Массовые психологические явления




Дата занятия по расписанию: 16.05.2020

Тема: Психология больших социальных групп и массовых социальных явлений. Виды больших групп. Устойчивые и неустойчивые соц. группы и явления.

Количество часов: 90 мин. по расписанию (60 мин. дистанционно)

Цели, задачи: Закрепление знаний о социальных группах; формирование представлений о видах и особенностях больших социальных групп; формирование профессиональных компетенций.

Способ коммуникации: взаимодействие по электронной почте(указать адрес электронной почты) - kolesovasvetlana474@gmail.com

Сроки выполнения: 16.05.2020 —21.05.2020

 

Теоретический блок (информационные материалы, ссылки на ресурсы и др.)

1. Текст по теме

Большая группа – это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации.

Признаки больших социальных групп:

1) имеют структурную и функциональную организацию;

2) социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп является групповое сознание, обычаи и традиции;

3) определенный психический склад, групповая психология;

4) оказывают влияние на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т.п.;

5) определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие.

Виды больших социальных групп:

1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:

а) объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей; б) субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей;

2) по времени существования: а) длительно существующие группы (классы, нации); б) временно существующие группы (толпа, аудитория);

3) по организованности-неорганизованности: а) организованные группы (партии, союзы);

б) неорганизованные (толпа);

4) по возникновению: а) возникшая стихийно (толпа); б) организованная сознательно (партии, ассоциации);

5) по контактности членов группы:

а) условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой;

б) реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания);

6) по открытости: а) открытые б) закрытые

Уровни развития больших социальных групп:

) типологический – люди, объединенные в группы этого уровня, имеют общие признаки, которые не составляют основания для создания психологической общности. Такие группы не обладают единством;

2) идентификационный – характеризуется наличием группового самосознания; члены групп осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами;

3) солидаристский – характеризуется осознанием членами группы общности своих интересов, готовности группы к совместным действиям во имя групповых целей.

Факторы, определяющие уровень психологической общности групп:

1) степень идентификации членов группы;

2) степень гетерогенности и гомогенности группы;

3) характер внутригрупповых коммуникаций и открытость группы межгрупповым коммуникациям, воздействию средств массовой информации общественно го мнения, задающего;

4) социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую;

5) общественно-исторический опыт группы;

6) идеология объединения людей.

 

Элементы общественной психологии в зависимости от сфер психики:

1) элементы мотивационно-потребностной сферы: а) общегрупповые потребности; б) общегрупповые интересы; в) мотивы деятельности; г) жизненные ценности; д) цели и социальные установки;

2) элементы когнитивной сферы являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества:

а) групповое сознание; б) социальное восприятие и мышление; в) коллективные представления; г) общественное мнение; д) менталитет;

3) элементы аффективной сферы: а) социальные чувства; б) общественные настроения; в) аффекты;

4) элементы поведенческо-волевой сферы: а) стереотипы группового поведения; б) групповые навыки; в) общественные обычаи; г) групповые умения.

Массовые психологические явления

 

Интересы социальных групп - это такое социально-психологическое явление, которое играет решающую роль в институционализации общества.

К массовым социально-психологическим явлениям относится общественное мнение. Оно представляет собой публично выраженное и распространенное суждение, которое несет в себе оценку и отношение к какому-либо событию, представляющему интерес для общности.

Общественное мнение проявляется в ряде функций:

1) регулирует и предписывает определенное поведение;

2) выражает и отражает оценки событий и фактов.

Формы проявления общественного мнения следующие: а) оценка, жалобы; б) советы, пожелания, одобрения; в) недовольство, осуждение, неодобрение, несогласие, протест. При этом различают как обоснованные, так и необоснованные оценки, жалобы, несогласие и т. п.

Раскрытие природы и сущности общественного мнения открывает путь к познанию его структуры, которая включает в себя ряд различных, зачастую противоречивых элементов, имеющих рациональный, эмоциональный и волевой характер.

Стержнем, вокруг которого группируются все эти элементы, является социальная оценка. Последняя представляет собой выражение одного из видов отношения субъекта к объекту, которое заключается в том, что субъект определяет соответствие объекта или отдельных его сторон и свойств критериям, им выдвигаемым [5]. Эти критерии определяются объективным положением человека в качестве представителя крупной социальной группы.

Общественное мнение, выступая совместно с настроением, образует умонастроение.

Массовое настроение - это более или менее устойчивое эмоциональное состояние общностей, которое окрашивает все их переживания. Настроения и мнения тесно взаимосвязаны. Настроениям присущ особый динамизм, который выражается, во-первых, в способности переходить от одного состояния к другому: от бессознательного к отчетливо осознанному, от глубоко скрытого к открытому, а также перерастать в антиобщественные действия; во-вторых, в подверженности колебаниям и изменениям коренным образом в самый незначительный срок, почти мгновенно. Мнения и настроения далеко не всегда точно отражают какую-либо социальную ситуацию. Нередко в таких случаях массовое общение проявляется в виде слухов.

Слухи представляют собой недостоверные или частично достоверные сообщения о каких-либо событиях, исходящие от одного лица или группы, ничем другим не подтвержденные, устно передающиеся от одного лица другому. Модель психологического воздействия слухов представляет собой систему, в которой субъект психологического воздействия (СПВ) и объект психологического воздействия (ОПВ) являются подсистемными.

Психологическое воздействие слухов включает в себя три взаимосвязанных этапа или момента: операционный - воздействие субъекта; процессуальный - принятие (непринятие) воздействия объектом; результат, т.е. ответные реакции - последствия перестройки психики объекта, которые выполняют функцию обратного воздействия ОПВ на СПВ.

Итак, мнения и настроения как социально-психологические явления играют большую роль в поведении общностей. Они являются регуляторами их поведения.

Наряду с динамико-статичными явлениями в обществе наблюдаются статичные, т. е. устойчивые, неподвижные, явления, которые также оказывают активное воздействие на поведение общностей.

Традиции - способ хранения, передачи и воспроизводства как положительного, так и отрицательного опыта. Нередко их называют «социальным клеем». В каждом обществе существует целая система традиций, направленных на укрепление его стабильности. Их классифицируют по различным основаниям. Выделяют национальные и другие традиции.

Традиции создают условия для «здорового консерватизма», стабильности общества. Яркий пример тому - Англия. Институт «королевы» не что иное, как традиция. Приверженность англичан к своим традициям в области политики, быта глубоко оправдана, хотя и придает их образу жизни налет архаичности. Традиции проявляются во всех сферах, начиная от гигиены и кончая национальным рынком.

Практический блок:

1. Ознакомиться с теоретическим материалом.

2. На основе теоретического материала дать определения:

1. класс

2. нация

3. общественная организация

4. религиозная конфессия

5. профессиональная группа

6. публика

7. массовое движение

8. аудитория

9. общественное мнение

10. слухи

 

Форма предъявления:

1. Понятия и определения (печатный вариант в 1 файле)

!!! 2. В названии отправления (файла) чётко указать группу, фамилию, дату урока, предмет

3. Материалы высылать по адресу kolesovasvetlana474@gmail.com

4. Срок сдачи материала — 21.05. 2020.

Критерии оценки работ:

Оценка 5 «отлично» ставится, если:

  • задание выполнено в полном объёме и правильно
  • оформление соответствует эстетическим требованиям
  • материал представлен логично, чётко, последовательно, без ошибок
  • материал сдан в указанные сроки

 

Оценка 4 «хорошо» ставится, если:

  • задание выполнено с незначительными недоделками или неточностями
  • оформление соответствует эстетическим требованиям
  • материал представлен логично и последовательно, с небольшим количеством (1-2) ошибок.
  • материал сдан на следующий день после назначенного срока.

 

Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если:

  • задание выполнено частично
  • оформление не соответствует эстетическим требованиям
  • при выполнении задания допущены ошибки
  • сроки сдачи материала нарушены на 2-3 дня

 

Оценка 2 «неудовлетворительно» ставится, если материал сдан с существенной задержкой и нарушением требований или не сдан вообще.

Берегите себя и своих близких!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: