Формирование спроса и предложения на рынке образовательных услуг.




Понимание того, как идет процесс формирования рынка образовательных услуг требует, чтобы были проанализированы такие важные составляющие рыночного механизма, как спрос и предложение на образовательные услуги.

Фактически это рассмотрение проблемы, как данные элементы рыночного механизма справляются со своей задачей обеспечения организации взаимовыгодной торговли между покупателями и продавцами товара образовательная услуга.

В жизни рыночной экономики это проявляется в постоянно меняющемся соотношении спроса на образовательные услуги со стороны разнообразных потребителей и предложения со стороны ее производителей.

Рынок образовательных услуг - это сложный механизм, который тесно связан с социально-экономическими явлениями и процессами жизни страны, опосредует и отражает их в себе. Так, главная особенность переходного периода Российской экономики сегодня заключается в одновременном воздействии на рынок образовательных услуг, с одной стороны, экономического кризиса с его спадом общественного производства, высоким уровнем инфляции, ростом безработицы, а с другой, как способа выхода из кризиса развитие рыночных отношений, с их сформированными рынками капиталов, жилья, труда, и т.д. Б экономической науке факторы спроса и предложения разделяются на ценовые и неценовые. Проблему ценовых факторов мы рассмотрели ранее. Попытаемся теперь определить неценовые факторы, влияющие на формирование спроса и предложения на рынке образовательных услуг. Выделяют, как правило, два уровня воздействия неценовых факторов на рынке образовательных услуг микро- и макро- уровни. Макроуровень включает в себя совокупность факторов широкого социального плана: политические, правовые, экономические, демографические, социально-культурные и т.д. и представляют собой факторы системного действия. В этой связи важно отметить, что образование в большей степени, чем какая-либо другая сфера деятельности испытывает на себе воздействие макросреды, являясь по существу её слепком. Однако в нашем исследовании мы не имеем возможности рассмотреть влияние макросреды на формирование спроса и предложения на рынке образовательных услуг. Микроуровень представлен факторами, влияющими на формирование спроса и предложения на локальном рынке образовательных услуг.

К важным неценовым детерминантам рыночного спроса на образовательные услуги относят: предпочтения (вкусы) потребителя, количество потребителей на рынке образовательных услуг, общий уровень доходов и покупательной способности потребителя, сезонность и др.

Все названные факторы в той или иной степени влияют на изменение не только количественных, но и структурных сдвигов в развитии спроса на образовательные услуги. Изменение одной или более детерминант спроса приводит к изменению самого спроса на образовательные услуги и сдвигу спроса в сторону его увеличения или уменьшения.

Рассмотрим влияние, которое оказывает на формирование спроса каждая из перечисленных выше неценовых детерминант.

Преддочтения_(вкусы)_потребителей образовательных услуг - это фактор, который сегодня стал регулирующим по отношению ко всем структурам от школы до вуза. Поэтому большой интерес представляет процесс

формирования у потребителей новых запросов к системе образования, к способам выбора образовательных организаций и т.д. Применительно к предпочтениям (вкусам) потребителей объем собранных нами материалов дает основание определить: а/ мотивацию учебы с позиции потребителей; б/ интересы в отношении фундаментализации и глубины образовательных услуг; в/ разнообразия ассортимента образовательных услуг; г/ предпочитаемых объемов оказания образовательных услуг на региональном рынке.

Анализируя мотивы, побуждающие людей, желающих оплачивать образовательные услуги, а не приобретать их бесплатно в государственных учебных заведениях, можно выделить несколько достаточно веских причин. В числе первых следует отметить недостатки традиционной системы образования; её негибкость, стандартность, ограниченность форм обучения, длительность форм обучения, длительность сроков обучения, разрыв между теоретической и практической подготовкой и др. Другие причины включают потребности, тесно связанные с появлением новых специальностей, переменами в содержании и структуре многих профессий, обусловленные развитием глобальных мировых тенденций, таких как НТП, диверсификация производства, гуманитаризация образования.

Реальная возможность получения нового знания оценивается высоко - соответственно 60% и 49%. Можно предположить, что сильно выраженный мотив получения нового знания является следствием сложной ситуации, характерной для многих предприятий России, где идут сокращения специалистов, а также тех, где заработная плата стала символической. Все эти обстоятельства вынуждают людей искать работу в другом месте, часто для этого требуется новое обучение, переподготовка. В то же время, в условиях переходной экономики, появляются новые специальности, изменяется содержание и структура многих профессий, следовательно, и структура рабочих мест на рынке труда, происходит расширение функций специалиста на производстве. Все это обуславливает более широкие мотивы образования, а главное - степень интенсивности его получения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: