Дата занятия по расписанию: 16.05.2020
Тема: Психология больших социальных групп и массовых социальных явлений. Виды больших групп. Устойчивые и неустойчивые соц. группы и явления.
Количество часов: 90 мин. по расписанию (60 мин. дистанционно)
Цели, задачи: Закрепление знаний о социальных группах; формирование представлений о видах и особенностях больших социальных групп; формирование профессиональных компетенций.
Способ коммуникации: взаимодействие по электронной почте(указать адрес электронной почты) - kolesovasvetlana474@gmail.com
Сроки выполнения: 16.05.2020 —21.05.2020
Теоретический блок (информационные материалы, ссылки на ресурсы и др.)
1. Текст по теме
Большая группа – это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации.
Признаки больших социальных групп:
1) имеют структурную и функциональную организацию;
2) социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп является групповое сознание, обычаи и традиции;
3) определенный психический склад, групповая психология;
4) оказывают влияние на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т.п.;
5) определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие.
Виды больших социальных групп:
1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:
а) объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей; б) субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей;
2) по времени существования: а) длительно существующие группы (классы, нации); б) временно существующие группы (толпа, аудитория);
3) по организованности-неорганизованности: а) организованные группы (партии, союзы);
б) неорганизованные (толпа);
4) по возникновению: а) возникшая стихийно (толпа); б) организованная сознательно (партии, ассоциации);
5) по контактности членов группы:
а) условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой;
б) реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания);
6) по открытости: а) открытые б) закрытые
Уровни развития больших социальных групп:
) типологический – люди, объединенные в группы этого уровня, имеют общие признаки, которые не составляют основания для создания психологической общности. Такие группы не обладают единством;
2) идентификационный – характеризуется наличием группового самосознания; члены групп осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами;
3) солидаристский – характеризуется осознанием членами группы общности своих интересов, готовности группы к совместным действиям во имя групповых целей.
Факторы, определяющие уровень психологической общности групп:
1) степень идентификации членов группы;
2) степень гетерогенности и гомогенности группы;
3) характер внутригрупповых коммуникаций и открытость группы межгрупповым коммуникациям, воздействию средств массовой информации общественно го мнения, задающего;
4) социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую;
5) общественно-исторический опыт группы;
6) идеология объединения людей.
Элементы общественной психологии в зависимости от сфер психики:
1) элементы мотивационно-потребностной сферы: а) общегрупповые потребности; б) общегрупповые интересы; в) мотивы деятельности; г) жизненные ценности; д) цели и социальные установки;
2) элементы когнитивной сферы являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества:
а) групповое сознание; б) социальное восприятие и мышление; в) коллективные представления; г) общественное мнение; д) менталитет;
3) элементы аффективной сферы: а) социальные чувства; б) общественные настроения; в) аффекты;
4) элементы поведенческо-волевой сферы: а) стереотипы группового поведения; б) групповые навыки; в) общественные обычаи; г) групповые умения.
Массовые психологические явления
Интересы социальных групп - это такое социально-психологическое явление, которое играет решающую роль в институционализации общества.
К массовым социально-психологическим явлениям относится общественное мнение. Оно представляет собой публично выраженное и распространенное суждение, которое несет в себе оценку и отношение к какому-либо событию, представляющему интерес для общности.
Общественное мнение проявляется в ряде функций:
1) регулирует и предписывает определенное поведение;
2) выражает и отражает оценки событий и фактов.
Формы проявления общественного мнения следующие: а) оценка, жалобы; б) советы, пожелания, одобрения; в) недовольство, осуждение, неодобрение, несогласие, протест. При этом различают как обоснованные, так и необоснованные оценки, жалобы, несогласие и т. п.
Раскрытие природы и сущности общественного мнения открывает путь к познанию его структуры, которая включает в себя ряд различных, зачастую противоречивых элементов, имеющих рациональный, эмоциональный и волевой характер.
Стержнем, вокруг которого группируются все эти элементы, является социальная оценка. Последняя представляет собой выражение одного из видов отношения субъекта к объекту, которое заключается в том, что субъект определяет соответствие объекта или отдельных его сторон и свойств критериям, им выдвигаемым [5]. Эти критерии определяются объективным положением человека в качестве представителя крупной социальной группы.
Общественное мнение, выступая совместно с настроением, образует умонастроение.
Массовое настроение - это более или менее устойчивое эмоциональное состояние общностей, которое окрашивает все их переживания. Настроения и мнения тесно взаимосвязаны. Настроениям присущ особый динамизм, который выражается, во-первых, в способности переходить от одного состояния к другому: от бессознательного к отчетливо осознанному, от глубоко скрытого к открытому, а также перерастать в антиобщественные действия; во-вторых, в подверженности колебаниям и изменениям коренным образом в самый незначительный срок, почти мгновенно. Мнения и настроения далеко не всегда точно отражают какую-либо социальную ситуацию. Нередко в таких случаях массовое общение проявляется в виде слухов.
Слухи представляют собой недостоверные или частично достоверные сообщения о каких-либо событиях, исходящие от одного лица или группы, ничем другим не подтвержденные, устно передающиеся от одного лица другому. Модель психологического воздействия слухов представляет собой систему, в которой субъект психологического воздействия (СПВ) и объект психологического воздействия (ОПВ) являются подсистемными.
Психологическое воздействие слухов включает в себя три взаимосвязанных этапа или момента: операционный - воздействие субъекта; процессуальный - принятие (непринятие) воздействия объектом; результат, т.е. ответные реакции - последствия перестройки психики объекта, которые выполняют функцию обратного воздействия ОПВ на СПВ.
Итак, мнения и настроения как социально-психологические явления играют большую роль в поведении общностей. Они являются регуляторами их поведения.
Наряду с динамико-статичными явлениями в обществе наблюдаются статичные, т. е. устойчивые, неподвижные, явления, которые также оказывают активное воздействие на поведение общностей.
Традиции - способ хранения, передачи и воспроизводства как положительного, так и отрицательного опыта. Нередко их называют «социальным клеем». В каждом обществе существует целая система традиций, направленных на укрепление его стабильности. Их классифицируют по различным основаниям. Выделяют национальные и другие традиции.
Традиции создают условия для «здорового консерватизма», стабильности общества. Яркий пример тому - Англия. Институт «королевы» не что иное, как традиция. Приверженность англичан к своим традициям в области политики, быта глубоко оправдана, хотя и придает их образу жизни налет архаичности. Традиции проявляются во всех сферах, начиная от гигиены и кончая национальным рынком.
Практический блок:
1. Ознакомиться с теоретическим материалом.
2. На основе теоретического материала дать определения:
1. класс
2. нация
3. общественная организация
4. религиозная конфессия
5. профессиональная группа
6. публика
7. массовое движение
8. аудитория
9. общественное мнение
10. слухи
Форма предъявления:
1. Понятия и определения (печатный вариант в 1 файле)
!!! 2. В названии отправления (файла) чётко указать группу, фамилию, дату урока, предмет
3. Материалы высылать по адресу kolesovasvetlana474@gmail.com
4. Срок сдачи материала — 21.05. 2020.
Критерии оценки работ:
Оценка 5 «отлично» ставится, если:
- задание выполнено в полном объёме и правильно
- оформление соответствует эстетическим требованиям
- материал представлен логично, чётко, последовательно, без ошибок
- материал сдан в указанные сроки
Оценка 4 «хорошо» ставится, если:
- задание выполнено с незначительными недоделками или неточностями
- оформление соответствует эстетическим требованиям
- материал представлен логично и последовательно, с небольшим количеством (1-2) ошибок.
- материал сдан на следующий день после назначенного срока.
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если:
- задание выполнено частично
- оформление не соответствует эстетическим требованиям
- при выполнении задания допущены ошибки
- сроки сдачи материала нарушены на 2-3 дня
Оценка 2 «неудовлетворительно» ставится, если материал сдан с существенной задержкой и нарушением требований или не сдан вообще.
Берегите себя и своих близких!