Категории и понятия международной торговли




Торговля – это хозяйственная деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при взаимном обмене экономическими благами. Когда посредничество осуществляется между отечественными производителями и иностранными потребителями, торговля приобретает форму внешней (или международной) торговли. Условно-первичным элементом структуры мирового рынка является внутренний рынок.

Внутренний рынок – совокупность производственно-экономических отношений, возникающих между производителями и потребителями, когда произведенные товары (услуги) реализуются в обмен на деньги внутри страны. Реализация товаров и услуг как переход права владения товаров от производителя к потребителю в рамках внутреннего рынка формирует внутреннюю торговлю. Ни одна страна мира не может существовать изолированно, ориентируясь только на внутренние возможности и потребности. Выход за рамки внутреннего рынка означает формирование и функционирование внешнего рынка.

Внешний рынок – экономические отношения, складывающиеся в результате ориентации части внутреннего рынка на иностранных покупателей. Внешняя торговля – совокупность товарно-денежных отношений конкретной страны относительно реализации товаров и услуг другим странам. Критерием, определяющим отечественный рынок и внешнюю торговлю, является государственная принадлежность (например, внешняя торговля Республики Беларусь, Российской Федерации и т.п.).

Принцип внешнеторговой политики, предусматривающий свободу предпринимателей, предприятий в принятии и осуществлении решений по ведению внешней торговли - свобода торговли

Протекционизм – принцип внешнеторговой политики, предполагающий вмешательство государства во внешнеторговую деятельность, те или иные формы и методы ее государственного регулирования.

Абсолютные преимущества – выгоды, вытекающие из разной величины затрат на производство в странах – участницах внешней торговли.

Относительные преимущества – выгоды, связанные с относительной разницей в затратах на производство, в странах – участницах внешней торговли.

Факторы производства - это ресурсы (земля, капитал, труд), используемые в процессе производства продукции, работ, услуг.

Жизненный цикл товара – период с момента появления товара на рынке до ухода его с рынка.

Национальный рынок – совокупность внутреннего и внешнего рынка конкретной страны.

Потребительский рынок – система социально-экономических отношений по доведению потребительских товаров от производителя до потребителей с целью удовлетворения их платежеспособного спроса.

Товарный рынок – система экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена. Научно-технический прогресс, специализация и кооперация промышленного производства способствуют развитию и активизации международной торговли, а также научно-технических и технологических процессов.

Международный рынок – совокупность внешних рынков стран, объединенных по различным признакам (территориальному, товарно-отраслевому, социально-экономическому и т.д.).

Международная торговля – сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли стран мира. Применительно к торговле одной страны обычно используется термин «внешняя торговля государства», двух стран между собой – «межгосударственная, взаимная, двусторонняя торговля», нескольких стран друг с другом – «международная торговля», а всех стран мира – «мировая торговля». Международная торговля растет более быстрыми темпами, чем производство. Тем самым создаются благоприятные условия для экономического развития мирового и национального хозяйства. Когда же в торговле происходят сбои, то замедляется развитие производства и соответственно национального хозяйства. Один из основных количественных показателей международной торговли – совокупный товарооборот между странами мира.

Внешнеторговая политика – система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на внешнем рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров и услуг.

Торговая политика – это система мер воздействия государства на международную торговлю через налоги, субсидии, регулирование и стимулирование внешнеэкономической деятельности с целью государственной защиты национальных интересов на мировых рынках.

Таможенное регулирование – установление порядка и правил перемещения товаров через таможенную границу, использования ввезенных или вывозимых товаров в соответствии с таможенными режимами и процедурами.

Таможенный режим – совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Во внешней торговле основными инструментами государственного регулирования являются демпинговые (антидемпинговые), защитные, таможенно-тарифные и нетарифные меры регулирования. На практике инструменты государственного регулирования делятся на тарифные, основанные на использовании таможенного тарифа, и нетарифные – все прочие.

Таможенный тариф – систематизированный перечень ставок таможенных пошлин. Таможенная пошлина является государственным налогом, взимаемым таможенными органами при импорте или экспорте товара и служащим условием его перемещения через таможенную границу. Тарифная ставка (ставка таможенной пошлины) – установленный размер пошлины с единицы импортируемого или экспортированного товара.

Нетарифное регулирование – инструменты государственного регулирования, включающие экономические (кроме таможенного тарифа), административные и технические условия, заключающиеся во введении количественных и иных ограничений, с помощью которых государство оказывает непосредственное воздействие на субъекты внешнеэкономической деятельности, определяет структуру внутреннего рынка, ограждая его как от импортных поставок, так и от возможностей дефицита отечественных товаров на данном рынке (в противоположность этому тарифные меры увеличивают импортную или экспортную цену товаров при пересечении ими границы таможенной территории).

Меры нетарифного регулирования – конкретные инструменты механизма государственного регулирования в международной торговле, ограничивающие или затрудняющие свободную торговлю между государствами.

Демпинг – недобросовестная ценовая конкуренция на внешнем рынке, при которой товары одной страны поступают на рынок другой страны по более низкой цене, чем на внутреннем рынке экспортера или производителя.

Мировой рынок – совокупность национальных рынков стран, входящих в мировое сообщество. Мировой рынок – понятие более широкое, чем международная торговля, поскольку в его сферу включаются не только международные торговые операции, но и внутренняя торговля, составляющая преимущественную долю всех торговых операций. К категории мировых относятся те товарные рынки, на которых велика доля внешнеторговых операций (например, мировой рынок олова, кофе и т.д.), а также те, на которых доминирует внутренняя торговля (мировой рынок угля).

Глобализация –процесс мировой интеграции стран, сопровождающийся выработкой общих политических, экономических, культурных стандартов.

Экономическая интеграция – это объединение стран на политическом и экономическом уровне путём создания и развития международных взаимосвязей и разделения труда хозяйств отдельных стран. Это взаимодействие начинается с сотрудничества предприятий близлежащих стран (к примеру, путём создания филиалов за границей). На макроуровне интеграция проходит в форме создания экономических объединений разных государств путём согласования национальных политик.

Зона свободной торговли – преференциальная зона торговли, в пределах которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений торговля товарами.

Таможенный союз – общая таможенная территория двух и более стран с единым таможенным тарифом в отношении третьих стран и полной отменой пошлин во взаимных отношениях.

Европейский союз – интеграционное объединение западноевропейских стран, функционирующее в условиях провозглашенного с 1 января 1993 г. единого европейского рынка и представляющее собой единую международную экономическую организацию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: