Жестокий реализм Драйзера




Слайд 2

Биография

Когда 27 августа 1871 года у Иоганна и Сары Драйзер, живших в небольшом городке Терре-Хоут в штате Индиана, родился девятый ребенок, никто не мог себе представить, что ему суждено стать всемирно известным писателем-реалистом.

Семья Теодора Драйзера прозябала в нищете, но, невзирая на все трудности, мальчику удалось окончить среднюю и школу и даже проучиться год в университете Блумингтон. Обучение оплатила одна из школьных учительниц будущего писателя, отметившая его тягу к изучению языка и литературы. Драйзер испытывал огромное желание учиться дальше, но средств не было. Поэтому он отправился в Чикаго, где вместо учителей его ждала суровая действительность, а вместо диплома - жизненный опыт.

 

Исследователь «американской мечты»

В Чикаго Драйзеру приходилось браться за любую подвернувшуюся работу, чтобы хотя бы по минимуму обеспечить свое существование. Он мыл посуду, прибирался в одном из местных ресторанов, был подсобным рабочим на железнодорожной станции. Теодор Драйзер, как и любой молодой человек, мечтал стать успешным, и мешало ему в этом не только отсутствие образования. Глубокая религиозность родителей, граничащая с фанатизмом, оставили неизгладимый след на будущем писателе.

Позже Драйзеру удалось устроиться репортером в одну из чикагских газет. С этого и начался его путь к серьезной журналистской деятельности, сыгравшей одну из решающих ролей в его становлении как писателя. Он часто переезжал, работал в разных городах, что позволило ему увидеть жизнь разных слоев общества во всей красе.

Конец XIX века - время, когда среди американцев произошла кардинальная переоценка ценностей, а для предприимчивых людей открылась масса новых возможностей. Жестокая конкуренция, готовность идти на все ради «американской мечты», пренебрежение нормами общественной морали - вот что наблюдал Драйзер, путешествуя по Америке. Тогда и сформировались основная цель будущих произведений автора: правдивое отображение и критика жестокой социальной действительности.

Слайд 3

Литературный дебют

В 1900 году увидела свет первая книга Драйзера «Сестра Керри». Она повествует об обычной девушке, которая мечтает стать звездой театра. Она добивается того, чего хочет, но цена «американской мечты» - моральное падение. Оказавшись в большом городе, амбициозная провинциалка готова идти на самые ужасные поступки ради своей цели. Драйзер протестует против ложных, по его мнению, идеалов, заставляющих людей морально деградировать ради денег и успешности, культивирующих беспринципность и цинизм.

На тот момент Америка еще не была готова к роману, описывающему такой взгляд на жизнь. Критики обвинили Драйзера в безнравственности и развращении молодежи, хоть книга не содержала никаких явных непристойностей. Настолько трагические картины, ожесточенную борьбу за место под солнцем в то время еще никто из американских литераторов не отображал. Ни один экземпляр «Сестры Керри» так и не попал тогда в руки читателей.

Теодор Драйзер, потративший на роман массу времени и сил, остался ни с чем, почти нищий и непризнанный. Ему пришлось тяжело. Несостоявшийся писатель голодал, продавал свои вещи, перебивался случайными заработками, но не отказался от своей цели.

В 1904 году произведение все-таки издали в Лондоне, где оно произвело фурор. Настолько жесткого описания реальности читатель того времени еще видел. Три года спустя роман все же был признан и на родине писателя.

Слайд 4

Жестокий реализм Драйзера

Вторая книга Драйзера "Дженни Герхардт" описывает уже ставший классическим сюжет любви парня из богатой семьи и простой девушки из низких слоев общества. В ней молодой человек жертвует своими чувствами, чтобы получить наследство. Автор описывает, насколько бедная девушка оказалась морально выше представителей верхушки общества.

Настоящую мировую известность Теодору Драйзеру принесла его трилогия «Желание». Первые две части, «Финансист» (1912) и «Титан» (1914), увидели свет еще при жизни писателя, последняя, «Стоик», была выпущена в 1947 году уже после его смерти. В этом произведении описывается достаточно большой отрезок истории США. Главный герой всю свою жизнь потратил на то, чтобы стать успешным, но под ее конец его ждало крушение идеалов, осознание морального падения в угоду материальным ценностям.
Еще один выдающийся роман Теодора Драйзера «Американская трагедия» был издан в 1925 году. Он повествует о сложном пути предприимчивого юноши от нищеты и лакейской работы к верхушке общества, а затем к убийству и смертной казни. Роман стал классикой американского реализма.

Слайд 5

Драйзер коммунист

В Советском Союзе Теодор Драйзер был почитаем за свои политические взгляды. Неприглядная американская действительность того времени укрепляла его веру в коммунистические идеалы.

В 1927 году писатель посетил СССР, где участвовал в праздновании десятилетие годовщины победы революции, встречался с Сергеем Эйзенштейном и Владимиром Маяковским. Годом позже он издал книгу «Драйзер смотрит на Россию».

Вернувшись домой, писатель помимо художественных произведений, продолжал журналистскую деятельность. Проникнувшись народными настроениями и несправедливостью власти, он опубликовал публицистические труды «Трагическая Америка» в 1931 году и «Америку стоит спасать» десятью годами позже.

Драйзер принимал активное участие в общественной и политической жизни страны. Незадолго до своей смерти в 1945 году писатель вступил в коммунистическую партию США.

Слайд 6

Интересные факты

· По мотивам «Американской трагедии» был снят фильм «Место под солнцем», получивший 6 премий «Оскар» и премию «Золотой Глобус».

· Прототипом Фрэнка Каупервуда из трилогии «Желание» был реальный человек - магнат Чарлз Йеркс.

· Драйзер в 1930 году был претендентом на Нобелевскую премию в сфере литературы.

· В Киеве, где писатель побывал в рамках своего путешествия по СССР, есть улица, носящая его имя.

· В соционике есть тип «Драйзер», обозначающий этико-сенсорного интроверта.

 

Слайд 7

«Двенадцать мужчин» — это биографические рассказы, написанные в период с 1900 по 1918 годы. Этот период является ключевым в жизни автора и в его творческой деятельности. «Двенадцать мужчин» позволили Драйзеру пересмотреть своё отношение к некоторым людям, которые повлияли на его развитие, личностное и творческое. Некоторые из рассказов были написаны ранее и были отобраны для сборника, некоторые были написаны позже специально для включения в сборник.

Каждый рассказ в отдельности представляет собой автобиографический очерк, портрет отдельной личности. Если же рассматривать произведения в целом, как сборник, то можно проследить историю жизни автора: отрочество в Индиане, работа репортером в газете, писатель-фрилансер, рабочий на железнодорожной станции, редактор журнала.

В 1919 году книга «Двенадцать мужчин» вышла в свет, понравилась и читателям, и издателям и с тех пор продолжала издаваться.

 

Финансист

«Финансист» (англ. The Financier) опубликован в 1912 году, первый из цикла «Трилогия желания» (второй и третий романы из этого цикла — «Титан» и «Стоик»). Главный герой трилогии — Фрэнк Каупервуд. В основу положена история жизни американского миллионера Чарльза Йеркса (1837—1905). Наиболее распространённый перевод на русский язык М. Волосова.

Драйзер показывает, как окружавшая Каупервуда финансово-экономическая среда уже с детства формирует в нём психологию коммерсанта и биржевого дилера, для которого все средства хороши, если они помогают достигнуть власти и богатства. Начав с мелких биржевых спекуляций, Каупервуд постепенно приобретает состояние, подкупает чиновников муниципалитета, незаконно приобретает городские концессии в Филадельфии. В романе «Титан» Драйзер развёртывает жизнь Каупервуда в Чикаго, где повторяется цикл его деятельности в Филадельфии на расширенной базе (развитие по спирали).

«Трилогия желания» — значительное произведение американской и европейской литературы XX века. Драйзер рисует быт и нравы финансовой среды, подход крупного бизнеса к обществу и его политическую несентиментальность.

В «Трилогии желания» Драйзер обнажает жёсткую, хищническую природу Каупервуда, но в то же время любуется этим спекулянтом: Драйзера привлекает этот смелый финансовый гигант. Одна из важных функций образа Каупервуда в «Финансисте» — представить в концентрированной и открытой форме отсутствие этических сантиментов, нравственного принципа, что в той или иной степени присуще всем приведённым в романе финансовым тузам Филадельфии (Батлеру, Молленхауэру и Симпсону).

Сюжет

Главный герой, Фрэнк Каупервуд, ещё молодым человеком становится выдающимся финансистом. Он — выходец из семьи мелкого банковского служащего, живёт в Филадельфии, и накануне Гражданской войны между Севером и Югом (1861—1865) ему удается войти в круг крупнейших финансовых магнатов Пенсильвании. В 21 год Каупервуд женится на привлекательной женщине вдове Лилиан, и от этого брака у них рождается двое детей; со временем он приобретает для своей маклерской конторы престижный особняк на Третьей улице — «визитной карточке» города.

Но любитель успехов, женщин и денег, Каупервуд стремится к большему. Он влюбляется в Эйлин — дочь крупного подрядчика Батлера, который вместе с двумя другими воротилами заправляет всеми делами в городе. Впервые он увидел Эйлин в доме её отца, когда ей было 16 лет. В 1871 году в Чикаго происходит крупный пожар, биржу охватывает паника, и Каупервуд оказывается в затруднительном положении — из-за его махинаций с использованием денег из городской казны он должен городу около полумиллиона долларов. Батлер и жена Каупервуда получают анонимные записки, в которых сообщается о связи Эйлин с Каупервудом. Батлер решает мстить, и под его влиянием Каупервуд лишается возможной поддержки, против Каупервуда и городского казначея начинается уголовный процесс за растрату бюджетных средств.

Суд приговаривает 34-летнего финансиста к заключению на 4 года 3 месяца в одиночной камере. Однако через 13 месяцев Каупервуда освобождают, поскольку отец Эйлин к этому времени умирает, и никто не препятствует удовлетворению просьбы о помиловании. Бывший заключённый, уже через полгода после освобождения, во время очередной биржевой паники (в 1873 году), пользуется моментом, за несколько дней становится миллионером: скупает и продаёт все возможные акции с выгодой для себя. Восстановив своё финансовое положение, он понимает, что свою репутацию уже спасти не удастся, в связи с чем принимает решение покинуть Филадельфию вместе со своей возлюбленной Эйлин и отправляется в Чикаго. Семью и детей оставляет на скромном содержании и скоро получает развод.

 

«Двенадцать мужчин» — это биографические рассказы, написанные в период с 1900 по 1918 годы. Этот период является ключевым в жизни автора и в его творческой деятельности. «Двенадцать мужчин» позволили Драйзеру пересмотреть своё отношение к некоторым людям, которые повлияли на его развитие, личностное и творческое. Некоторые из рассказов были написаны ранее и были отобраны для сборника, некоторые были написаны позже специально для включения в сборник.

Каждый рассказ в отдельности представляет собой автобиографический очерк, портрет отдельной личности. Если же рассматривать произведения в целом, как сборник, то можно проследить историю жизни автора: отрочество в Индиане, работа репортером в газете, писатель-фрилансер, рабочий на железнодорожной станции, редактор журнала.

В 1919 году книга «Двенадцать мужчин» вышла в свет, понравилась и читателям, и издателям и с тех пор продолжала издаваться.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: