Технологическая карта
урока ______________________
предмет
Выполнила:
Студент группы НК-19-1
____________________________
Проверил: _______/___________
Оценка за урок:______________
Дата: 12.04.2022г.
Севастополь, 2022г.
Технологическая карта урока
Предмет: Изобразительное исскуство
Класс: 4-е класс
Тема урока: «Русское кружево»
Тип урока: Открытие новых знаний
Планируемые результаты:
- Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Метапредметные
- Познавательные: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами; поиск и выделение необходимой информации; построение речевого высказывания.
- Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точность.
- Регулятивные: действие с учетом выделенных учителем ориентиров; саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.
развивать наблюдательность, аккуратность, точность выполнения; воспитывать бережное отношение к природе, проявлять художественный вкус и способность к эстетической оценки произведений искусства. - Предметные: понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов; умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, объяснительно-иллюстративный
Ресурсы: проектор, интерактивная доска, учебники, гуашь, альбом.
Основные этапы организации учебной деятельности. Время | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
1.Организационный этап (1 минута) | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | (Чёрный слайд) - Здравствуйте ребята, сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Присаживайтесь. Прозвенел звонок. Начался урок. Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно. Работаем старательно! | Готовят рабочее место | Личностные УУД: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и ориентации на содержательные моменты школьной действительности, и образец «хорошего ученика» Регулятивные УУД: настрой на организацию учебной деятельности Коммуникативные УУД: Проявляют эмоциональную отзывчивость на слово учителя. |
2. Актуализация знаний (2 минуты) | Проверить восприятие изученного ранее материала. | Ребята, а что вы изучали на прошлом уроке? Что вы запомнили? Хорошо, молодцы! А сейчас мы с вами начнём изучать новую тему, но для того чтобы узнать что это за тема вам нужно послушать быль. Слушайте внимательно! | Отвечают на вопросы | Личностные УУД: Развитие речевого аппарата Познавательные УУД:Произвольное построение речевых высказываний в устной форме. |
3.Постановка темы и целей урока (5 минут) | Настроить учащихся на рабочий лад. Определить тему урока и цели. | Царь Пётр частенько ездил в заморские страны. Любил он своими глазами посмотреть, как и что в мире делается. Прикидывал, где чему хорошему можно научиться. Однажды приезжает он к Лазоревому морю. Заморский король его встречает, во дворец ведёт, показывает ему всякие диковинки. - Жаль мне тебя, царь Пётр, - говорит он. – Живёшь ты среди тёмных людей. Ничего-то они не знают, ничего не умеют. Взгляни вот, какие мастерицы в моём королевстве имеются. - Показывает он кружевную скатерть. Царь Пётр посмотрел на скатерть и засмеялся: - Где же вы в своей стране видели берёзки да ромашки. Это русское кружево, из моего государства. - Быть того не может! – вскричал король. Стал скатерть в увеличительное стекло рассматривать. Смотри, не смотри – берёза берёзой и останется. Рассердился король, приказал позвать к себе купцов. Те бросились королю в ноги и признались во всём: - Виноваты, ваше королевское величество! Ох, виноваты! Не вели казнить, вели миловать. Не наших это мастериц дело, у русских кружевниц куплено – у семи Катерин. Лучше них никто кружево не плетёт, богаче узора нигде не найдёшь… Что ещё за семь Катерин? Опять меня обмануть хотите? - Разгневался заморский король. Тут уж Петру пришлось за купцов заступиться. - Есть в моём царстве такие кружевницы. Слышать я о них слышал, хоть видеть никогда не видел. А заморский король разошёлся – царю Петру веры нет. Не поверю, - кричит, - пока своими глазами не увижу! Покажешь мне этих Катерин! Едем к ним сию же минуту! Ну, царям сборы недолги. Приказали лошадей запрячь да поехали. Впереди – стража, позади – стража на тот случай, если разбойники нападут. Едут, едут, Смотрят – навстречу возок ползёт. В нём – купец с узлом на коленях. Спрашивает его королевский страж: - Добрый человек, не укажешь ли нам путь к семи Катеринам-кружевницам? Купец рассказал, как проехать, да и говорит: - Я от них возвращаюсь. Занавески купил. Можете взглянуть. Развернул купец занавески. Все так и ахнули. На каждой из них целая сказка выплетена. На одной - про Морозко, на другой – про Сивку-Бурку, а на третьей – про Василису Прекрасную. Заморский король как увидел занавески, так и закричал: - Мои! Покупаю! – И бросил купцу кошелёк с золотом. А царь Пётр молчит, будто его это не касается. Двинулись дальше. Навстречу другой возок. В нём тоже купец сидит. И тоже узел держит. Спрашивает королевский страж: Добрый человек, не скажешь ли ты нам, где семь Катерин живут? Купец отвечает: Знаю, как не знать! Вот за тем леском… Я вот покрывало у них купил. Не взглянете ли? – Развернул купец покрывало – чудо да и только! На одной стороне – весна лето догоняет, на другой – зима с осенью в обнимку идёт. Покупаю! Покупаю! – кричит. – Казначей, дай ему шапку золота. – А сам покрывало в охапку – и в сани. Боится, чтобы купец, чего доброго, не передумал или царь Пётр покупку не перехватил. Ещё немного проехали – и до села добрались. Подкатили к дому, где кружевницы живут. Вышли на крыльцо семь Катерин. Все статные, русые, ясноглазые. Поклонились они гостям в пояс, в дом к себе пригласили. У каждой на подушечки свой узор заплетён: у одной будто волны под рукой струятся, у другой над небывалыми цветами птицы порхают, у третьей по кружеву звёзды рассыпаны… Дух захватило у заморского короля от такой невиданной красоты. Спрашивает: - А кто вам узоры делает? Кто их придумывает? Отвечают кружевницы: - Нет у нас никаких узоров. Сказки нам народные помогают. Захотел заморский король сказки купить, но они не продаются. Старшая Катерина говорит: Сказки не продажные. У нас, что не кружево – то сказка. Попросил царь Пётр рассказать им их. И рассказала старшая Катерина ему сказку, которая называется «Вологодское кружево» Итак ребята, какая тема нашего урока? Какие цели мы поставим перед собой? | Слушают быль Русское кружево. Вологодское узоры. Узнать о русском кружеве и вологодских узорах. Изобразить русские кружева и вологодские узоры. | Регулятивные УУД: Умение формулировать тему и цель урока. Личностные УУД: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
4.Изучение нового материала (5 минут) | Организовать полное внимание детей. | - Сегодня мы отправимся в старинный русский город Вологда. - Расположен город Вологда среди лесов, богатыми грибами, ягодами, птицей и зверем.
(Слайд с кружевом)
Слово «кружево» произошло от «окружать» - украшать красивой отделкой края тканевых изделий. Вологодское кружевоплетение зародилось в XVI-XVII веках, а немного позже стало народным промыслом. Ученые считают, что кружевоплетение, как вид рукоделия, берет свое начало во Фландрии, Европе и Италии, откуда его и завезли в Россию иностранные купцы.
Вологодским называется разновидность русского кружева, плетенного на коклюшках. Готовое кружево четко можно разделить на основной узор и фон. Основной орнамент (контур) выполняют крупным, делая его плавной формы. Линию ведут непрерывно ровную по ширине на всем кружеве.
Центрами кружевного искусства были Италия и Фландрия, и именно оттуда оно попало в остальные страны. Плетением на Руси издавна занимались женщины всех сословий: знатные дамы и простолюдинки плели ажурные узоры. Первые упоминания о кружевоплетении в России относятся к 16-17 в., но только после 1820 г. оно приобрело характер художественного промысла.
Почему именно в Вологде было отмечено возникновение этого народного промысла?
ТИПЫСКОЛОЧНОГО КРУЖЕВА
Для создания вологодского кружева нужно разработать сколок — схему или трафарет узора, которое называется сколочным. По технологии создания бывает двух типов:
| Слушают учителя. Скорее всего причиной стало развитое льняное хозяйство в этих местах, поэтому местные мастерицы не испытывали трудностей в наличии материала. Кроме того, через эти районы проходили торговые пути, благодаря чему и получило ремесло из Европы такую известность. На снежинку | Личностные УУД: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные УУД: Принятие и сохранение учебной задачи. Коммуникативные УУД: Умение формулировать собственное мнение |
5.Физкультминутка | Снять напряжение и усталость обучающихся | Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе - хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге – ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок! | Выполняют упражнения. | Регулятивные УУД: организация внимания и самоконтроля. |
6. Первичное закрепление | -Сегодня мы будем рисовать Вологодские узоры, и не просто узоры, а снежинку. -Ребята посмотрите, вот такая снежинка получилась у меня, а у вас получится своя красивая снежинка. (-Я буду рисовать белой гуашью на цветном листе бумаги. Вначале я ставлю точку в центре листа. Далее рисую вертикальную и горизонтальную линию. Следующее — две горизонтальные линии. А затем, нужно красиво украсить узорами наши линии.) | Смотрят за действиями учителя | Коммуникативные УУД: Умение высказывать свое мнение. | |
7. Обобщение и систематизация знаний ( | Организовать практическую работу. | - Организуйте ваше рабочее место, приступайте к работе. -Если возникнут вопросы, поднимайте руку, я подойду. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА | Организуют рабочие места, приступают к работе | Познавательные УУД: Применение полученных знаний на практике. Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты своих действий и сравнивать их с ответами одноклассников. |
8. Подведение итогов (2 минута) | Зафиксировать новые знания, полученные по уроке. | - Назовите тему нашего урока. -Что мы делали на сегодняшнем уроке? -Было ли сложно? -Достигли ли мы поставленных целей? | -Русские кружева. Вологодские узоры. -Рисовали снежинку с узорами вологодского кружева. -Да, достигли. | Познавательные УУД: делать выводы в результате работы всего класса. |
9. Рефлексия (1 минута) | Проверить восприятие изученного. | Ребята, что вам понравилось на нашем уроке? Что не понравилось? Что вы запомнили? | Отвечают на вопросы | Коммуникативные УУД: Умение высказывать свое мнение. |
10. Оценивание (1 минута) | Учить адекватно оценивать свою работу на уроке | Если вы хорошо работали на сегодняшнем уроке покажите «класс», если нет, то «класс наоборот» | Оценивают себя | Личностные УУД: Умение оценить свою работу. |