Игра «Хлопни в ладоши».
Цели: развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.
Описание: мама называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.
Игра «Верно-неверно».
Цель: развивать внимание, память.
Описание: родитель произносит разные фразы - верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают. Например:
Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают.)
Лед - это замерзшая вода. (Дети хлопают.)
Шерсть у зайцев рыжего цвета. (Дети топают.)
Руки перед едой мыть не нужно. (Дети топают.)
Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают.)
Упражнения для развития внимания:
• Сидеть тихо, не шевелясь, прислушиваясь к звукам на улице – гул машины, шум ветра, пение птиц.
• Слушаем звуки в доме — тиканье часов, чьи-то шаги.
• Рассмотреть любой предмет и описать его подробно.
• Закрыть глаза и вспомнить, во что была одета Маша или какого цвета шторы в спальне.
• Полезно определять предметы на ощупь, угадывать по вкусу, запаху.
Часть и целое
Игра развивает речь, память и мышление
1 ВАРИАНТ
Взрослый называет часть какого-либо предмета или существа. Малыш угадывает, какой предмет (существо) загаданы взрослым. Например:
— винт — часть вертолета, самолета,
— колесо — часть автомобиля, кареты,
— парус — часть корабля,
— вагон — часть поезда, трамвая,
— руль — часть автомобиля,
— крыша — часть дома,
— стрелка — часть часов,
— кнопка — часть куртки,
— страница — часть газеты, книги, журнала,
— каблук — часть обуви,
— козырек — часть кепки, фуражки,
— подлокотник — часть кресла, дивана,
— карман — часть ветровки, пальто, сумки,
— клавиатура — часть компьютера,
— дверь — часть дома, квартиры, автобуса,
— стержень — часть ручки,
— ветка — часть дерева, кустарника,
— лепесток — часть цветка,
— шишка — часть сосны, ели,
— семена — часть подсолнуха,
— хвост — часть птицы, собаки, самолета,
— плавник — часть рыбы,
— перо — часть птицы (курицы, пингвина, страуса и т. д.),
— клюв — часть птицы,
— панцирь — часть черепахи,
— грива — часть льва.
СОВЕТ! Если ребенок затрудняется дать ответ, помогите ему, приведите свой пример или задайте наводящий вопрос
2 ВАРИАНТ
Взрослый называете предмет, а ребенок — одну или несколько его частей, например:
— дом — крыша, дверь, стул,
— стол — ножки, столешница,
— корабль — палуба, штурвал, паруса,
— велосипед — колеса, педали, рама,
— троллейбус — «усы», вагоны, руль,
— книга — станицы, обложка, корешок,
— компьютер — монитор, клавиатура, системный блок,
— часы — стрелки, циферблат,
— авторучка — стержень, корпус,
— чемодан — ручка, дно, замок,
— пальто — карманы, воротник, рукава, подкладка,
— плита — конфорки, духовка, шнур,
— чайник — носик, ручка, шнур,
— удочка — леска, крючок,
— гитара — струны, гриф,
— дверь — замок, ручка, дверной глазок,
— забор — доски,
— цветок — стебель, лепесток,
— дерево — ствол, листва, корни,
— гриб — ножка, шляпка,
— бабочка — крылья, усики,
— собака — лапы, хвост, нос и т. д.
СОВЕТ! Помогите малышу увидеть разницу между частью и содержимым предмета. Так, в чемодане может лежать рубашка, но это не часть чемодана. Обращайте внимание ребенка на то, что у разных предметов бывают части с одинаковым названием. Они, как правило, выполняют одну и ту же функцию, даже при разной форме. Например, руль у автомобиля и велосипеда.
Времена года
Игра учит ребенка соотносить явления природы и труд человека с конкретным временем года
Перед началом игры спросите малыша, знает ли он, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев, когда тает снег, когда поливают цветы на газонах и т. д. Называйте время года и попросите ребенка отвечать, что происходит в это время года и какой работой заняты люди.
Найди домик
Игра для развития устойчивости внимания
Предложите ребенку рисунок с изображением животных, птиц или других персонажей (начиная с пяти) и такого же количества домиков. Предложите малышу найти домик для каждого персонажа.
Что лишнее?
Игра учит систематизировать предметы по признакам
Попросите малыша внимательно рассмотреть картинки и исключить лишнее (в пределах каждого ряда).
Сравни предметы
Игра на развитие внимания, аналитических способностей
Перед ребенком ставятся две игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем — чем отличаются друг от друга. Например, мишка и зайчик похожи тем, что они пушистые, у них есть лапки, глазки, ушки. А отличаются они тем, что мишка — большой, а зайчик — маленький, мишка — коричневый, а зайчик — белый и т. п. Можно называть признаки по очереди с ребенком.
СОВЕТ! Если вы хотите усложнить игру, попросите ребенка сравнить более похожие игрушки, например, две разные машины, два разных мяча и т. д. Вместо игрушек можно попросить ребенка сравнить рисунки:
Самый внимательный
Игра поможет определить, насколько у ребенка развита долговременная память
В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими.
Предложите участникам ответить на следующие вопросы:
— Какого цвета шторы в вашей квартире?
— На каком этаже ты живешь?
— Сколько всего этажей в доме, где ты живешь?
— Есть ли лавочка рядом с твоим подъездом?
— Чем заканчивается сказка про репку?
— Когда ты в последний раз смеялся и почему?
— Кто выше: мама или папа?
— Сколько всего окон в вашей квартире?
— Что ты ел вчера (сегодня) на завтрак?
— Когда ты в последний раз был в цирке (театре)?
— Как зовут ваших соседей?
— Какие цветы растут у вас дома?
Кто я?
Игра на развитие творческих способностей
В нее можно играть где угодно: дома на кухне, по дороге из детского сада или в кукольном уголке. Для нее не потребуется специального стола и других приготовлений, нужны только родительская выдумка и фантазия. Итак: «Кто я?» — спрашиваете вы у ребенка и изображаете (жестами, мимикой, звуками и т. п.) поезд, машину, чайник, самолет, продавца, врача, собаку, кошку и т. п. Естественно, что возможности такого показа почти безграничны и зависят только от житейского опыта вашего ребенка. Расширяйте житейский опыт и с помощью такой игры.
СОВЕТ! Когда ребенок научится угадывать, что вы изображаете, загадывайте с ним по очереди.
Отгадай предмет по описанию
Игра на внимательность, развитие аналитических способностей
Можно играть с карточками, где изображен каждый предмет или просто задавать вопрос ребенку.
— Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед. (Медведь.)
— Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом. (Лиса.)
— Насекомое с разноцветными крыльями, похожа на цветок. (Бабочка.)
— Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом. [Вертолет.)
— Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ. (Помидор.)
— Сладкая, в красивой бумажке. (Конфета.)
Нарисуй по образцу: