III. Принципы построения динамической модели межотраслевого-межсекторного баланса — ядра проактивного ИИ




Создание супервычилительных мощностей, цифровых технологий (ЦТ) «Big data», блокчейн, «умной» техники, «умных» отраслей и городов, цифровых (электронных) финансов (FinTech), технологий проектирования (BIM), государственных услуг (E-Gov), диспетчерского управления движением транспорта, вещей, автоматизация документооборота и др. является прерогативой инженеров и специалистов в области ЦТ. Все эти направления могут быть эффективными с точки зрения снижения затрат конкретных субъектов, использующих те или иные ЦТ, но не быть эффективными с точки зрения общественных затрат. Решение технических проблем, как и неких математических задач, с помощью использования ЦТ и пр. не могут сами по себе решить важнейшую экономическую проблему пропорционального развития экономики (согласования общественно необходимых потребностей и производственных возможностей) для выхода цивилизации из глобального экономического кризиса и удержания ситуации под контролем. Здесь требуется проактивный ИИ, основанный на динамической модели МОСБ.

В середине XX века в странах Запада, а затем и в СССР возник интерес к построению экономико-математической модели межотраслевого баланса (МОБ) для ее использования в аналитических целях. Для этого был использован эконометрический подход, основанный на экстраполяции сложившихся тенденций без определения управляющих параметров и обратной связи с объектом управления, усложнении используемого математического аппарата и увеличении количества параметров моделей, в том числе задаваемых экзогенно. В СССР при моделировании МОБ, ориентируясь на западный опыт моделирования, также последовали эконометрическому подходу. Поэтому попытки создать на базе статической эконометрической модели МОБ, представленной в виде системы линейных уравнений, автоматизированную систему плановых расчетов (АСПР) были обречены на провал. Для описания процесса живого планирования требовалась динамическая модель, представленная в виде системы алгоритмов согласования плановых расчетов «затраты-выпуск», учитывающая обратные связи, что, собственно, и соответствовало практике планирования в СССР.

 

Ведута Е.Н. Межотраслевой-межсекторный баланс. Механизм стратегического планирования экономики. М.: «Академический проект», 2017

Поскольку международные экономические организации не располагают в своем арсенале научно-обоснованной моделью МОБ, то «Big Data», задаваемая стандартом национальных счетов ООН, представляет собой статистические показатели, содержащие повторный счет и дисбалансы. Далее эта недостоверная информация используется Всемирным банком, Международным валютным фондом, ООН, правительствами стран и т.д. для прогнозирования развития экономики на основе «мертвых» эконометрических моделей, игнорирующих обратную связь от источников информации в режиме реального времени, что в принципе не позволяет организовать взаимодействие бизнеса, государства и общества и, следовательно, создать проактивный ИИ. Этот же подход лежит в основе создаваемой в стране цифровой экономики или нынешнего аналитического ИИ, обслуживающего глобальный кризис.

Для создания проактивного ИИ требуется динамическая модель МОСБ, организующая информационные потоки, поступающие в ИИ от экономических субъектов, для координации их деятельности в направлении реализации стратегических целей и ускорения темпа движения за счет внедрения новых технологических способов производства. Построение этой модели предполагает отражение в ней механизма действия объективных экономических законов. Не преодолел бы космический корабль действие закона всемирного тяготения, если бы отсутствовали знания этого закона и не были созданы условия для прекращения его действия.

Принципы построения динамической модели МОБ (МОСБ) таковы.

1. Экономика рассматривается как сознательно оптимизируемая иерархическая система, основанная на смешанной собственности на средства производства, с участием нерезидентов. С учетом иерархии управления экономикой, вводится системное определение показателей «затраты-выпуск», позволяющее агрегировать и дезагрегировать экономическую информацию разных уровней управления с исключением повторного счета.

Существует единый критерий оптимальности, характеризуемый как объективное стремление общества к максимизации темпа роста общественного блага (качества жизни, полезности). Управляющим параметром модели являются производственные инвестиции. Частный бизнес, решения которого по развитию производства не являются стратегически важными для государства, лишь информирует ИИ о своих планах «затраты-выпуск». Он может участвовать в конкурсе для получения госзаказов и необходимых для этого производственных инвестиций.

2. В модели МОСБ находит отражение действие объективных экономических законов, и прежде всего закона стоимости как регулятора пропорциональности экономики через отклонения цен равновесия от цен производителей, и закона экономии времени, выражающегося в эффективном замещении старых технологий новыми для максимизации экономии и вовлечения её в рост общественного блага. Модель МОСБ как динамическая система представляет собой итеративный процесс согласования плановых расчетов «затраты-выпуск» разных уровней управления, включающий выбор эффективных технологических способов производства и корректировку значений целевых показателей в зависимости от производственных возможностей

3. Принцип оптимизации структуры конечного продукта для выхода на траекторию роста общественного блага (полезности).

Рост общественного блага характеризуется ростом выпуска конечного продукта в структуре, заказанной конечными потребителями (государством, домашними хозяйствами, экспортерами). При этом ресурс труда и макроэкономические пропорции распределения финансовых ресурсов между конечными потребителями и для инвестирования развития производства являются заданными.

Финансовые ресурсы государства распределяются в соответствии с его нуждами на оборону, здравоохранение, охрану природы и т.д. Это распределение и структуры конечных продуктов по каждому направлению определяются экспертами. В определении макроэкономических пропорций между отраслями социальной сферы и структур конечных продуктов для ее функционирования могут принять участие в т.ч. граждане в организованном on-line процессе с учетом обратной информации о производственных возможностях экономики. Такой подход реализует идеи Открытого правительства, декларируемые ООН: прозрачность, участие и взаимодействие граждан и правительства в процессе принятия решений.

На потребительском рынке экспертами являются все граждане, «голосующие» за предлагаемый продукт посредством цен равновесия, информация о которых используется как обратная связь для оптимизации структуры предложения и тем самым для обеспечения роста реальных доходов граждан (полезности).

Структура конечного продукта для экспорта определяется с учетом сложившихся международных обязательств и расчетов эффективности внешнеэкономических связей.

Распределение производственные инвестиций между отраслями материального производства определяется на основе составления планового баланса, нацеленного на максимизацию темпа роста общественного блага, т. е. производства конечного продукта в структуре, заказанной конечными потребителями при условии соблюдения занятости и макроэкономических пропорций.

4. Принцип эффективности производственных инвестиций, соответствующий отражению в модели действия закона экономии времени.

В модели рассчитывается распределение производственных инвестиций, предназначенных для обновления производственных фондов (замещения старых технологических способов производства более эффективными новыми) и для увеличения производственных мощностей, обеспечивающих рост выпуска продукта (накопления). Тем самым обеспечивается максимизация темпов роста выпуска конечного продукта в структуре, заданной конечными потребителями (государством, домашними хозяйствами, экспортерами) с учетом выполнения заданных макроэкономических пропорций и обеспечения полной занятости.

5. Принцип сбалансированности (пропорциональности) развития экономики, соответствующий требованиям объективного закона пропорционального развития экономики.

В модели задача пропорционального развития экономики в направлении реализации стратегических целей решается одновременно с задачами эффективного распределения производственных инвестиций и оптимизации структуры конечного продукта для потребительского рынка при условии соблюдения занятости, макроэкономических пропорций и структур конечных продуктов, диктуемых конечными потребителями.

6. Итеративные расчеты по модели продолжаются до тех пор, пока все задаваемые макроэкономические пропорции, темпы роста конечных продуктов, структуры которых задаются конечными потребителями, в т. ч. с учетом оптимизации структуры конечного продукта для потребительского рынка и достижения занятости, будут согласованы с эффективным распределением производственных инвестиций в пределах заданной точности расчетов.

Следует отметить, что описанный итеративный процесс конструирования будущего — планового МОСБ предполагает реализацию принципа неопределенности, согласно которому процесс нахождения эффективной траектории развития означает одновременно поиск и корректировку целей развития. Используя некоторые прогнозные параметры, макроэкономические пропорции и исходные данные по структуре конечного продукта непроизводственного назначения, модель дает возможность их уточнять в процессе проведения оптимизационных плановых расчетов.

Построение проактивного ИИ на базе динамической модели МОСБ позволит направить пропорциональное развитие экономики на рост общественного блага, реализуя принципы Открытого правительства; обеспечить максимальный темп его роста за счет повышения эффективности использования государственных производственных инвестиций с учетом возможностей привлечения частных инвесторов и их собственных инвестиционных планов; определить пути реформирования действующей системы государственного управления во взаимодействии с бизнесом; сформулировать требования к новой системе национального счетоводства СНС и международным сопоставлениям.

* * *

Резюме

1. Мир, в котором мы живем сегодня, находится в глобальном системном дисбалансе. Надежда, что цифровизация древней стратегии «купи-продай» позволит аналитическому ИИ методом перебора найти цивилизации выход из глобального кризиса, лишь обрекает мир на потерю стремительно уменьшающегося времени и ведет к киберрабству с последующим концом истории.

2. Древняя стратегия объективно должна уступить место стратегии «затраты-выпуск», конструирующей будущее для перехода цивилизации на качественно новый уровень культурного прогресса. Практика планирования «затраты-выпуск» в СССР и родившаяся на её основе экономическая кибернетика позволили создать динамическую модель МОСБ, служащую ядром проактивного ИИ. Без знаний экономической кибернетики, рожденной в СССР, — науки управления экономикой, позволяющей организовать эффективное взаимодействие гражданского общества, бизнеса и правительства в направлении роста общественного блага с помощью цифровых технологий, это сделать невозможно. В противном случае порядок будут наводить физическими методами, и киберрабство станет неизбежным.

3. У стран ЕАЭС есть альтернативный опыт для конструирования будущего. Это — механизм планирования «затраты-выпуск». Разработанная в соответствии с принципами экономической кибернетики динамическая модель межотраслевого-межсекторного баланса позволяет рассчитать траекторию пропорционального развития экономики в направлении роста обще­ственного блага. Внедрение на её основе проактивного ИИ (киберэкономики), организующего сбор, передачу, обработку и мониторинг, позволит ликвидировать корни коррупции и увеличивать реальную платежеспособность национальной валюты — рубля.

Для разработки и отладки модели цифрового управления национальной экономикой, а в перспективе глобальной, не нужен эксперимент над людьми и поиски врагов. Для этого существуют суперкомпьютеры и современные цифровые технологии,

4. Наступает время лидерства стран ЕАЭС в осуществлении управленческой революции, значительно повышающую эффективность государственного (глобального) управления в реализации целей прогрессивного развития государства и цивилизации в целом. В этом есть историческая миссия ЕАЭС — взять на себя ответственность за выстраивание альтернативной стратегии цифровой экономики, конструирующей будущее для роста общественного блага с переходом на новый качественный уровень развития цивилизации.

5. Требуется организация глобального диалога, объединяющего интеллектуальные ресурсы мира для признания экономической кибернетики в качестве новой доктрины развития цивилизации и права ЕАЭС первыми реализовать проактивный, а точнее кибернетический ИИ в управлении экономикой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: