Первое последствие смут: Оставление людьми поклонения




Во время смуты люди оставляют дела поклонения, то ради чего они были созданы. Послушание приходит в упадок, сердца приходят в беспорядок и запутываются, их охватывают тревога и волнение, рождаемые смутой. Они не находят спокойствие и умиротворение, вследствие чего не могут поминать Аллаха должным образом.

Поэтому за поклонение, совершаемое во время смут, полагается большая награда, чем за поклонение в спокойное и благополучное время. Доказательство этому, слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Поклонение Аллаху в неспокойное время подобно (по награде) переселению (хиджра) ко мне». Муслим 2948.

То есть, кто посвятит себя поклонению во время, когда разгораются смуты и учащаются убийства, не ввязываясь в это, награда его будет подобно награде того, кто переселился к пророку (мир ему и благословение Аллаха).

В этом хадисе указание на то, что занятый поклонением во время смуты, будет иметь успех и будет избавлен от ее вреда. Все это свидетельствует о том, что необходимо отдаляться от смуты и заниматься различными видами поклонения, и тогда человек обретет покой и будет пребывать в безмятежности и благополучии, а ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, повторив свои слова трижды: «Поистине, счастливый из вас тот, кто отдален от смут». Абу Дауд 4263. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 975.

То есть, счастье и благополучие в отдалении от смуты, а также в совершении дел угодных Аллаху и всего, что способствует приближению к Нему, через различные виды поклонения, узаконенные Им. Подтверждается это хадисом от Умм Салямы – жены пророка (мир ему и благословение Аллаха): “ Однажды ночью пророк (мир ему и благословение Аллаха) проснулся и воскликнул: «Свят Аллах! Какие бедствия были ниспосланы сегодня ночью, [9] и какие сокровищницы открыты! [10] Разбудите обитательниц комнат [11] для совершения молитв, ведь может получиться так, что одетая в мире этом окажется обнаженной в мире ином! [12] »” аль-Бухари 115, 1126, 3599.

В словах: «Разбудите обитательниц комнат для совершения молитв, ведь может получиться так, что одетая в мире этом окажется обнаженной в мире ином! » содержится пророческое указание на то, что при наступлении смут, следует обратиться к молитве, к поклонению Всевышнему Аллаху и следует всячески стремиться приблизиться к Нему.

На это также указывают и другие его слова: «Спешите совершать благие дела до наступления смут, которые явятся подобно частям темной ночи». Муслим 118.

Это побуждение к совершению благих дел во время смут, так как когда вспыхивают смуты, люди отвлекаются от дел поклонения, за исключением тех немногих, кому Аллах Всевышний оказал содействие и поддержку.

Когда во время последователей сподвижников (таби’ун) произошла смута, Хасан аль-Басри, который был из числа тех, кто отдалился от смут, сказал: “ О люди! Клянусь Аллахом, Аллах предоставил аль-Хаджаджу власть над вами только в наказание, посему не встречайте наказание Аллаха мечом! Однако проявляйте смирение и взывайте с мольбами ”. Ибн ‘Асакир в «Тарих ад-Димашкъ» 12/178.

Ведь Всевышний Аллах говорит: «Мы подвергли их мучениям, но они не смирились перед своим Господом и не взмолились перед Ним » (аль-Муминун 23: 76).

То есть, в подобном положении человеку надлежит проявлять смирение и молить Всевышнего об избавлении. Он должен исправить себя, свое положение и навести порядок в своем доме. Должен неуклонно повиноваться своему Господу в той форме, которой Он доволен.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаются слова с подобным смыслом: “ Настанут времена смут, от которых ничто не спасет, кроме мольбы подобной мольбе утопающего ”.[13] Ибн Абу Шайба 7/531.

Всем нам известно, как искренне и усердно взывает о помощи утопающий, поэтому и было сказано: “ничто не спасет, кроме мольбы подобной мольбе утопающего ”.

Человек должен искренне обратиться с мольбой к Всевышнему Аллаху о спасении, защите и оберегании.

 

Второе последствие: Отдаление людей от ученых и знания

Из последствий и влияний смут то, что они отдаляют людей от собраний, где передаются знания, отдаляют от изучения установлений шариата, от познания религии в общем. Люди перестают обращаться к ученым и посещать их собрания, поскольку сердца поглощены заботой и в них горит огонь смуты, а человек в таком состоянии не может уделить себя приобретению знания, не может сопровождать ученых в их собраниях, и он оказывается отдаленным от знаний и его носителей.

Хуже этого то, что смута приводит к тому, что люди начинают пренебрегать учеными, умолять их значение и достоинство, ругать и порочить их. От ‘Убады ибн Самита (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не относится к нам тот, кто не уважает старших среди нас, не милосерден к младшим, и не отдает должного нашим ученым!» Ахмад 5/323, аль-Хаким 1/139. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 5443.

Во время смуты многие люди смеют открыто проявлять к ученым непочтительность, оскорблять их, обзывать, обвинять в самых мерзких вещах. И все это является следствием смуты, да упасет нас от этого Аллах!

История переполнена подобными случаями, и одна из них – это смута, спровоцированная ‘Абдур-Рахманом ибн аль-Аш‘асом[14], в которую были втянуты большое количество чтецов Корана и знающих людей, и множество простых людей. Так вот, когда разгорелась эта смута, к аль-Хасану аль-Басри (да смилуется над ним Аллах), одному из самых великих имамов и факъихов Ислама, пришли люди и обратились с такой речью: «Что ты скажешь относительно этого тирана (аль-Хаджаджа), который проливает запретную кровь и присваивает запретное имущество, оставил молитву и совершает то-то и то-то?!» Он ответил: “Я считаю, что вы не должны сражаться с ним. Если это (тирания аль-Хаджаджа) наказание от Аллаха, то вы не в силах отвратить наказание Аллаха своими мечами. А если же это испытание, то терпите, до тех пор, пока Аллах не примет Свое решение относительно него, ведь Он – Наилучший из судей”. И тогда они ушли от него со словами: «И мы послушаемся этого «‘ильджа»[15]?!» ад-Дуляби в «аль-Куна уаль-асма» 3/1035, Ибн ‘Асакир в «Тарих ад-Димашкъ» 12/178.

Смута разгорелась в них, и когда они, охваченные бушующими эмоциями, услышали от ученого то, что не соответствовало их страстям и желаниям, и что противоречит их склонностям, то стали порочить его.

Пороченье ученых теми, кто проникся любовью к смуте, с давних времен и до наших дней не имеет границ. Их называют подлизами, обвиняют в заискивании перед правителями, называют агентами, и обвиняют в прочих мерзких вещах.

То есть, смута рождает в людях непочтение к ученым, и они начинают умолять их достоинства, пренебрегать ими, порочить и ругать их, и это самое опасное, что может случиться с человеком во время смуты, да упасет нас всех Аллах от этого!

И те, которые высказались в адрес аль-Хасана аль-Басри подобным образом, не приняв его совета, выступили против аль-Хаджаджа вместе с ‘Абдур-Рахманом ибн аль-Аш‘асом, были все убиты.[16] Они не принесли никакого блага и не извлекли пользы из советов ученых. Так как ученые стали для них никем и их слова не имели для них никакого значения.[17]

 

Третье последствие: Глупцы становятся лидерами

Из последствий и влияний смуты также то, что к главенству приходят глупцы. Те, у кого нет ни знаний, ни понимания религии Аллаха выходят вперед и начинают занимать почетные места. И занимают они такое положение не по причине своего знания, не по причине понимания религии Аллаха, не из-за наличия таких качеств как терпение, выдержка, рассудительность, а лишь по причине своих эмоций! Они становятся во главе, затем слепо, наугад выносят решения и издают фатауа. В то время как они неизвестны своим знанием, своим благоразумием и здравомыслием. Поэтому шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) говорил: “ Когда наступает смута, благоразумные оказываются бессильны остановить глупцов ”. См. «Минхадж ас-Сунна» 4/187.

Смуты и испытания поражают не только несправедливых ослушников, но и невинных людей, как об этом сказал Всевышний Аллах: «Бойтесь смуты, которая поразит не только тех из вас, кто был несправедлив » (аль-Анфаль 8: 25).

Когда наступает смута, грязь ее задевает каждого, кроме тех, кого избавит от этого Аллах. И мы просим Аллаха избавить нас всех от ее грязи!

