Русский космизм по Циолковскому




Из биографии

Константин Эдуардович Циолковский (5 сентября 1857 – 19 сентября 1935) – русский ученый и изобретатель, основоположник космонавтики и теории освоения космического пространства. Автор десятков трудов по ракетодинамике, аэронавтике и космонавтике и философии. Автор идей о космическом лифте и поездах, движущихся на воздушной подушке.

Биография Циолковского Константина Эдуардовича началась в деревеньке Ижевское недалеко от города Рязань. Отец, Эдуард Игнатьевич, работал местным лесником, а его супруга Мария Ивановна занималась воспитанием детей и домашней работой.

Обучение Циолковского началось после переезда их семьи в губернский центр: мать взялась дать им основы грамоты.

После второго переезда Циолковские смогли устроить детей в гимназию, они поселились в Вятке. В 9-летнем возрасте юный Константин заболел скарлатиной, которая сделала его глухим на всю оставшуюся жизнь. В тот же год в их семье умер и старший брат – Дмитрий. На следующий год умерла и Мария Ивановна.

Такие удары судьбы сказались на учебном процессе и на развитии глухоты юного Константина. Уже вскоре Циолковского за плохую успеваемость отчислили из гимназии. Всю дальнейшую жизнь он будет учиться в домашних условиях, читая книги.

Переехав в Москву, Циолковский самостоятельно постиг химию, механику, астрономию, математику и посетил Чертковскую библиотеку. Там он познакомился с Н. Ф. Фёдоровым – одним из основоположников русского космизма. Он практически лишился слуха и везде носил с собой слуховой аппарат.

Все деньги, которые имелись в распоряжении Константина Эдуардовича, были потрачены на покупку книг. Когда запасы финансов подошли к концу, юноша вернулся в Вятку, где стал работать репетитором. Он все время старался показать работу механизмов на наглядных примерах. Механизмы для детей он мастерил самостоятельно. Из-за постоянного чтения у него проявилась близорукость, и будущему учёному пришлось надеть очки.

Циолковский вернулся в Рязань. Там он получил диплом учителя, сдав все необходимые экзамены. В биографии Циолковского есть такие печальные страницы: пожар и затопление рекой его дома в ходе весеннего половодья. Тогда были утрачены самые важные труды ученого – модули, чертежи, макеты и прочее имущество.

Большое количество свободного времени учёный посвятил изучению теории аэростатов. Свои теоретические изыскания он изложил в работе «Теория и опыт аэростата».

Спустя некоторое время, Константин Эдуардович сменил своё место жительства на Калугу. Здесь он мог заниматься науками, связанными с космосом, и зарабатывать на жизнь, преподавая арифметику и геометрию. Для своих опытов он соорудил специальный тоннель, где изучал реактивное движение. Циолковский, живя в Калуге, составил бесценный труд по космической биологии. Он верил, что за космонавтикой будущее и плодотворно работал в этом направлении.

Своих сбережений для проведения новых опытов не всегда хватало, и Циолковский попросил материальной поддержки у Физико-химического общества, которое отказало в этом, не видя смысла в его исследованиях. Лишь когда практические опыты стали давать видимые результаты, ему было выделено 470 рублей.

Позже он пишет работу «Грезы о земле и небе», а через год – «Исследование космического пространства с помощью реактивного двигателя». В своих трудах он более, чем на полвека опередил научную мысль человечества.

Содержание трудов Циолковского вызвало неподдельный интерес у советской власти. Циолковский был арестован и отправлен на Лубянку. О нем вспомнили после того, как в Германии Г. Оберт стал излагать подобные научные изыскания. Руководство СССР высоко оценило научные достижения учёного и предоставило Циолковскому оптимальные условия для продуктивной работы и назначило пожизненную пенсию.

Умер Циолковский в Калуге в 1935 году. Причиной смерти оказался рак желудка.

Русский космизм по Циолковскому

В целом для русского космизма характерна ориентация на идею космоцентризма (антропокосмизма), убежденность в наличии космического целого и космической по природе и значению миссии человека. Смысловое содержание космоса выступает как основание этического культурно-исторического самоопределения человека и человечества. Для многих представителей этого течения показательно принятие идеи эволюционизма, органическое восприятие мира. На первый план ими ставится практически-деятельное начало человека.

Невозможно переоценить вклад Константина Эдуардовича Циолковского в развитие русского космизма. Основные философские взгляды он изложил в двух работах. Первая называлась «Этика и естественные основы нравственности», вторая – «Научная этика». Циолковский брал этику за основополагающую основу космической эволюции человечества, тесно увязывая её с процессами и закономерностями, происходящими в Космосе. Он был одним из первых учёных, которые расширили понятие материи. Весь Космос предстал перед ним материей, но материей различных качеств и состояний.

Для него Космос, его Вселенная не являлись холодной пустотой, а были наполнены жизнью, голосами тех, кто был выше его и совершеннее. Он убедился, что именно оттуда идут знания. И вместе с тем он понимал, что качество приёма этих знаний зависит от уровня сознания принимающего. Интуиция подсказывала ему, что плотная материя Земли не есть единственное её состояние, что существуют миры иных состояний материи, иных измерений, более высоких уровней сознания. Циолковский отмечает: «Кроме миров, подобных человеческим, возможны миры из веществ иных плотностей и иных размеров…. Делимость материи, вероятно, беспредельна».

Циолковский писал: «Вселенная никогда не умирает, не угасает, не исчезает, вечно горят её огни, вечно живут её существа, господствует над всем высший разум…. Общий огонь Вселенной никогда не потухнет. Жизнь её оказывается периодичной…. Вечное возобновление…. Выходит, что космос не умирает. А если умирает, то снова возникает» и так без конца.

Монизм по Циолковскому

Монизм (философское воззрение, согласно которому разнообразие объектов в конечном счёте сводится к единому началу или субстанции) можно считать одним из ведущих устоев космической идеологии. Можно рассматривать его различные аспекты, обнаруживать всё новые и новые. Перечислим некоторые из них.

Космо-антропологический параллелизм: идея подобия человека (микрокосма) и вселенной (макрокосма). В интерпретации Циолковского это подобие раскрывается в том, что человек в процессе эволюции как телесной, так и духовной составляющих становится бессмертным, самообновляемым, распространяет свою преобразовательную деятельность далеко за пределы земного шара; возлагает на себя ответственность за совершенствование других миров; принимает участие в преобразовании природы, самого себя и представителей иных космических рас к лучшему прежде всего с точки зрения нравственности.

Космо-социологический параллелизм, близкий к идее социального эволюционизма: общество должно стать единым, эволюционировать от разобщённости к единству, стать единым феноменом космического масштаба и космического значения. С распространением социальной формы жизни в космическом пространстве сам физический космос изменяет свой облик, обретает новый смысл существования. Густо населённый совершенной разумной социально организованной жизнью космос поднимается на высшую стадию своего развития. Собственно, принцип космо-антропологического параллелизма раскрывается в том, что и общество, как и человек, становится бессмертным и самообновляемым подобно физическим структурам Вселенной.

Монизм как деятельностная парадигма: человек должен привести себя самого и общество в соответствие с законами вселенной, перестроить себя и общество, то есть перейти от плюрализма существования отдельных людей – социальных атомов, разрозненных социальных организмов и по видимости не имеющих связи со Вселенной – к монизму, единству всех этих составляющих.

Монизм как интегрализм в мировоззрении: поиск интеграции между исторически сложившимися формами идеологии, а также между сферами общественного сознания (философия, религия, наука, искусство), традиционно существующими параллельно или слабо связанные между собой. Вариантом является идея синтеза многочисленных ветвей естествознания.

Нравственный монизм: эта идея предполагает наличие единого объективно существующего в высших сферах бытия источника нравственности, законам которого должны соответствовать человек и общество. Нравственная идея едина для всех: для общества и каждого человека, для представителей высших космических рас, для президентов космических сообществ, для самой Причины космоса. Причина космоса в представлениях Циолковского замещает идею Бога.

Циолковский о Боге

По мнению Циолковского, к «определению Бога уже отчасти подходит вселенная с её миллионом миллиардов солнц и еще большим множеством планет – с их обитателями. Мы имеем даже право наделить нашего условного Бога такими свойствами, которыми обладает вселенная по современным научным данным. Вся она состоит из неизменного числа вечных атомов водорода (условно, потому что водород тоже сложен). Из них состоят и солнца, и планеты, и люди, и более зрелые существа иных планет. В силу этого, если часть вселенной (организмы) чувствует, то и вся вселенная способна к тому же. Отсюда вывод: наш Бог (космос) есть вечный, неизменный, живой, а мы его части и значит, подобны ему».

В своих многочисленных статьях Циолковский пишет, что существуют некие неделимые частицы материи – атомы, которые одушевлены и сознательны. Из этого следует, что все системы этих атомов также одушевлены и сознательны. В частности, он пишет: «Математически, т.е. если принимать и незаметно малые ощущения за количества, все атомы всегда живы. И так весь космос, до последних его пределов (которых, впрочем, нет) всегда жив в абсолютном смысле. Он всегда чувствует».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: