1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу классного руководства в ГБОУ СОШ № 547 (далее Школа).
1.2. Классный руководитель назначается и освобождается от работы в установленном порядке приказом директора из числа основных сотрудников Школы, имеющих среднее специальное или высшее образование. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, работающего в данном классе, с соответствующей доплатой за дни замены.
1.3. Классный руководитель - центральная фигура в организации школьного воспитания.
1.4. Классный руководитель стремится строить в классе воспитывающие отношения, влияя на них через организацию различных видов деятельности, создание условий для индивидуального позитивного проявления учащихся и помощь школьникам в решении их учебных и жизненных проблем.
1.5. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
1.6. Классный руководитель в своей работе руководствуется:
Законом Российской Федерации «Об образовании»,
Конвенцией ООН о правах ребенка,
Уставом Школы,
настоящим Положением,
нормативами учета рабочего времени, утверждаемыми директором Школы.
1.7. Оплата за классное руководство осуществляется в установленном для образовательных учреждений порядке.
2. Ценности, цели и содержание воспитания в образовательном учреждении.
2.1. Основные воспитательные ценности школы - являются формирование общей культуры личности обучающихся, их успешная социализация в обществе и адаптация на рынке труда, воспитание гражданственности, духовности, инициативности и самостоятельности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
2.2. Главные цели воспитания в школе - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося.
2.3. Задачи деятельности классных руководителей в школе:
• формирование и развитие коллектива класса;
• организация системной работы с обучающимися в классе;
• создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
• организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
• защита прав и интересов обучающихся;
• гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
• формирование здорового образа жизни;
• формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей;
• организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
3. Функции классного руководителя.
3.1. Организационно-координирующие:
1) Разработка плана деятельности классного руководителя исходя из анализа, состояния и перспектив развития классного коллектива. Прогнозирование результата воспитывающей деятельности.
2) Установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования).
3) Взаимодействие с педагогическими работниками и иными работниками общеобразовательного учреждения.
4) Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива.
5) Организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий.
6) Стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе через систему дополнительного образования детей (вовлечение в кружки, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организация экскурсий, посещение театров, выставок).
7) Взаимодействие с общественными организациями, советом ветеранов, заслуженными работниками образования.
8) Защита, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
• сотрудничество с медсестрой школы;
• организация просветительской работы с обучающимися, учителями и родителями;
• воспитание позитивного отношения к урокам физкультуры и занятиям спортом.
9) Организация изучения обучающимися правил по охране труда, правил дорожного движения, безопасного поведения в городе, поведения в быту, на воде.
10) Обеспечение охраны и защиты прав обучающихся, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Сотрудничество с социальным педагогом.
11) Выявление, учет и работа с детьми социально незащищенных категорий.
12) Работа с детьми, подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении.
13) Содействие профессиональному самоопределению выпускников, осознанному выбору ими профессии.
14) Ведение документации: классного журнала, личных дел обучающихся, осуществление проверок дневников, разработок методических материалов мероприятий.
15) Еженедельное проведение классных часов; проведение родительских собраний раз в четверть.
16) Организация дежурства по классу, образовательному учреждению, столовой, коллективной уборки школы, помощи детей в ремонте образовательного учреждения,
17) Соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета.
18) Забота о внешнем виде воспитанников.
19) Оперативное извещение администрации школы о каждом несчастном случае. Принятие мер по оказанию первой доврачебной помощи.
20) Взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом.
3.2. Коммуникативные:
1) Регулирование межличностных отношений между обучающимися.
2) Установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися.
3) Содействие общему благоприятному психологическому климату в классе.
4) Оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. Помощь в решении проблем, возникающих в общении с товарищами, учителями, родителями.
3.3. Аналитико-прогностические:
1) Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития.
2) Направление самовоспитания и саморазвития личностей обучающихся.
3) Определение состояния и перспектив развития классного коллектива.
3.4. Контрольные:
1) Контроль за успеваемостью каждого обучающегося.
2) Контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
3) Контроль за поведением обучающихся.
4. Формы работы классного руководителя
4.1. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.);
4.2. При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
• определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
• учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
• обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
5. Сферы деятельности классного руководителя.
5.1. Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе:
устава Школы, иных локальных актов,
анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни,
на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся,
с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом Школы,
с учетом ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
5.2. Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо:
хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста,
быть информированными о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности,
владеть современными технологиями воспитания.
5.3. В своей деятельности классному руководителю необходимо учитывать:
уровень воспитанности обучающихся,
уровень обученности учащихся,
уровень здоровья учащихся,
социальные и материальные условия их жизни.
5.4. Сферами деятельности классного руководителя является:
Непосредственное педагогическое взаимодействие с детьми.
Взаимодействие с педагогами.
Взаимодействие с родителями учащихся.
Работа с документами.
Взаимодействие с администрацией Школы
6. Ориентировочные временные затраты на сферы деятельности классного руководителя.
6.1. Примерное распределение временных затрат классного руководителя в неделю на непосредственную работу с детьми и их родителями:
Классные часы и классные собрания – 1 час в неделю.
Работа с активом и другими группами детей – 1 час.
Индивидуальная работа с детьми – 1 час.
Работа с родителями - 1 час.
Другая работа с детьми (подготовка и участие в школьных мероприятиях, текущие повседневные дела, работа с экстремальными ситуациями) - в среднем в неделю – 1 час.
6.2. Другие виды работы классного руководителя — не являющиеся непосредственной работой с детьми и родителями.
Взаимодействие с учителями-предметниками.
Работа с документацией и материалами диагностик по воспитательной работе.
Организационная непедагогическая работа (дежурство по классу, по школе, по столовой)
Методическая воспитательная работа (школьные совещания и семинары, внешкольные совещания, связанные с деятельностью классного руководителя, разработка классных мероприятий и пр.).
7. Формы документации классного руководителя, принятые в школе.
7.1. Классный журнал.
7.2. Воспитательная система класса.
7.3. Перспективный план воспитательной работы с классом на учебный год и ежемесячный план-сетка.
7.4. Методическая папка классного руководителя.
7.5. Методические разработки классных часов и других воспитательных мероприятий с обучающимися.
7.6. Диагностика и результативность работы с классом в течение года по данной Воспитательной системе.
7.7. Протоколы родительских собраний, дней открытых дверей, лекторий для родителей, тетрадь работы с родителями.
7.8. Тематика классных часов.
7.9. Занятость обучающихся во внеурочное время в кружках, секциях по интересам, сведения об отдыхе в каникулярное время.
8. Виды сверхнормативной деятельности классного руководителя, формы их учета и оплаты.
8.1. В каникулярное и летнее время режим работы классного руководителя устанавливается согласно специальному плану с учетом данного Положения о деятельности классного руководителя.
9. Полномочия классного руководителя.
9.1.Классный руководитель имеет право:
• получать информацию о физическом и психическом состоянии детей, их успеваемости и поведении;
• вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
• создавать собственные воспитательные системы и программы, применять и разрабатывать новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь при этом принципом «не навреди»;
• координировать работу учителей-предметников;
• вносить на рассмотрение администрации или совета школы согласованные с коллективом класса предложения;
• приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу;
• по согласованию с администрацией обращаться за помощью в социальные службы и другие организации, имеющие отношение к детям и их родителям;
• определять свой режим работы с детьми в соответствии с данным Положением;
• выбирать форму повышения педагогического мастерства как классного руководителя;
• в случае несогласия с оценкой администрацией состояния воспитательной работы в классном коллективе апеллировать к совету школы (попечительскому совету);
• защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности - в государственных органах власти и суде;
• отказываться от поручений, лежащих за границей содержания его деятельности.
9.2. Классный руководитель не имеет права:
унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, нарушать педагогическую этику в общении с коллегами и родителями, нарушать субординацию в установленной структуре управления воспитательной системой школы.
10. Полномочия администрации в отношении деятельности классного руководителя.
10.1. Деятельность классного руководителя оценивается по двум основаниям:
Добросовестность и своевременность выполнения видов работы, заданной нормативной частью деятельности;
качество сверхнормативной деятельности классного руководителя
10.2. Формы анализа деятельности классного руководителя:
анализ ведения установленной Положением документации;
анализ занятий, мероприятий, проводимых классным руководителем;
совместный анализ деятельности классным руководителем и администрацией образовательного учреждения;
анкетирование учащихся и их родителей, с целью анализа особенностей воспитанников и совершенствования деятельности классного руководителя, а также определения уровня воспитанности обучающихся.
10.3. Оценка работы классного руководителя снижается в случаях:
наличия обоснованных жалоб на его работу со стороны родителей и учащихся, педагогов, работающих с классом;
неоднократного нарушения трудовой дисциплины.
10.4. Для реализации педагогических задач администрацией создаются определенные условия деятельности классного руководителя:
материально-техническое обеспечение организуемой классным руководителем воспитательной деятельности;
методическая поддержка и помощь;
организационная помощь;
стимулирование деятельности классных руководителей с использованием морального и материального поощрения.
11. Критерии оценки деятельности классного руководителя.
11.1. Критерии результативности:
уровень общей культуры и дисциплины, гражданской зрелости, нравственности, воспитанности учащихся;
успеваемость учеников класса (высокая, средняя, низкая), формы ее контроля и повышения (с учетом реальных возможностей класса);
уровень здоровья учащихся и их отношение к здоровому образу жизни,
комфортный психологический климат обучающихся.
11.2. Критерии деятельности:
Наличие установленной для классного руководителя документации. Ведение документации в соответствии с требованиями:
1) План воспитательной работы, постановка конкретных целей и задач воспитания и их реализация. Анализ и оценка результатов работы.
2) Классный журнал с регистрацией поручений и занятости учащихся в кружках и секциях.
3) Регулярный учет в журнале посещаемости уроков в классе, контроль за пропусками уроков.
4) Папка классного руководителя.
5) Портфолио обучающихся.
Организация воспитательной работы с обучающимися:
1) Массовые воспитательные дела класса.
2) Участие классного коллектива в общих делах школы.
3) Организация участия классного коллектива во внешкольных мероприятиях (районные, городские конкурсы, экскурсии).
4) Развитие ученического самоуправления.
5) Социальная защищенность учащихся.
6) Умение разрешать конфликты (ученик-ученик, ученик-учитель).
7) Вовлечение каждого ученика в значимую для него и окружающих деятельность.
Активная деятельность классного руководителя:
1) Участие в мероприятиях по воспитательной работе и обмену опытом в рамках образовательного учреждения, района, округа и города.
2) Взаимодействие с педагогическими работниками, взаимодействующими с обучающимися в данном классе, другими участниками образовательного процесса и общественностью.
Работа с родителями:
1) Организация совместных с родителями мероприятий.
2) Изучение семей учащихся и организация индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в педагогической поддержке.
12. Порядок подписания Положения.
12.1. Положение разрабатывается комиссией в составе директора школы, замдиректора по воспитательной работе и представителей методического объединения классных руководителей.
12.2. Положение утверждается на педсовете открытым голосованием, оформляется в виде локального акта и вступает в действие после его подписания директором школы и классными руководителями с указанием срока его действия.
12.3. Изменения в Положении о деятельности классных руководителей, а также его переутверждение производятся по инициативе администрации, методического объединения классных руководителей, отдельных педагогов и утверждаются педагогическим советом школы.