 

Четвертое последствие: Деяния завершаются неудачей и имеют плохие последствия

Из числа последствий смуты то, что вошедший в нее не извлекает из нее блага и не несет благо другим, он непременно будет иметь печальный исход и его ожидания не оправдаются.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Минхадж ас-Сунна» изучив смуты, которые имели место в ранние времена, сделал очень полезное заключение. Он сказал: “ Нередко бывало так, что вышедший против правителя, обладающего властью, своим поступком приносил больше вреда, чем пользы ”. Затем он упомянул примеры таких смут и сделал вывод относительно последствий и плодов смут, сказав: “ Они ни религию не установили, ни мирское не сберегли ”. См. «Минхадж ас-Сунна» 4/527-528.

Пример этому те, о которых мы рассказывали ранее. Те, кто не внял наставлению имама Ахмада и другая группа, которая так же не прислушалась к совету аль-Хасана аль-Басри. У них всех был один результат - “ Они ни религию не установили, ни мирское не сберегли ”. Часть их убили, часть заключили в тюрьмы, некоторые бежали. Одним словом – все они имели печальный исход.

Другой пример приводит имам аз-Захаби в своем труде «Сияр а‘лям ан-нубаля» в биографии аль-Хакама ибн Хишама ад-Дахыль аль-Амауи, который был правителем Андалусии. Он долго рассказывал о том, как процветало его государство, какой силой оно обладало, и какие победы он одерживал над римлянами, и т.п. После этого аз-Захаби сказал: “Возросло число ученых в Андалусии в государстве аль-Хакама, что даже было сказано, что в Къуртубе было четыре тысячи обладающих знанием из числа ученых и требующих знание. Однако, когда пришло время их гибели, Аллах сделал так, что им стало тяжело терпеть несправедливость аль-Хакама, и они сговорились свергнуть его. Затем они собрали войско для сражения с ним, и вспыхнула в Андалусии великая смута, обернувшаяся злом Исламу и его приверженцам”. См. «ас-Сияр» 8/253-260.

Затем аз-Захаби упомянул исход этой смуты, что число убитых достигало пяти тысяч, а уцелевшие были либо заключены в тюрьмы, либо бежали. Это еще раз подтверждает то, что подобными мятежами и смутами не принести пользы религии. И умен тот, кто учится на чужих ошибках, как было сказано.[18]

Большинство тех, кто участвовал в этой смуте, в конце сожалели о том, что ввязались в нее, и история немало передает подобного. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) говорил: “Поистине, ‘Аиша не принимала участия в сражении между сподвижниками, и не выходила для сражения, однако она вышла с намерением примерить мусульман, считая, что в ее выходе будет польза для мусульман. Но затем ей стало ясно, что лучше было бы ей не выходить. И когда она вспоминала о том, что вышла тогда, то плакала так сильно, что ее платок намокал. И так же большинство предшествовавших людей, кто ввязался в сражение (во время смуты), затем сожалели об этом, как Тальха, аз-Зубайр и ‘Али, да будет доволен ими всеми Аллах”. См. «Минхадж ас-Сунна» 4/316.

Айюб ас-Сахтияни (да смилуется над ним Аллах), говоря о чтецах, участвовавших в смуте Ибн аль-Аш‘аса, сказал: “ Я не знаю ни одного из убитых, который ни стал бы жалеть о подобной участи, и не знаю ни одного из уцелевших, чтобы он не восхвалял Аллаха, Который его уберег”. Халифа ибн Хаят в «ат-Тарих» стр. 76.

Также из числа полезных сообщений на эту тему – история Зубайда ибн аль-Хариса аль-Ямия. Он является великим ученым Ислама и одним из передатчиков шести сборников хадисов.[19] Он был одним из тех, кто вступил в смуту Ибн аль-Аш‘аса, но уцелел и не принимал участия в убийствах. Мухаммад ибн Тальха рассказывал: “Как-то Зубайд увидел меня смеющимися в обществе аль-‘Аля ибн ‘Абдуль-Карима и сказал: “Если бы ты видел черепа [20], то не смеялся бы! И поистине, я бы желал, чтобы мою правую руку отрубили от предплечья, но только не принимать участия в этом!” Халифа ибн Хаят в «ат-Тарих» стр. 76.

После этого наступила другая смута, и Зубайд был призван к участию в ней. Обрати внимание на прекрасный ответ Зубайда, который видел последствия смуты и извлек урок из этого: Сообщается, что Ибн аль-Му‘тамир часто посещавший Зубайда и рассказывавший ему об убийствах членов семьи ‘Али (ахль аль-байт), призвал его выступить вместе с Зайдом ибн ‘Али, на что Зубайд ответил: “ Я не выйду, кроме как вместе с пророком, а я не нахожу его! ” Я‘къуб ибн Суфьян в «ат-Тарих» 3/107, Ибн ‘Асакир в «Тарих ад-Димашкъ» 19/473.

