Кроме содержательной стороны беседы, информация о человеке во многом зависит от текста его реального поведения, то есть тех проявлений его индивидуальных особенностей, которые существуют в настоящее время и доступны для наблюдения: это речь, предметы, окружающие человека, это его тело, мимика и пантомима, конкретное пространственное расположение с другим человеком, структурирование времени. Все это дает великое разнообразие психологической информации, только успевай читать - и интерпретируй, отражай, диагностируй или используй, согласно своему направлению.
Принципы метода наблюдения:
• Объективность фиксации поведенческих проявлений;
• Систематичность – неоднократность наблюдения за одним и тем же объектов (объектами) в идентичных условиях;
• Точность фиксации данных;
• Обеспечение естественного поведения испытуемых в ситуации наблюдения.
Правила метода наблюдения:
• Наблюдение предполагает предварительную постановку цели исследования (например, получение общей картины поведения или же наблюдение за поведенческими проявлениями какого-то конкретного вида деятельности);
• Выбор методики наблюдения сообразно поставленной цели исследования;
• Наблюдение должно проводиться неоднократно: факт, полученный в ходе наблюдения, не должен носить случайный характер.
Достоинства метода наблюдения:
✓ Объективность получаемых данных;
✓ Комплексность получаемых данных;
✓ Высокая экологическая валидность – естественность поведения объекта наблюдения.
Недостатки метода наблюдения:
⁃ Высокие требования к квалификации наблюдателя, поскольку в ином случае возможны искажения или пропуски, допущенные с ходе ведения протокола; предубеждения и определенные ожидания могут влиять на то, каким аспектам наблюдаемых событий он уделяет особое внимание, какие моменты запоминаются ярче.
⁃ Сложность и неоднозначность интерпретации полученных данных;
⁃ Возможная необходимость долгого ожидания проявления у объекта наблюдения соответствующей формы поведения, поскольку целенаправленно воздействовать на него нельзя.
_________________
Источники основные:
1. Общая психология. Пособие по курсу.
2. Зоопсихология и сравнительная психология. Конспект лекций
3. Конспект лекций «Экспериментальная психология»
Дополнительные источники:
4. Абрамова Г.С. Практическая психология.
5. Учебное пособие по курсу «Социология»
6. Курс лекций «Введение в Клиническую психологию»
7. Методология в научном познании. Лекции
8. “КОНЦЕПЦИИ И МЕТОДЫПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ”. Огаркова
9. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология личности». Н.А. Выскочил
_________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. МОГУТ СПРОСИТЬ
В психологии различают во-первых теоретические методы и во-вторых эмпирические методы.
Теоретические методы направлены на работу с идеями, представлениями, образами. Используя теоретические методы, ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией. Разновидностями теоретического метода являются мысленный эксперимент и частично моделирование.
Эмпирические методы предназначены для получения новых данных о конкретных психических явлениях. Поэтому эмпирические методы имеют дело не только с идеальным человеком, сколько с конкретными испытуемыми, т.е. с конкретными людьми, которые решают конкретные задачи. К эмпирическим методам исследований можно отнести: наблюдение, эксперимент, измерения (и различные вербально-коммуникативные методы)..
Эксперимент - метод проверки научных гипотез, в ходе которого экспериментатор ставит испытуемого в особые условия, осуществляя контроль за побочными влияниями. Кратко суть эксперимента: изменяются условия, в которых находится испытуемый и регистрируются ответы испытуемого на изменение условий.
Измерение - регистрация состояния объекта с помощью другого объекта, или процедура приписывания объекту определенного значения (например, числа) и отведение ему места на психологической шкале в соответствии с установленными для нее правилами. Шкалы бывают неметрическими (номинативная шкала и шкала порядка) и метрическими (шкалы интервалов и равных отношений). В психологии чаще всего используются неметрические шкалы
Вербально-коммуникативные методы предназначены для непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации. Они широко распространены в медицине, социологии, педагогике, а также в психологии. К вербально-коммуникативным методам относятся беседа, интервью и анкетирование. Интервью и анкетирование иногда объединяют общим названием – методы опроса.