1. Царский период Древнего Рима. VIII - VI века до н.э. Первыми царями Рима были совместно Ромул и сабинянин Тит Таций, а последним — Тарквиний Гордый, изгнанный восставшим народом. Согласно традиции, царь Тарквиний Древний построил в Риме первый цирк, храм на Капитолии и сточную канаву — Великую клоаку, существующую и поныне. В центре современного Рима сохранились некрополи и следы поселений царского периода. Самый известный памятник царского периода Рима — «законы 12 таблиц», записанные в 5 в. до н. э., но отражающие более ранний период жизни общества.
2. Республиканский период Древнего Рима. V - I века до н.э. Изгнав царей (в конце 6 в. до н. э.), римское общество вступает в длительную полосу войн. Сначала в Италии, а затем и за ее пределами, пока, наконец, с разгромом Карфагена (146 г.до н. э.). не становится сильнейшей державой
средиземноморья. Нуждами войны объясняется строительство в этот период Аппиевой и Фламиниевой дорог. Ведется каменное строительство и в Риме, но город еще оставался по преимуществу деревянным.
3. Период Римской империи. I - V века н.э. Весь период римской империи может быть разделен на - - - период Юлиев-Клавдиев и Флавиев (ранняя империя, 31 г. до н. э. — 96 г. н. э.),
- империю Антонинов-Северов (расцвет империи, 96 г. до н. э. — 284 г. н.э.),
-империю периода домината (поздняя империя, 284 г. н. э. — 395 г. н. э.).
Становление культуры ранней Римской империи было одновременно и формированием имперской идеологии, которое подчеркивало величие и вечность Рима, а также его историческую миссию в отношении народов мира.
Специфические особенности развития Древней Греции и Древнего Рима
Особенности древнегреческой культуры.
• синтез достижения культур многих народов:.
• Космологизм
• утверждались эстетические категории – красота и мера.
• наличие канона
• антропоцентризм
• состязательность (Олимпийские игры, Дельфийские, Немейские, Истмийские игры)
• начало создания рыночного труда
• тема свободы
• Греческая культура поистине праздничная, внешне красочная, зрелищна.
• рациональный подход к пониманию мира
Особенности Древнеримской культуры
· Консерватизм, аскетизм, бережливость, патриотизм
· Трезвость и практичность
· Ощущение себя как свободного гражданина
· Усиление индивидуализации
· Личность противопоставляется государству
· Переосмысляются и критикуются традиционные античные идеи
· Общество становится более открытым внешнему влиянию
· Чувство коллективности, принадлежности к гражданской общине
Список использованной литературы
1. https://www.kazedu.kz/referat/102332
2. https://referatyk.com/istoriya/3725-antichnoe_grajdanskoe_obschestvo.html
3. https://www.sno.pro1.ru/lib/kuzishchin/liberXX.htm
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Соответствие_римских_и_греческих_богов
5. https://uchebnikionline.com/etika_estetika/etika_-_toftul_mg/etika_skeptitsizmu.htm
6. https://www.webarhimed.ru/page-476.html
7. https://ucheba-legko.ru/education/pravovedenie/istoriya_gosudarstva_i_prava_zarubejnyih_stran/lecture_tsarskiy_period_drevnego_rima.html
Сходства и различия Древней Греции и Древнего Рима. Таблица
Древняя Греция | Древний Рим | |
Религия | Всемогущество божества. У древних греков не было единой религии, единого бога. Боги были связаны с конкретными полисами. Тотемизм, природа одушевлялась, герои были посредники между миром богов и миром людей. | Обожествление природы и общественной жизни; анимизм, то есть вера в духов, обитающих во всех предметах. Родовые и семейные культы, сильное влияние греческой религии. Боги были схожи с греческими, но имели другие имена. Важное значение имели жертвоприношения. |
Искусство | Развитие искусства в рамках рабовладельческого общества. Видение реальности сквозь призму мифов. Главной темой искусства являлся человеческий облик. | Продолжение традиций греческого искусства, преобладание символики и аллегории, анализ явлений, деление целого на части и их детальное изображение, более четкое и понятное, чем у греков, восприятие и описание явлений. |
Архитектура | Создавались большие открытые сооружения, которые стояли чаще на возвышениях, чем в низинах, нежели в Риме. Меньший, чем у римлян, интерес к практическому назначению зданий, создание го количества храмовых комплексов, а не различных мостов, акведуков, театров и т.д. Отсутствие симметрии разных частей здания. | Описание взаимосвязи художественной формы и пространства. Предпочтение отдается замкнутым формам. Сооружения значительно превосходили по размерам греческие; идея мощи, силы, подавляющего человека величия в литературных произведениях; стремление к пышной отделке зданий; богатому убранству, украшениям; строгая симметрия разных частей здания; применение греческих ордеров и изобретение своих |
Скульптура | Открытые пластичные формы. Основная тема - изображение богов и героев – покровителей полиса. Постепенное развитие реалистичности. | Наибольшее развитие портрета и исторического рельефа; концентрация внимания на личных, индивидуальных особенностях человека; кажущаяся компактность форм, вызванная подражанием греческим образам; массовое создание статуй низкой художественной ценности. утрата черт натурализма |
Литература и театр | Развитию литературы предшествует устное народное творчество, тесная связь театра с жизнью полиса. На развитие литературы сильное влияние оказывает народное творчество, народная поэзия, распространение письменности. Расцвет драматического искусства и жанра комедии, которая влияла на политику | Очень сильное влияние греческих образов на развитие римской трагедии, комедии, литературы и других жанров; появление реалистического направления в литературе; влияние греческого искусства было революционным, зачастую не совпадающим с римскими тенденциями его развития |
Музыка | Гимны богам | Сольные пантомимы под музыку |
Письменность и язык | Использование финикийской слоговой системы для создания письма, демократизация системы обучения. | Использование латинского языка, родственного греческому. Согласно предположениям, заимствование греческого алфавита и его адаптация |
Наука | Выделение из философии других наук. Стремительное развитие естественных наук. Большее, нежели и Риме, внимание к теоретическим наукам. | Большее развитие прикладных, а не теоретических наук; развитие ораторского искусства и его независимость от греческих прообразов; большое развитие науки о праве, юриспунденции; зарождение филологии |
Быт | Довольно большая свобода женщины, власть детей над отцом. Роль фамилий намного меньше, чем в Риме. | Свобода женщины больше, чем в классической Греции, но только в семейной жизни. Более позднее, чем в Греции, начало соблюдения принципа единобрачия. |