Это ответ человека, который воочию видел последствия смуты и испытал их на себе!

 

Пятое последствие: Принявший участие в смуте теряет свое достоинство

Также из числа отрицательных последствий смуты то, что если в нее вступает человек из числа обладающих знанием, это приводит к тому, что он теряет свое достоинство и уважение. Но кто спасется от смуты, тот возвысится, и люди будут извлекать пользу из его знаний, а спасение этого ученого означает продолжение существования блага, что осуществляется только с содействием Всевышнего Аллаха. Поэтому ‘Абдуллах ибн ‘Аун говорил: “Муслим ибн Ясар пользовался среди людей большим уважением и достоинством нежели аль-Хасан аль-Басри. Однако, когда наступила смута, Муслим поспешил к ней, а аль-Хасан задержался и отстранился от нее. Тогда Муслим упал в глазах людей, а аль-Хасан возвысился”. Ибн Абу Шейба 11/128, Ибн Са‘д в «ат-Табакъат» 7/165, Ибн ‘Асакир «ат-Тарих» 58/146.

Муслим ибн Ясар, о котором так сказал ‘Абдуллах ибн ‘Аун, вступил в смуту Ибн аль-Аш‘аса, но когда эта смута прошла, он восхвалял Аллаха. Передаются его следующие слова, которые он сказал, находясь с Абу Къилябой: “О Абу Къиляба! Я восхваляю Аллаха перед тобой, за то что, в этой смуте не выпустил ни одну стрелу, никого не пронзил копьем и не ударил мечом!”

То есть он имеет в виду, что принимал участие в этом и находился в их рядах, однако не выстрелил ни в кого из лука и не ударил никого мечом.

На это Абу Къиляба ему говорит: “О Абу ‘Абдуллах! А как же быть с теми, кто видел тебя в рядах? Ведь ты признанный ученый среди людей и имеешь достойное положение среди них. И как же быть с теми, кто видел тебя между двух рядов и говорил: “Это же Муслим ибн Ясар! Клянусь Аллахом, он занял эту позицию лишь потому, что это было истиной!” Твое присутствие в рядах одной из сторон, и поддержание их, является тем, что разожгло смуту еще больше”.

После этих слов Муслим ибн Ясар заплакал, и описывая его, Абу Къиляба сказал: “Он плакал и плакал, до тех пор, пока я не возжелал: «Лучше бы я не говорил ему ничего!»” Ибн Са‘д в «ат-Табакат» 7/187, Халифа в «ат-Тарих» 52, Ибн ‘Асакир в «ат-Тарих» 58/146.

Так на Муслима ибн Ясара воздействовали слова Абу Къилябы, который напомнил, к чему привело его пассивное участие в смуте, так что же говорить о том, кто в ней принимает самое активное участие, убивая мусульман?!

 

Шестое последствие: Истина смешивается с ложью и становится невозможным их различить [21]

Из числа последствий смуты то, что во время смуты многие не могут отличить истину ото лжи. Человека убивают, а он не знает за что был убит, также как и убийца не знает за что убил его. Поистине, это пылающая смута, приводящая к буйству людей, когда меняются сердца, когда опасности обретают серьезные последствия, людей со всех сторон окружает зло, и в делах появляется неясность. Абу Муса аль-Аш‘ари сказал: “Поистине, когда наступает смута, она неразличима, и только после ее завершения проясняется ее суть”. ат-Табари в «ат-Тарих» 3/26.

То есть, когда людей настигает смута, они ее не видят и она неясна им, а после того как она уходит людям становится ясно, что это была смута и познают ее суть.[22]

Мутарриф ибн ‘Абдуллах ибн аш-Шиххир сказал: “Поистине, смута наступает не для того чтобы вывести людей на прямой путь, а для нанесения вреда верующему в его религиозных делах”. Ибн Са‘д в «ат-Табакъат» 7/142, Абу Ну‘айм в «аль-Хилья» 2/204.

От смуты не спасаются даже когда предостерегают от нее и разъясняют признаки, по которым ее можно распознать, пример чему смута и искушение Даджаля (антихрист). Поистине, это самое большое искушение и наиболее великая смута, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил о ней своей общине, предостерегая от нее. Он (мир ему и благословение Аллаха) самым ясным образом разъяснил признаки, по которым ее можно распознать, и по которым можно разоблачить Даджаля, но, несмотря на это, за ним последует огромное количество людей. И из наставлений пророка (мир ему и благословение Аллаха) – отдаление от смуты. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть каждый, кто услышит о Даджале, удаляется от него, ибо клянусь Аллахом, придет к нему человек, считая себя верующим, а затем последует за ним из-за сомнений, которые он сеет». Ахмад 19968, Абу Дауд 4319, аль-Хаким 4/576. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 6301.

Также запрещено приступать к какому-либо делу, когда оно неясное и сомнительное, особенно если это касается жизни людей. В Сахихе Муслима сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто сражался под неясным (слепым) знаменем и проявлял гнев во имя своего племени, или призывал к национализму, или помогал только из-за любви к своему племени, и был убит, тот был убит убийством времен джахилии ». [23] Муслим 1848.

Также уместно в данной теме упомянуть историю славного сподвижника Са‘да бин Абу Уаккъаса (да будет доволен им Аллах), и рассказать о его поступке во время смуты между ‘Али ибн Абу Талибом и Му‘ауией (да будет доволен ими Аллах). ‘Абдур-Раззакъ с достоверной цепочкой передатчиков передал от Мухаммада ибн Сирина, что как-то Са’да спросили: “ Почему ты не сражаешься? Ведь ты из числа принимавших участие в совете (ахль аш-шура), и потому ты обязан сражаться, более чем кто-либо другой ”. Он ответил: “ Я не стану сражаться, пока вы не дадите мне меч с двумя глазами, языком и губами, который отличал бы неверного от верующего. Я сражался на пути Аллаха и знаю, что такое джихад ”. ‘Абдур-Раззакъ 20736, Абу Ну‘айм в «Ма‘рифа ас-сахаба» 1/135.

Слова: “Я не стану сражаться, пока вы не дадите мне меч с двумя глазами, языком и губами, который отличал бы неверного от верующего ” означают: дайте мне меч, который будет отличать верующего от неверного, и когда я буду бить им мусульманина, он будет отскакивать, а когда неверного – убивать его. А слова: “ Я сражался на пути Аллаха и знаю, что такое джихад ”, означают: Я сражался на пути Аллаха и знаю, каким именно является джихад. Ну а в такое сражение, где мусульмане убивают друг друга и летят их головы, я не вступлю, если только вы не дадите мне описанный мною меч.

Затем Са’д привел удивительный пример, сказав: “ Нас с вами можно сравнить с теми, кто передвигались по ясному пути, и настиг их бушующий сильный ветер, по причине чего они потеряли видимость дороги и сбились с пути. Тогда некоторые из них сказали: «Дорога находится по правую сторону». Отправившись в ту сторону, они заблудились и сбились с пути. Другие сказали: «Дорога находится по левой стороне». Они отправились в ту сторону, после чего заблудились и сбились с пути. Остальные же сказали: «Мы были на правильном пути, когда начал бушевать ветер, поэтому остановимся и переждем тут». Наутро ветер стих и дорога снова прояснилась. Последняя группа (оставшаяся на месте) и есть «аль-джама‘а», которые говорят: «Нам стоит придерживаться того, что оставил нам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) до тех пор, пока не встретим его, и мы не вступим во что-либо связанное со смутой!» ” Ибн аль-А’раби в «аль-Му’джам» 713, аль-Хатаби в «аль-‘Узля» 72, Ибн ‘Асакир в «Тарих ад-Димашкъ» 39/496.

Са’д ибн Абу Уаккъас, ‘Абдуллах ибн ‘Умар и группа из числа сподвижников считали в отношении произошедшего между Му’ауией и ‘Али, что меч не является решением проблемы. Решением проблемы они считали примирение, рассудительность в делах и т.п.[24]

У ‘Али в этом вопросе был свой иджтихад, и у Му’ауии был свой иджтихад. А кто приложил все усилия и старания для поиска истины и правильного решения, тот удостаивается награды за свое усилие и за правильное решение. А если же он ошибся, то ему прощается ошибка и записывается награда за приложенные усилия при принятии решения. Об этом сообщил пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Если судья вынесет решение, проявив усердие (иджтихад), и (его решение) окажется правильным, ему полагаются две награды, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибется, то ему полагается одна награда». аль-Бухари 7352, Муслим 1716.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: