морфологии имён прилагательных двумя сложными вопросами являются
образование форм степеней сравнений и различие между полными и краткими формами прилагательных.
Образование степеней сравнения прилагательных
Различают простую и составную степени сравнения прилагательных. Простая сравнительная степень
образуется с помощью суффиксов -ееи -ей(разг.):
быстрее–быстрей. Некоторые прилагательные образуют сравнительную степеньс помощью суффикса -е:
выше, звонче, слаще. Простая форма прилагательных в превосходной степени образуется с помощью суффиксов -айш(ий)(высочайший), -ейш(ий)(красивейший). Составная форма сравнительной степени образуется с помощью слова
более, а превосходная –с помощью слова «самый».
Например:
Этот дом высокий, но соседний
–более высокий. Этот дом -самый высокий в городе.
Употребление полной и краткой форм прилагательного
Между полной и краткой формами прилагательных
есть свои различия, поэтому эти формы не всегда могут заменять друг друга.
Различия | Краткие формы | Полные формы |
стилистическое различие | книжные | нейтральные |
Смысловое различие | обозначают временный признак предмета | обозначают постоянный признак предмета |
синтаксическое различие | могут иметь зависимые слова | не могут иметь зависимых слов |
Следует учитывать эти различия при выборе полной или краткой формы прилагательного.
4. Морфологические нормы имен числительных
Существуют свои нормы при употреблении имён числительных.
1) В сложных и составных количественных числительных склоняются все части (книга со
Ст а пять ю десять ю шесть ю страницами).
2) При склонении сложных и составных порядковых числительных изменяется только
последнее слово в числительном (родиться втысяча девятьсот девяносто втором году).
3) Количественные числительные (кроме числительного одни) не соединяются со
словами, обозначающими парные предметы, как: сани, ножницы, сутки, брюки, очки
и т.д.
Поэтому следует использовать правку выражения:
Прошли двадцать вторые сутки
/ двадцать два дня. Куплены ножницы в количестве
тридцати трёх штук.
4) Собирательные числительные (двое юношей, трое мужчин) и не сочетаются с существительными женского рода (неправильно: трое девушек, вместо: три девушки).
5) При сочетании существительного с числительным, обозначающим дробь, существительное должно стоять в родительном падеже единственного числа
(неправильно: 12,6 километров, вместо: 12,6 километра).
5) Числительные полтора и полтораста имеют только две падежные формы.
В именительном и в винительном падежах: полтора–полторы и полтораста,
во всех остальных падежах полýтора и полýтораста. Эти числительные соединяются с существительными в родительном падеже:
например, полторы ложки, около полутораста страниц.
Морфологические нормы местоимений
Собственные морфологические нормы действуют при употреблении местоимений.
1) Местоимение они не соотносится с собирательными существительными (народ, молодежь, купечество).
Неправильно:
Народ дружно шёл на выборы, потому что они понимали как это важно.
Вместо: они→ он или народ→ люди.
2 Личные местоимения не могут употребляться в роли второго подлежащего или дополнения. Неправильно:
Плюшкин, он–отрицательный герой романа.
Вместо:
Плюшкин –отрицательный герой романа.
3 При наличии двух субъектов действия местоимения его, её требуют
дополнительного пояснения или перефразирования предложения!
(Чтобы не возникало двусмысленности. Неправильно:
Профессор предложил аспиранту прочитать его доклад
(чей: профессора или аспиранта?).
Вместо:
Профессор попросил, чтобы аспирант прочитал свой доклад.
4) В неопределённых местоимениях с суффиксами -то, -либо, -нибудь суффикс –то формирует значение ‘неизвестный, суффикс –либо формирует значение ‘любой’, а суффикс -нибудь–значение ‘неважный’.
Неправильно:
Кто-нибудь (вместо: кто-то) стучит в дверь.
5 Определительные местоимения всякий, и каждый не могут заменять друг друга.
Неправильно:
Любой (вместо: каждый) человек сам отвечает за свою жизнь.
Морфологические нормы глаголов
Есть свои основные морфологические нормы, регулирующие употребление глаголов.
1) Следует различать глагольные пары:
видеть –видать, слышать –слыхать, поднимать
–подымать, лазить –лазать и т.п.
Первый вариант- книжный, второй –разговорный.
2) Глаголы с чередованием О//А в основе: обусловливать –обуславливать, сосредоточивать –сосредотачивать
и т.п. также различаются как книжные (форма на О) и разговорные (форма на А).
3) у так называемых «недостаточных» глаголов
(победить, убедить, очутиться, дерзить, ощутить) форма
1-ого лица единственного числа будущего времени имеет составной характер и образуется с помощью слов
смогу/сумею/должен.
4) У «изобилующих» глаголов есть две формы настоящего времени со стилистическим или смысловым различием, которые нужно учитывать. Например:
машет –махает (книжный и разговорный вариант)
двигает(‘перемещает’) – движет (‘руководит, побуждает’).
5) У глаголов в прошедшем времени основной выступает форма без суффикса
-ну (мокнуть –мок, привыкнуть –привык).
6) В рамках одного предложения следует соблюдать единство видо-временных форм глаголов, согласно которому все глаголы и их формы должны употребляться в одной грамматической форме.
Неправильно:
В отпуске он отдохнул и снова занимался (вместо:
занялся) любимым делом.
7) В особой форме глагола- деепричастии- суффикс -в
является нормативным, тогда как суффикс -вши–
просторечный.
Неправильно:
Прочитавши книгу (вместо: прочитав).
Таким образом,
морфологические нормы группируются по частям речи, регламентируя, как следует образовывать формы слов.
В случае затруднения
рекомендуется обращаться к грамматическим словарям.
Литература
1. РозентальД.Э.Справочник по правописанию и стилистике //Словари и энциклопедии на Академике: https://upravlenie.academic.ru/
2. Голуб И. Непослушная часть речи// Литературная газета.–No42 (6194)–15 октября 2008г.