Управление как система, процесс, деятельность




Управление является многоаспектным феноменом и предстает одновременно как система, процесс и деятельность.

Суть видения управления как системы состоит в представлении любой организации как совокупности взаимосвязанных и взаи­модействующих между собой элементов, которые ориентированы на достижение конкретных целей в условиях изменяющейся среды.

Как правило, системный подход связан с построением опти­мальной управляющей системы (системы управления). Под систе­мой управления исследователи понимают совокупность взаи­мосвязанных между собой элементов, взаимодействие которых обеспечивает осуществление управленческих функций и соответ­ствующих им воздействий на управляемый объект. Построить сис­тему управления — значит выделить совокупность элементов и установить характер связей между ними, которые позволяют реа­лизовать управленческие функции в достижении поставленной цели.

Некоторые исследователи обозначают управление как процесс. Процесс управления они рассматривают как непрерывную последо­вательность действий, осуществляемых субъектом управления, в ре­зультате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определя­ются способы их достижения, распределяется работа между участ­никами деятельности и интегрируются их усилия. Таким обра­зом, суть видения управления как процесса заключается в пред­ставлении его как непрерывной системы взаимосвязанных управ­ленческих решений. Главной движущей силой этого процесса являются люди (а не планы, программы, схемы и т.д.), и прежде всего личность уп­равленца.

Суть видения управления как деятельности предполагает наличие общих ат­рибутов (признаков) деятельности – определенных оснований, целей, средств, результатов и процесса, в котором все это взаи­модействует, субъектов и объектов. Управление состоит из действий, на­зываемых функциями управления.

Функции управления выделяются в качестве основы построе­ния управления образовательными системами, т.е. при построе­нии систем управления обязательным яв­ляется выделение функционального состава управления.

 

3. Управление образовательным процессом.

 

Выделяют следующие функции управления образователь­ными системами: информационно-аналитическая, мотивационно-целе­вая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, конт­рольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная.

Мотивационно-целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организа­ционные формы, способы, средства воздействия для исполнения приня­тых решений, служит нормой для контроля и оценки на диагностической основе, позволяет регулировать и корректировать педагогические про­цессы, поведение и деятельность всех его участников. Поэтому мотива­ционно-целевая функция направлена на формирование целей участни­ков педагогического процесса на основе мотива их деятельности, воз­никшего из потребности в данном виде деятельности.

Информационно-аналитическая функция есть основной инстру­мент управления, так как одной из главных характеристик любой систе­мы, определяющей в итоге эффективность ее функционирования, явля­ется коммуникативность, определение циркулирующих в ней информа­ционных потоков. Аналити­ческая деятельность направлена на изучение фактического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств, воздей­ствий по достижению целей, на объективную оценку результатов педа­гогического процесса и выработку регулирующих механизмов по пере­воду системы в новое качественное состояние.

Планово-прогностическая функция — организационная основа уп­равления и важнейшая стадия управленческого цикла. Прогнозирова­ние и планирование можно определить как деятельность по оптималь­ному выбору идеальных и реальных целей и разработке программ их достижения.

Качество функционирования и развития объекта зависит от органи­зационно-исполнительской функции. Организация характеризуется как деятельность субъекта управления по формированию и регулированию определенной структуры организованных взаимодействий посредством совокупности способов и средств, необходимых для эффективного дос­тижения целей.

Контрольно-диагностическая функция предназначена для стимули­рования деятельности педагога и обучающегося.

Регулятивно-коррекционная функция определяется как вид деятель­ности по внесению корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.

Результативность управления можно повысить в том случае, когда каждая функция в системе управленческого цикла начнет взаимодей­ствовать с остальными видами управленческой деятельности.

Рассмотренные функции можно увидеть в управлении педагогами образовательным процессом разного масштаба: от конкретного урока до образовательной среды образовательного учреждения в целом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: