Нормативно-правовое регулирование и государственная политика в сфере добровольчества.




РОСТОВСКАЯ ТАМАРА КЕРИМОВНА

Д-р соц. наук, профессор РГСУ

Нормативно-правовое регулирование и государственная политика в сфере добровольчества.

 

В настоящее время развитие добровольческой (волонтерской) деятельности является важным сектором для российского общества и государства.

Добровольческая (волонтерская) деятельность - это способ самореализации и самосовершенствования, в первую очередь молодого поколения; платформа для получения новых знаний и опыта, возможность почувствовать социальную значимость и полезность для общества.

В соответствии с письмом Минспорттуризма России от 26.08.2009 г. № ВМ-05-07/3882 « О развитии волонтерской деятельности», основными задачами волонтерской деятельности являются:

- вовлечение молодежи в социальную практику и ее информиро­вание о потенциальных возможностях развития;

- предоставление возможности молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России;

- развитие созидательной активности молодежи;

- интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

К прикладным задачам относятся:

- обучение молодых граждан определенным трудовым навыкам и стимулирование профессиональной ориентации;

- получение навыков самореализации и самоорганизации для ре­шения социальных задач;

- сохранение профессиональных навыков, знаний и компетенций после получения профессионального образования в период временного отсутствия работы, занятости;

- замещение асоциального поведения социальным;

- гуманистическое и патриотическое воспитание;

- обеспечение определенного временного формата занятости мо­лодежи (замещающего обычные общественные работы) в период социально-экономического кризиса;

- формирование кадрового резерва.

Правовую основу формирования и развития добровольческой (волонтерской) деятельности составляют Конституция Российской Федерации, международные договора Российской Федерации, общепризнанные нормы и принципы международного права, федеральные конституционные законы, иные федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Конституция является главным нормативным правовым актом государства, посредством которого народ учреждает основные принципы отношений между государством, личностью и обществом. В Конституции Российской Федерации содержатся общие, основополагающие положения, применимые, в частности, при решении вопросов разработки и проведения государственной молодежной политики, в том числе регулирования порядка и деятельности молодежных общественных объединений. Согласно пункту 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Пунктом 2 той же статьи устанавливается, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. К решению отдельных вопросов, связанных с осуществлением государственной молодежной политики и регулированием основ деятельности молодежных объединений, имеет отношение также ряд положений, предусмотренных статьями 38, 39, 43 и 44 Конституции Российской Федерации.

К основополагающим законодательным аспектам, регулирующим д обровольческую (волонтерскую) деятельность следует отнести следующие нормативные правовые акты федерального уровня.

Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений. Право каждого на объединение относится к базовым ценностям общества и государства, основанным на принципах господства права и демократии, и включает в себя право свободно создавать объединения для защиты своих интересов и свободу деятельности общественных объединений.

Согласно Закону, общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ч. 1 ст. 5).

Предусматривается несколько организационно-правовых форм общественных объединений: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия\

Закон устанавливает, что государственная регистрация молодежных и детских общественных объединений осуществляется в случае, если в руководящие органы указанных объединений избраны полностью дееспособные граждане. Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет, а молодежных - 14 лет. Молодежные объединения могут создаваться для политического воспитания будущих членов и лидеров партии.

Лица, состоящие в молодежных объединениях, обязаны соблюдать устав, способствовать реализации программных целей своего объединения, повышению ее авторитета, выполнять решения руководящих органов, принимать активное участие в деятельности объединения или его структурного подразделения.

Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016 г.) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.

 

Объектами государственной поддержки являются зарегистрированные в установленном порядке: 1) общероссийские, международные молодежные объединения граждан в возрасте до 30 лет, объединившиеся на основе общности интересов; 2) общероссийские, международные детские объединения граждан в возрасте до 18 лет и совершеннолетних граждан, объединившиеся для осуществления совместной деятельности.

При этом объединение должно иметь статус юридического лица и действовать не менее одного года с момента его государственной регистрации, а также насчитывать не менее 3000 членов.

Федеральный закон предусматривает наличие федерального органа
исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики. Соответствие обращающегося за государственной поддержкой молодежного или детского объединения установленным настоящим Федеральным законом требованиям определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики.

Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона предусмотрена возможность организации подготовки и переподготовки кадров молодежных и детских объединений федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики.

Согласно Главе III Федерального закона, определяющей организационные основы государственной поддержки молодежных и детских объединений, осуществлять меры по оказанию такой поддержки должен прежде всего федеральный орган исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики государственной поддержки молодежных и детских объединений. Вместе с тем предусматривается, что возможно направление Правительством Российской Федерации поручений иным федеральным органам исполнительной власти по осуществлению отдельных мер государственной поддержки молодежных и детских объединений.

Статьей 13 предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг
и управлению государственным имуществом в сфере государственной
молодежной политики, формирует и ведет Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, включающий сведения об общероссийских, о международных молодежных и детских объединениях, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной молодежной политики.

Кроме того, статьей 15 Федерального закона предусмотрено, что при необходимости определения порядка осуществления прав молодежных и детских объединений федеральный орган исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики обязан определить такой порядок. При этом до установления такого порядка молодежные и детские
объединения могут осуществлять свои права в самостоятельно избираемом порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации.

Часть положений Федерального закона утратила силу с 1 января 2005 г. (в частности, положения статей 4 и 7–11), в результате чего оказываются нерешенными многие вопросы, связанные с конкретными мерами, направлениями и формами государственной поддержки молодежных и детских объединений. Закон касаетстолько поддержки от федерального уровня и не регулирует поддержку детских и молодежных объединений от регионального и местного уровней власти, ограничивая тем самым и число получателей поддержки. Таким образом, этот закон нуждается в переработке.

 

Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» определяет правовые основы благотворительной деятельности, возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций. Устанавливает правовой статус добровольцев, их права и льготы.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст. 1).

Благотворителями признаются граждане и юридические лица, осуществляющие бескорыстной (безвозмездно или на льготных условиях) благотворительные пожертвования.

В статье 5 Федерального закона дано определение добровольцам и благополучателям. Добровольцы - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности) (ст. 5).

Благополучатели - лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.

Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций (НКО) как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Некоммерческой считается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. НКО могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Закон выделяет социально ориентированные НКО, а также общественные, религиозные организации (объединения), общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, а также другие формы НКО, предусмотренные федеральными законами.

Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» регулирует образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти.

Устанавливает, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относятся в том числе вопросы, связанные с:

поддержкой социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества, организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества (подпункт 9.1 статьи 26.3);

осуществлением региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью (подпункт 58 статьи 26.3.).

 

Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. Федеральный закон определяет, что к вопросам местного значения относятся:

организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении, муниципальном районе, городском округе (ст. 14, 15);

оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий (ст. 34).

В 2010–2011 годах были внесены изменения в законодательство
Российской Федерации, направленные на совершенствование благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности.

 

Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. №40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» был установлен правовой статус социально ориентированных некоммерческих организаций, которые могут создаваться в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

Федеральный закон от 23.12.2010 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и статью 7 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» определил правовые основания осуществления добровольцами благотворительной деятельности.

Также Федеральным законом № 383-ФЗ предусмотрено, что доброволец осуществляет благотворительную деятельность от своего имени на основании заключенного между добровольцем и благополучателем гражданско-правового договора, предметом которого является безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя.

Установлено, что если указанный договор предусматривает оплату расходов добровольца, связанных с исполнением договора на наем жилого помещения, проезд до места назначения и обратно, питание, оплату средств индивидуальной защиты, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности, данный договор должен быть заключен в письменной форме.

При этом выплаты, производимые добровольцам в рамках исполнения гражданско-правовых договоров, на возмещение расходов добровольцев, за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренных пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождаются от обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды.

Кроме того, Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности» предусмотрено освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц выплат, производимых добровольцам на возмещение их расходов, связанных с осуществлением ими добровольческой деятельности (включая наем жилого помещения, проезд, суточные, оплату средств индивидуальной защиты).

Данные законодательные изменения создают благоприятные условия для использования труда добровольцев.

На развитие добровольческой (волонтерской) деятельности также направлены следующие нормативные правовые документы:

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 года №1662, в которой государственная молодежная политика рассматривается как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями, целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, качественное развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны.

Достижение поставленной цели, согласно Концепции долгосрочного развития страны до 2020 года, предполагается осуществить за счет решения

следующих задач.

Первая задача – вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи. Решение данной задачи будет достигаться за счет:

- развития систем информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная жизнь, семья, международные отношения, жизнь молодежи в других странах и др.);

- модернизация материально-технической базы учреждений по работе с молодежью, расширение их сети, модернизация системы подготовки и формирование механизмов непрерывного образования специалистов по работе с молодежью;

- развития информационно-консалтинговой помощи молодежи, разработки специальных проектов, уравнивающих возможности молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах в поиске, применении и распространении актуальной информации, обеспечения доступности для молодежи информации о создаваемых для нее условиях и предоставляемых возможностях;

- развития эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, развития молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи, совершенствования нормативно-правовой базы для максимально гибкого включения молодежи в трудовую деятельность и обеспечение его законных прав и интересов;

- поддержка межрегионального и международного (тематические слеты, лагеря и фестивали, научно-практические и бизнес конференции, дискуссионные клубы, молодежные обмены) взаимодействия молодежи, встраивание молодых людей в общероссийские и мировые научные, культурные, творческие сети, участия в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры;

- реализации программ поддержки молодежного предпринимательства, в том числе в инновационных секторах экономики.

Вторая задача – формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи, для инновационного развития России. Данную систему составляют:

- обеспечение многократного увеличения количества молодых людей, участвующих в конкурсных мероприятиях (профессиональные и творческие конкурсы, спортивные соревнования, научные олимпиады) на премии для талантливой молодежи, расширение перечня конкурсов и совершенствование методик отбора

- создание и развитие системы «социальных лифтов» (поддержки и сопровождения) лауреатов премий и талантливой молодежи из малых городов и сельской местности, адресная государственная поддержка учреждений, общественных объединений и наставников, их подготовивших, расширение практики предоставления грантов и субсидий;

- развитие системы интернатов для талантливой молодежи, проведение летних научных лагерей и школ исследовательских экспедиций, с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций;

- повышение общественного статуса лауреатов премий и их наставников, активная пропаганда и популяризация достижений талантливой молодежи в России и в мире, организация стажировок в лучших отечественных и зарубежных вузах, образовательных и научных центрах мира;

- распространение эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью, вовлечения молодых людей в деятельность органов самоуправления в различных сферах жизни общества;

- вовлечение российской молодежи в инновационные международные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий, в международные творческие, научные и спортивные объединения.

Третья задача – гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи. Задачу позволит решить:

- развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи, создание условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций;

- развитие всех моделей молодежного самоуправления и самоорганизации в ученических, студенческих, трудовых коллективах, по месту жительства;

- популяризация через программы общественных объединений и социальную рекламу общественных ценностей, таких как здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция;

- поддержка программ по формированию единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности, воспитание толерантности к представителям различных этносов, межнационального сотрудничества;

- стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию России, защите окружающей среды, через развитие системы внутреннего туризма, межрегиональных молодежных обменов, поддержку участия молодежи в реализации проектов экологических организаций, деятельности по реставрации исторических памятников.

Необходимость формирования эффективной инфраструктуры поддержки добровольчества отмечается также в ряде нормативно-правовых документов Российской Федерации.

В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации 29 ноября 2014 года №2403-р, «молодежная добровольческая (волонтерская) деятельность» определяется как добровольная социально направленная и общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат). Формирование системы поддержки молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности выступает как одно из важных мероприятий по выполнению задачи создания условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии «социального лифта».

Далее, приоритетной задачей в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан в Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», выступает создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания, а целевым индикатором программы – доля образовательных организаций, где действуют волонтерские центры (не менее 70% к 2020 году).

Согласно Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. № 2950-р, органы государственной власти и органы местного самоуправления будут формировать и развивать инфраструктуру для поддержки волонтерства, оказывая содействие развитию добровольчества (волонтерства).

Также План мероприятий по развитию волонтерского движения в Российской Федерации, утвержденном Правительством Российской Федерации 5 июля 2017 г. N 4723п-П44, предполагает:

- обобщение лучших практик и разработка методических рекомендаций по формированию добровольческих (волонтерских) центров, в том числе, на базе образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, осуществляющих координацию добровольческой (волонтерской) деятельности обучающихся, в том числе патриотической направленности, и реализации совместных благотворительных программ образовательных организаций, социально ориентированных некоммерческих организаций и коммерческих организаций, что обеспечит внедрение общих подходов к формированию и работе добровольческих (волонтерских) центров на базе образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, а также создание за счет потенциала этих центров дополнительных условий для более широкого вовлечения граждан и организаций в добровольческую (волонтерскую) деятельность;

- разработку и внедрение модели поддержки добровольчества (волонтерства) в субъектах Российской Федерации и обеспечение пилотного внедрения модели мер содействия развитию добровольчества (волонтерства) в регионах, модель была разработана силами АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и экспертного сообщества (более 200 экспертов в сфере добровольческой и благотворительной деятельности), итоговым документом, определяющим необходимость и базовые подходы к созданию ресурсных центров добровольчества на местах, стал «Стандарт поддержки добровольчества (волонтерства) в регионах Российской Федерации», действующий на сегодняшний день в половине субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Протоколом заседания Организационного комитета Года добровольца (волонтера) в Российской Федерации от 21 февраля 2018 года №1, утвержденного Первым заместителем Руководителя Администрации Президента Российской Федерации С.В. Кириенко, сформулировано поручение «предусмотреть разработку и утверждение региональных программ (подпрограмм, планов) поддержки и развития добровольчества (волонтерства), включающих в себя мероприятия по формированию инфраструктуры поддержки добровольчества (волонтерства) в субъектах Российской Федерации (ресурсные центры поддержки добровольчества)».

Форсированное развитие движения добровольцев в России сопряжено с объявленным Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Года добровольца (волонтера) в 2018 году. Новые вызовы содержит и Национальный проект «Образование» (Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года): согласно показателям входящего в Нацпроект федерального проекта «Социальная активность», реализация которого возложена на Росмолодежь, численность обучающихся, вовлеченных в деятельность волонтерских объединений должна составить к 2024 году не менее 8,8 млн.человек в стране в целом, а доля граждан, вовлеченных в добровольчество, должна составлять в 2024 году - не менее 20% населения. Это обуславливает актуальность и необходимость дальнейшего формирования нормативной и методической базы в данном направлении, поиск резервов и возможностей совершенствования отечественной модели деятельности ресурсных центров добровольчества как ключевого элемента поддержки добровольческих инициатив и волонтерского движения страны.

В целях совершенствовании законодательства Российской Федерации, регулирующего добровольческую (волонтерскую) деятельность, и развития добровольческой (волонтерской) деятельности необходимо уделить особое внимание оказанию поддержки развитию и укреплению сети добровольческих (волонтерских) центров, развитию молодежного добровольчества (волонтерства) в образовательных учреждениях, досуговых центрах по месту жительства, молодежных добровольческих (волонтерских) организациях; развитию Олимпийского добровольческого движения.

В заключение отметим, что перечень приведенных выше правовых
актов свидетельствует о том, что действующее в настоящее время законодательство, регулирующее государственную молодежную политику в Российской Федерации, имеет фрагментарный характер. Имеющиеся нормы, регулирующие права российской молодежи, содержатся в актах различной тематики. В нем отсутствует нормативно-правовая база, необходимая для целостного правового обеспечения молодежной политики, в том числе единый нормативный правовой акт, регламентирующий вопросы молодежной политики России.

 

К основным международно-правовым актам, затрагивающих вопросы, связанные с формированием и развитием молодежной политики, добровольческой (волонтерской деятельности» относятся [1]:

Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами (1965 г.) Принята Генеральной Ассамблеей ООН в ее резолюции № 2037 (XX) от 7 декабря 1965 года - это первый документ, в котором ООН указала на необходимость формирования политики в отношении молодежи и выделила ее в отдельную группу.

Декларация призывает правительства, неправительственные организации и движения молодежи признать излагаемые шесть принципов данного документа и обеспечить их соблюдение путем проведения надлежащих мероприятий.

В частности, первый принцип гласит, что молодежь должна воспитываться в духе мира, справедливости, свободы, взаимного уважения и взаимопонимания. Это способствует установлению равноправия для всех людей и всех народов, экономическому и социальному прогрессу, а также разоружению и поддержанию международного мира и безопасности.

Во втором и третьем принципах провозглашается распространение идеалов мира, гуманизма, международной солидарности и уважения к основным правам человека и к праву народов на самоопределение.

В четвертом, пятом и шестом принципах провозглашается, что в целях сближения молодежи в соответствии с Декларацией в области образования, культуры и спорта (1978) следует поощрять и расширять взаимные обмены, поездки, туризм, встречи, изучение иностранных языков, породнение городов и университетов, а также национальные и международные объединения молодежи.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 31/130 «Право молодежи на участие в социальном и экономическом развитии и использование права на жизнь, труд и образование», провозглашает роль молодежи в защите права на жизнь, на труд и образование. Резолюция рекомендовала государствам-участникам обозначить важность роли молодежи и необходимость ее участия в формировании будущего человечества. Государствам-участникам предлагалось не умалять роль неправительственных организаций в обеспечении защиты прав и обязанностей молодежи.

Руководящие принципы для долгосрочного планирования и осуществления соответствующих последовательных мер, касающихся молодежи одобрены на 40-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1985 году, содержат конкретные рекомендации правительствам по выработке национальной политики в отношении молодого поколения. Подчеркивается важность активного и непосредственного участия молодежи и молодежных организаций, организуемых на местном, национальном, региональном и международном уровне.

Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций (Принята в г. Нью-Йорке 08.09.2000 Резолюцией 55/2 на 8-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия ООН, могут рассматриваться в качестве нового комплекса согласованных на международном уровне целевых показателей, затрагивающих молодежь. Большинство целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, непосредственно касаются либо детей (молодых людей следующего поколения), либо вопросов, представляющих большое значение для молодежи. Вместе с тем подчеркивается необходимость разработки и осуществления программ, направленных на содействие конструктивному участию молодежи в процессах принятия решений на местном и национальном уровнях.

 

Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период (1995 г.). Дополнение к Всемирной программе действий (резолюция 62/126: Политика и программы, касающиеся молодежи: молодежь в мировой экономике — содействие расширению участия молодежи в социально-экономическом развитии) (2007 г.). Приняты Генеральной Ассамблеей ООН в ее резолюции № 50/81 от 14 декабря 1995 года и резолюции № 62/126 от 18 декабря 2007 года.

Программа установила следующие 10 приоритетных направлений в сфере молодежной политики: 1) образование, 2) занятость, 3) голод и нищета, 4) вопросы охраны здоровья, 5) окружающая среда, 6) злоупотребления наркотическими веществами, 7) преступность среди несовершенолетних, 8) организация досуга, 9) положение девочек и молодых женщин, 10) полноценное участие молодежи в жизни общества и в принятии решений.

Программа служит нормативной базой и содержит практические указания для развертывания национальных и международных мероприятий, направленных на улучшение жизни молодого поколения во всех странах мира. Программа была разработана для того, чтобы увеличить значимость глобальных молодежных вопросов и признать права и стремления молодых людей; содействовать развитию национальной молодежной политики, национальных механизмов координации и национальных программ по молодежи как интеграционной части политики социального и экономического развития в сотрудничестве с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: