УПРАЖНЕНИЕ «СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ»




УПРАЖНЕНИЕ «ДВА КОРОЛЕВСТВА»

Цель: Это упражнение помогает повысить уровень взаимодействия посредством невербальных средств общения.

Для его проведения понадобятся карточки с названиями сказочных персонажей.

Примерный текст ведущего:

«В сказочном мире существовали два королевства – Белое и Чёрное. Эти королевства были добрыми соседями. В столице каждого из них стоял дворец. В каждом дворце находились король и королева, принц и принцесса, начальник стражи и главный министр, повар, садовник и так далее. Легко догадаться, что в Белом королевстве у всех жителей костюмы были только белого цвета, а в Чёрном – только чёрного. В остальном же никаких различий между королевствами не было. Даже внешне король Белого королевства почти не отличался от короля Чёрного королевства, и, если бы не цвет одежды, их легко было бы спутать.

Однажды злая волшебница наколдовала на оба королевства ужасный ураган. Он был такой силы, что всех жителей, словно лёгкие пёрышки, разметало по сказочному миру. Когда ураган, наконец, затих, жители не могли понять, в каком из королевств – Белом или Чёрном – они оказались. Волшебный ураган не только всё перемешал, но и лишил людей возможности различать цвета! Страшнейший грохот, сопровождавший ураган, на время оглушил жителей, и они ничего не слышали.

Однако всем жителям очень хотелось вернуться к своим привычным обязанностям. Ведь каждый из них помнил, кто он и в каком королевстве жил, но понятия не имел, кто находится рядом с ним.

Представьте себе, что вы оказались на месте жителей этих королевств. Давайте попробуем разрешить возникшую перед ними проблему. Каким образом мы будем это делать? Сейчас вы по очереди вы тянете карточку и узнаете, какая роль досталась вам в нашей игре. Цвет карточки подскажет, к какому королевству вы относитесь. Важнейшее условие – никому не показывайте свою карточку! Посмотреть свои карточки можно только по моей команде. Участники получают карточки».

«Дорогие жители королевств! Ваша задача – навести порядок в королевствах. Вам нужно выстроиться в определённом порядке – в соответствии с выпавшей вам ролью. Помните, что вам нужно оказаться именно в том королевстве, цвет которого вам выпал. Но ведь пока никто не знает, где будет Белое королевство, а где Чёрное. Чтобы определиться, вам надо договориться друг с другом.

При этом нужно соблюдать три условия:

1) Вы не можете услышать друг друга. Вам придётся общаться без использования речи – только с помощью жестов.

2) Запрещается показывать рукой на предметы белого и чёрного цвета, имеющиеся у вас на одежде. Ведь жители королевств потеряли способность различать цвета. Эта способность вернётся, если вам удастся найти своё королевство.

3) Запрещается писать на бумаге или в воздухе слова, обозначающие цвет и вашу роль.

– Всем ли понятна инструкция? Начинаем»!

После того как обе шеренги выстроятся друг против друга, ведущий предлагает игрокам предъявить доставшиеся им карточки и назвать свои роли. Тем самым выявляется успешность (или неуспешность) выполнения задания.

Вопросы для обсуждения:

- Что помогло вам найти своё место?

- Какие трудности возникли, и как вы их преодолевали?

- Какие способы взаимодействия с другими участниками вы использовали?

- Кто, по вашему мнению, нашёл удачные способы договориться без слов?

- Удалось ли кому-то, не нарушая правила, достаточно легко справиться с трудностями


УПРАЖНЕНИЕ «ВОПРОСЫДЖЕФА»

1. Я верю в свои силы

2. Я верю в бога

3. Я верю в загробную жизнь

4. Я предпочитаю использовать мои знания вместо того, чтобы накапливать

5. Я считаю, что меня не понимают

6. Каждый – эгоист

7. Мясо – вредно

8. Знание психологии необходимо каждому человеку

9. Смертная казнь – это правильно

10. Жизнь – игра

11. Меня устраивает наша система образования

12. Я готов предоставить свое тело после смерти для медицинских целей

13. Я верю в любовь с первого взгляда

14. Я считаю, что гулять одновременно с двумя – это нормально

15. Деньги – залог успеха

16. У меня четкая жизненная позиция

17. Я смотрю в будущее с оптимизмом

18. Я верю в то, что добра больше чем зла

19. Я считаю, что человек выше обстоятельств

20. Я считаю себя свободным

21. Я думаю, прежде чем делаю

22. Я считаю, что нет безвыходных ситуаций

23. Я всегда стараюсь узнать правду

24. Я люблю, когда меня хвалят

25. Я считаю, что логика лучше, чем интуиция

26. Для меня важнее не то, что я делаю, а как я это делаю

27. Мое прошлое важнее, чем мое будущее

28. Я привык основываться на фактах, а не на точках зрения

29. Моя жизнь непредсказуема

30. Я считаю себя независимым

31. Мне больше нравится общаться с другими, чем быть наедине с самим собой

32. У меня много друзей

33. Плохих людей не бывает

34. Я всегда говорю правду

35. Я считаю, что цель оправдывает средства

36. Я – личность

37. Я учусь только на собственных ошибках

38. Я хотел бы изменить свой возраст

39. Я хотел бы иммигрировать

40. Ложь – это жизненная необходимость

41. Я способен поступиться собственными принципами

42. Обязательная военная подготовка необходима

43. Я мог бы связать свою жизнь с человеком другой расы или национальности

44. Иметь половые отношения до брака – это нормально

45. Мужчина – сильный пол.

46. Сексуальные меньшинства имеют право на существование

47. Проституцию стоит узаконить

48. Женщина вправе поступиться семьей ради карьеры

49. Аборт – это убийство

50. Я хотел бы быть представителем другого пола

51. Человека, больного СПИДом, необходимо изолировать

52. Я готов за тысячу долларов войти в магазин без одежды

53. Я могу вступить в интимную связь со случайным знакомым

54. Испытания ядерного оружия стоит запретить

55. Наркотики повышают творческий потенциал

56. Наркомания неизлечима

57. Наркоманы – это нелюди

58. Легкие наркотики безвредны

59. Мужчины и женщины имеют в нашей стране равные права

Вопросы к анализу:

1. Понравилось или нет? Если да, то почему?

2. Были ли вопросы, над которыми вы раньше задумывались?

3. Что чувствовали стоящие по одному (двое, трое) против всех остальных?

4. Почему продолжали отвечать, а не ушли?

5. Смущали какие-нибудь вопросы?

6. Менялось ли ваше мнение по каким – либо вопросам, когда вы слышали противоположное мнение?

7. Вы открыли что-нибудь новое для себя и в себе?


 

УПРАЖНЕНИЕ «СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ»

Цель: сплочение, умение выражать точку зрения, развитие коммуникативных способностей

Возраст: средний, старший

Легенда: в Австралии умер дальний родственник, троюродный дедушка по материнской линии. Т.к., вы его единственные родственники, он оставил вашей семье большое наследство - несколько миллионов долларов. Однако, по условиям завещания, получить наследство может только один из вас. Сейчас у вас есть 7 минут на то, чтобы решить, кто из вас больше всего заслуживает получить его. У каждого есть определенная роль, проученная в результате разбивки.

Также, каждому на голову надевается браслет, на котором написана некая характеристика. Задача каждого - аргументированно доказать всем, что именно он заслуживает получить наследство, а также относиться к остальным оппонентам согласно характеристикам, которые они получили. Никто не знает, какая именно у него характеристика.

Тренинг проводится в два этапа. После первого проходит небольшая рефлексия: трудно ли было отстаивать свою точку зрения, какая у него характеристика, почему. Затем, все характеристики перемешиваются и каждый получает новую. В конце проводится общая рефлексия: какая характеристика досталась на этот раз, с какой характеристикой было легче, легко ли было отстаивать свою точку зрения и т.д.

Роли: Мама; Папа; Бабушка 97 лет; Сын, у которого жена и двое детей; Дочь, которая хочет замуж; Племянница из Тмутаракани; Семейный доктор; Старый друг семьи; Соседка, которая зашла за солью.

Характеристики:

Спорьте со мной

Пародируйте меня

Перебивайте меня

Игнорируйте меня

Не воспринимайте меня всерьез

Смейтесь надо мной

Прислушивайтесь ко мне

Соглашайтесь со мной

Поддерживайте меня

Восхищайтесь мной

Развивайте мои идеи

УПРАЖНЕНИЕ «КАРТЫ»

Цель: сплочение, взаимодействие

Возраст: старший

Все сидят на стульях друг за другом. У каждого в руках по четыре любые карты, листочек для записок и пишущий предмет. Самому последнему человеку объясняются правила тренинга: нужно, чтобы у каждого в руках оказалось по четыре карты одного разряда (например, 4 дамы). При этом, у самого первого человека должны быть карты самого мелкого разряда, а у самого последнего – самого крупного. Нельзя переговариваться, поворачиваться назад. Общение возможно только через записки. Также, нельзя, чтобы в руках у одного человека было больше четырех карт за раз. Если в колоде 54 карты, максимальное количество участников – 13 (собрать от двойки до туза); если 36 карт – 9 участников (собрать от шестерки до туза).


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: