Дисциплина «Проектирование, управление и экспертиза образовательной среды»
Лекция №1 «Образовательная среда»
Здравствуйте, уважаемые магистранты! Меня зовут Гончар Екатерина Анатольевна, я являюсь доцентом кафедры педагогики, имею опыт работы учителем географии в биологии в общеобразовательной школе. Сегодня мы начинаем с Вами изучать учебную дисциплину «Проектирование, управление и экспертиза образовательной среды», предмет которой является междисциплинарным и интегрированным по своей сути, что представляет для определенную трудность. Во-первых, в педагогической теории «проектирование», «управление» и «экспертиза» являются самостоятельными научными направлениями, но при этом они тесно взаимосвязаны в образовательной практике. Во-вторых, я думаю, вы со мной согласитесь, что вне понятия «система» невозможно проектировать и управлять, поэтому в рамках системного подхода понятия «проектирование», «управление» и «экспертиза» имеют общую теоретическую основу. И наконец, в-третьих, системообразующей базой дисциплины является понятие об образовательной среде, которую необходимо проектировать, реализовывать и управлять спроектированным и оценивать его качество. На нашем начальном этапе изучения дисциплины, опираясь только на здравый смысл, можно выстроить следующую логическую цепочку: вначале производится проектирование образовательной среды и входящих в нее образовательных системы, затем нужна ее оценка (экспертиза) на соответствие современным требованиям, на взаимное соответствие заявленных цели, задач, содержания, механизмов реализации, предполагаемых результатов; на этапе реализации спроектированной системы необходимо адекватное управление ее функционированием и развитием, и, наконец, экспертиза достигнутых в реальности результатов. Придерживаясь этой логике мы и будем изучать эту сложную, но интересную и практико-ориентированную дисциплину.
Целью дисциплины является формирование и развитие компетенций, трудовых действий, необходимых магистранту для проектирования, управления и экспертизы образовательной среды, осуществления профессионального и личностного самообразования.
Задачами дисциплины является:
1) Изучение теоретических основ и проблем проектирования образовательной среды и составляющих ее различных образовательных систем уровня образовательного учреждения и взаимодействия педагога и ребенка, освоение опыта их анализа и проектирования;
2) Изучение теоретических основ и проблем экспертизы образовательных систем, освоение опыта проведения экспертизы.
3) Изучение теоретических основ и проблем управления образовательными системами различных видов, направленного на обеспечение их эффективности и дальнейшего развития.
Итак, согласно поставленным задачам, вам предстоит прослушать лекции и выполнить практические задания по следующим темам:
Тема 1. Образовательная среда. Образовательные системы.
Тема 2. Теоретические основы проектирования в образовательной сфере.
Тема 3. Теоретические основы экспертизы в сфере образования.
Тема 4. Теоретические основы управления в сфере образования.
План лекции №1 «Образовательная среда»
1. Понятие образовательной среды. Информационно-образовательная среда.
2. Типология образовательных сред.
3. Структура образовательной среды.
Понятие образовательной среды.
Информационно-образовательная среда.
Понятие «образовательная среда» в настоящее время стало часто применяться в теории и практике образования, появилось большое количество публикаций по данной проблематике. Однако, до сих пор нет единого мнения о сущности образовательной среды, ее структуре, основных компонентах.
Рассмотрим основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда».
По мнению С.В Тарасова, образовательная среда есть, прежде всего, подсистема социокультурной среды, она может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности.
По мнению В.А. Ясвина, образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Чаще всего, когда говорится об образовательной среде, имеется в виду конкретное окружение какого-либо учебного заведения.
По мнению С.Д. Дерябо, образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных.
Здесь важно также указать, что неправомерно использовать понятия «образовательная среда» и «образовательное пространство» как синонимы. Пространство – это нечто, не зависящее от человека, оно существует и при его отсутствии. Часть пространства, определенным образом структурированная человеком, «выстроенная для собственных нужд», называется средой. Среда всегда имеет отношение к человеку, безотносительно к нему о среде говорить нельзя.
Таким образом, образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. Ее современной особенностью является то, что сегодня человек погружен в информационную среду – мир информации вокруг человека, мир его информационной деятельности. Использование информационных и коммуникационных технологий в системе образования изменяет дидактические средства, методы и формы обучения, влияет на педагогические технологии, тем самым преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую – информационно-образовательную среду.
Согласно ФГОС ООО, информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает:
- комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;
- совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы;
- систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
2. Типология образовательной среды.
Необходимо отметить, что любая типология образовательной среды условна. В одной школе может быть сочетание разных, иногда весьма противоречивых, условий. Образовательная среда может быть отнесена к одному из четырех основных типов, выделенных Янушем Корчаком:
1) «догматическая образовательная среда», способствующая развитию пассивности и зависимости ребенка;
2) «карьерная образовательная среда», способствующая развитию активности, но и зависимости ребенка;
3) «безмятежная образовательная среда», способствующая свободному развитию, но и обусловливающая формирование пассивности ребенка;
4) «творческая образовательная среда», способствующая свободному развитию активного ребенка.
С.В. Тарасов выделяет следующие критерии типологизации образовательной среды:
- по стилю взаимодействия внутри среды (конкурентная - кооперативная, гуманитарная - технократическая и т. д.);
- по характеру отношения к социальному опыту и его передаче (традиционная - инновационная, национальная - универсальная и т. д.);
- по степени творческой активности (творческая - регламентированная);
- по характеру взаимодействия с внешней средой (открытая - замкнутая).
Чтобы использовать возможности среды, ребенок проявляет соответствующую активность, то есть он становится реальным субъектом своего развития, субъектом образовательной среды, а не остается объектом влияния условий и факторов образовательной среды. Предоставление образовательной средой той или иной возможности, позволяющей удовлетворить определенную потребность, «провоцирует» субъекта проявлять активность. Здесь актуальным становится вопрос о том, в какой степени интересам развития личности отдельного человека соответствует тот или иной тип образовательной среды.