Методические рекомендации по организации изучения
Второго иностранного языка по федеральным государственным образовательным стандартам (далее ФГОС)
Второй иностранный язык обязателен для изучения в образовательной организации (далее школа). Такое требование содержит пункт 18.3.1 ФГОС основной образовательной программы (далее ФГОС ООО) (приложение 3). Данную позицию подтвердило и Минобрнауки в письме от 17.05.2018 № 08-1214 (приложение 1).
Какой иностранный язык выбрать
Школа свободна в выборе второго иностранного языка согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее закон № 273-ФЗ).
Выберите язык, для изучения которого вы можете создать условия. К ним относится укомплектованность библиотеки учебниками и иными средствами обучения, наличие в штате педагога, который владеет выбранным иностранным языком, достаточное количество учебных кабинетов.
Проверьте укомплектованность библиотеки учебниками, наличие учебно-методических материалов для изучения языка. Учебники по второму иностранному языку должны быть из федерального перечня учебников, который утвержден приказом Минобрнауки от 31.03.2014 № 253 (ФПУ). Действующий ФПУ предлагает учебники для 5–9-х классов по четырем языкам: немецкому, французскому, итальянскому и испанскому.
1.2.1.4 | Второй иностранный язык (учебный предмет) | ||||
Немецкий язык | |||||
1.2.1.4.1.1 | Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. и др. | Немецкий язык. Второй иностранный язык | Издательство «Просвещение» | https://www.prosv.ru/umk/horizonte/ | |
1.2.1.4.1.2 | Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. | Немецкий язык. Второй иностранный язык | Издательство «Просвещение» | https://www.prosv.m/umk/horizonte/ | |
1.2.1.4.1.3 | Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. | Немецкий язык. Второй иностранный язык | Издательство «Просвещение» | https://www.prosv.ru/umk/horizonte/ | |
1.2.1.4.1.4 | Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. и др. | Немецкий язык. Второй иностранный язык | Издательство «Просвещение» | https://www.prosv.ru/umk/horizonte/ | |
1.2.1.4.1.5 | Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. и др. | Немецкий язык. Второй иностранный язык | Издательство «Просвещение» | https://www.prosv.ru/umk/horizonte/ | |
Французский язык | |||||
1.2.1.4.2.1 | Береговская Э.М., Белосельская Т.В. | Французский язык. Второй иностранный язык. В 2-х частях | Издательство «Просвещение» | www.prosv.ru/umk/5-9 | |
1.2.1.4.2.2 | Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю. | Французский язык. Второй иностранный язык. В 2-х частях | Издательство «Просвещение» | www.prosv.ru/umk/5-9 | |
1.2.1.4.2.3 | Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю. | Французский язык. Второй иностранный язык | 7–8 | Издательство «Просвещение» | www.prosv.ru/umk/5-9 |
1.2.1.4.2.4 | Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю. | Французский язык. Второй иностранный язык | Издательство «Просвещение» | www.prosv.ru/umk/5-9 | |
Итальянский язык | |||||
1.2.1.4.3.1 | Дорофеева Н.С., Красова Г.А. | Итальянский язык. Второй иностранный язык. 5 класс | Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ» | https://www.vgf.ru/ital | |
1.2.1.4.3.2 | Дорофеева Н.С., Красова Г.А. | Итальянский язык. Второй иностранный язык. 6 класс | Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ» | https://www.vgf.ru/ital | |
1.2.1.4.3.3 | Дорофеева Н.С., Красова Г.А. | Итальянский язык. Второй иностранный язык. 7 класс | Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ» | https://www.vgf.ru/ital | |
1.2.1.4.3.4 | Дорофеева Н.С., Красова Г.А. | Итальянский язык. Второй иностранный язык. 8 класс | Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ» | https://www.vgf.ru/ital | |
1.2.1.4.3.5 | Дорофеева Н.С., Красова Г.А. | Итальянский язык. Второй иностранный язык. 9 класс | Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ» | https://www.vgf.ru/ital | |
Испанский язык | |||||
1.2.1.4.4.1 | Костылева С.В., Сараф О.В., Морено К.В. и др. | Испанский язык. Второй иностранный язык | 5–6 | Издательство «Просвещение» | www.prosv.ru/umk/5-9 |
1.2.1.4.4.2 | Костылева С.В., Морено К.В., Лопес Барбера И. и др. | Испанский язык. Второй иностранный язык | 7–8 | Издательство «Просвещение» | www.prosv.ru/umk/5-9 |
1.2.1.4.4.3 | Костылева С.В., Морено К.В., Лопес Барбера И. и др. | Испанский язык. Второй иностранный язык | Издательство «Просвещение» | www.prosv.ru/umk/5-9 |
Обеспечьте каждого учителя и ученика учебником по второму иностранному языку в печатной и (или) электронной форме. Школа обязана это сделать (часть 1 статьи 35 закона № 273-ФЗ).
Не забывайте, что дополнить содержание учебника можно учебными пособиями. При необходимости используйте разрешенные для школы учебные пособия (часть 4 статьи 18 закона № 273-ФЗ).
При выборе второго языка для изучения можно учитывать мнение родителей учеников. Однако школа вправе отказать родителям ввести второй иностранный язык по их выбору.
Родители могут выбирать только факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины или модули из перечня, который предлагает школа (пункт 1 части 3 статьи 44 закона № 273-ФЗ). Школа может учесть мнение родителей по этому вопросу, но не обязана это делать.
Не рекомендуем вводить в качестве второго иностранного языка редкий для российской системы образования язык (японский, португальский и др.), даже если вас об этом попросят родители учеников.
По нему будет трудно найти учителя и подобрать учебно-методические материалы на все время обучения.