История России в фотографиях: фотохроника на уроках истории




Для углубления знаний обучающихся по какой-либо тебе школьного курса педагог организует работу с дополнительными материалами. Применительно к урокам истории, как правило, используются текстовые исторические источники: законодательные акты, мемуары, периодическая печать. Вместе с тем визуальные источники, к которым относятся в том числе фотографии различных эпох слабо применяются в образовательной практике, несмотря на их широкий потенциал.

Фотоматериалы выступают одним из наиболее распространенных средств запечатления истории, благодаря которым обучающиеся могут полностью погрузиться в исследуемую тему. Использование в учебном процессе фотографий позволяет ученикам стать очевидцами конкретного события, например, столетней давности, дать авторскую оценку его причинам и роли в отечественной и мировой истории. Работа с данным источником существенно повышает эмоциональность восприятия исторического материала, что способствует реализации принципов лично-ориентированного обучения, решению проблемы слабой заинтересованности учеников в изучении дисциплины.

Однако, на наш взгляд, первоочередным достоинством использования в процессе обучения фотографий выступает их эффективность в решении проблемы сохранения исторической памяти молодого поколения. В современных условиях в информационной среде, в особенности зарубежных средствах массовой информации, частым явлением является искажение различных эпохальных событий, участником которых выступала Россия. В связи с этим, актуальным является включение в образовательный процесс таких средств подачи учебного материала, которые выступают своеобразным подтверждающим документом эпохи. Одним из таких средств являются фотоматериалы.

Если мы обратимся к истории развития фотографии, то увидим, что впервые данный термин был употреблен англо-немецкими исследователями в 1839 г. Однако, как исторический источник фотоматериалы стали рассматриваться лишь к 1930-м гг. [1]. На протяжении XX в. данное средство визуализации информации практически не использовалось в научно-исследовательской деятельности. Среди причин, препятствующих активной работе с фотографиями в данный период, ученые называют отсутствие методологических основ их применения, неуверенность исследователей в вопросе валидности данного исторического источника, многочисленные барьеры, препятствующие обработке и анализу большого объема данных, недостаток специализированных учреждений, прежде всего архивов, которые могли бы предоставить необходимую справочную информацию о различных фотодокументах [1].

Мы отмечаем, что значительная часть отмеченных нами выше в работе проблемных вопросов остается актуальной и в настоящее время. Например, несмотря на то, что педагог имеет доступ к широкому спектру оцифрованных материалов, многие из фотографий недоступны для анализа. В особенности это касается снимков сталинской эпохи, периода Великой Отечественной войны. Также спорным является использование фотографий в контексте объективной достоверности и интерпретации изображения (датировка, сюжет, соотнесение с местом и т.п.) [2, с. 101]. Частым явлением является отсутствие краткой аннотации к снимкам, представленным в интернет-среде, позволяющей распознать и истолковать их, что препятствует работе с данным историческим источником. В целом, отметим, что применение рассматриваемого визуального средства в современной школе во многом возможно благодаря деятельности отечественных историков, источниковедов Е.М. Евграфова, В.М. Магидова, разработавших основные принципы работы с фотоматериалами [1].

Широкое распространение фотодокументов способствовало их превращению в мощный инструмент управления общественным сознанием. Сотрудники печатных изданий, представители средств массовой информации, должностные обязанности которых предполагали работу со снимками, сосредоточили в своих руках значительный объем власти, поскольку фотографии не только выступали подтверждающим документом какого-либо события или явления, но и являлись эффективным способом формирования новой «виртуальной» реальности [3]. Ввиду этого, использование в учебном процессе данного средства визуализации позволяет изучить трансформации в общественном сознании, сформировать целостную картину того или иного исторического события, объясняющую действия людей, их отношение к различным проблемным вопросам.

Благодаря работе с фотоматериалами исследователь может получить новую, недоступную при анализе письменных источников информацию, которая позволит прийти к новым выводам и открытиям, объяснить противоречивость какого-либо исторического события. Фотографы запечатлели изменения в быте, одежде, повседневной жизни населения страны, в целом становление советского государства. Их работы воспроизводят визуальные образы различных направлений общественной жизни, вследствие чего ученик имеет возможность, например, анализируя снимок Москвы в 1950-1960-е гг. оценить послевоенное восстановление СССР, состояние экономики страны, что способствует выделению причинно-следственных связей между историческими процессами.

Стоит отметить, что на учебных занятиях возможным является использование различных видов фотодокументов. Так, при рассмотрении конкретного события эффективным будет привлечение событийных снимков, содержащих в себе информацию об отдельных действиях, фактах жизни общества. Например, изучение первой российской революции 1905-1907 гг. необходимо дополнить работой с кадрами Петербурга накануне и в период «Кровавого воскресенья», фотографиями Путиловских рабочих во время забастовки.

Рассмотрение культурного развития России в определенный исторический период невозможно без анализа видовых фотоснимков, изображающих то или иное сооружение, предмет. Организация эффективной работы в данном направлении играет важную роль поскольку контрольно-измерительный материал единого государственного экзамена по истории содержит ряд заданий, направленных на проверку знаний обучающихся в области российской культуры.

Использование на учебных занятиях портретных снимков актуально при знакомстве с биографиями политических и общественных деятелей. Например, в настоящее время в онлайн-среде представлено большое количество фотографий последнего российского императора Николая II, представителей царской семьи.

Ввиду того, что фототехнологии начали широко применяться в общественной жизни с 1850-х гг., использование снимков в процессе обучения возможно в старшей школе при рассмотрении тем курса новой и новейшей истории России и зарубежных стран. Однако ученые отмечают, что применение рассматриваемого нами средства визуализации учебного материала в 9-11 классах связано и с возрастными особенностями развития личности ребенка в данный период. Так, по мнению исследователя С.Б. Барановой в 15-16 лет у учеников происходит усиление взаимосвязей между линиями познавательного и личностного развития [4]. Наблюдается ситуация, когда на мыслительные процессы школьников значительное влияние оказывает их эмоциональное состояние, уровень мотивации к обучению. В таких условиях работа с фотоснимками является наиболее эффективным направлением работы.

Фотографии выступают ценным источником информации, однако для их интерпретации требуется работа с дополнительными материалами: печатными текстами, видеосюжетами и т.д. Тем самым у ученика возникает потребность в развитии умений выдвигать гипотезу, анализировать и структурировать большой объем данных разного типа, доказывать собственную точку зрения. В совокупности это способствует формированию у обучающихся навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Фотодокументы могут выступить и основой проектных работ обучающихся. Причем мы имеем ввиду не только оцифрованные и представленные в интернет-среде снимки, но и материалы из собственных семейных архивов. Анализ фотографий различных поколений позволяет воссоздать визуальную историю жизни семьи. Как правило, работа в данном направлении способствует получению ценных данных о практиках организации повседневной жизни общества в определенный период, традициях и обычаях, присущих для конкретной местности, в целом передаче социокультурного опыта.

Исследователь О.А. Волгин обращает внимание, что результативность применения в образовательном процессе рассматриваемого нами средства визуализации учебного материала может быть достигнута только при выполнении ряда условий. Первоочередным требованием автор называет системный характер использования фотоснимков [5, с. 113]. Причем отметим, что кадры должны выступать как непосредственно исторический источник, а не иллюстративный материал, вследствие чего обязательным является методически грамотный подход к их использованию на учебных занятиях. Демонстрацию фотографий необходимо сопровождать работой с проблемными вопросами, аргументацией учениками собственной точки зрения, выполнением заданий, направленных на формирование не только предметных, но и метапредметных, личностных результатов обучения. С целью определения эффективности внедрения в образовательный процесс работы с фотоматериалами обязательно проведение промежуточного контроля, а также рефлексии эмоционального состояния обучающихся и рефлексии содержания учебного материала.

Среди требований к методике использования исторических снимков на учебных занятиях по истории автор выделяет необходимость выбора конкретных кадров исходя из целей изучения дисциплины в образовательном учреждении [5, с. 113]. Это подразумевает то, что педагог перед внедрением рассматриваемого нами в работе метода визуализации учебного материала должен обосновать какие результаты за счет данного действия могут быть достигнуты, какие проблемы школьного образования будут решены.

Также, несмотря на обязательное наличие у обучающихся навыков интерпретации снимков на основе собственных позиций и взглядов, ученикам важно уметь анализировать и уже существующие представления ученых по поводу того или иного кадра. Однако выполнение вышеобозначенных требований подразумевает осведомленность школьников о ключевых принципах работы с фотографией как историческим источником.

В работе нами были обозначены многочисленные достоинства применения фотоматериалов в контексте визуализации исторической информации. Однако внедрение данного средства в обучение сложный и трудоемкий процесс, реализуя который педагог может столкнуться со значительными трудностями. Мы уже отмечали проблему большого массива необработанного материала, в котором учителю сложно найти необходимый фотоснимок. К тому же, представленные в настоящее время в интернет-среде материалы неоднородны. Например, мы можем проанализировать многочисленные кадры, отображающие советскую культурную жизнь, но не имея при этом доступа к части снимков, позволяющих познакомиться с политическими событиями и явлениями периода СССР.

Следующая проблема связана с необходимостью точного определения места, времени съемки. В случае отсутствия письменных документов, содержащих данную информацию конкретный снимок не может быть использован на учебном занятии, ввиду наличия барьера для его комплексного анализа. Однако первоочередной является проблема определения достоверности того или иного снимка. Главная угроза использования фотографий в учебном процессе или исследовательской деятельности состоит в том, что изображение может быть специальным образом сконструировано. Многочисленные снимки советского периода, в особенности первой половины и середины XX в. являются постановочными и носят явный пропагандистский характер [6, с. 7]. Фотографам приходилось работать в условиях жесткого идеологического контроля со стороны партийного руководства.

Для реализации определенных политических целей советская действительность на снимках изображалась в позитивном ключе. Как правило, особенностями постановочных фотографий являются опрятный внешний вид представленной на кадре общественности, ярко выраженная на лицах людей жизнерадостность, их чрезмерный энтузиазм, правильное построение композиции, которое предполагает гармоничное размещение элементов на снимке. Вместе с тем, стоит отметить, что работа с такими фотоматериалами должна быть обязательной на учебных занятиях, но не для своеобразного разоблачения конкретных политических сил, а в целях развития у школьников навыков представления исторического кадра, соотнесения изображенной на ней ситуации с реальной действительностью [5, с. 112]. Для того, чтобы достоверно истолковать тот или иной снимок, возможным является привлечение дополнительных источников информации по исследуемой теме, например, публицистики, видеосюжетов, художественных произведений, работ изобразительного искусства.

На основе вышесказанного выделим примерную методику работы с исторической фотографией. На начальном этапе ученик описывает снимок в целом, а затем каждый из представленных на нем элементов. Если на кадре изображены люди важно обратить внимание на их возраст, внешний вид: одежду, обувь, прическу, выражение эмоций на лице, а также деятельность, позу. На данном этапе обучающимся необходимо понять с какой целью фотограф запечатлел конкретный момент, почему выбрал именно этот ракурс, композиционное решение. Одежда является своеобразным маркером социального положения человека, вследствие чего возможно определить статус представленных на кадре людей, их положение в обществе. Существенно облегчает анализ снимка наличие различного рода плакатов, подписей, которые позволяют сразу же определить какому событию или явлению он посвящен.

На следующем этапе ученик на основе сформированных представлений о фотографии делает вывод является она реальной или постановочной. Обучающиеся могут высказаться о том, какие эмоции вызывает у них данный кадр, а также попытаться воссоздать обстоятельства, при которых он был создан. Для подтверждения достоверности сделанных выводов, ученики обращаются к другим историческим источникам. На заключительном этапе используя фотографию обучающиеся делают общие выводы, например, об общественно-политическом, экономическом, культурном развитии страны в период, когда был создан снимок.

Таким образом, фотографии являются эффективным средством визуализации учебного материала. Их использование в процессе обучения способствует формированию у учеников яркого образа изучаемой эпохи, усиливает эмоциональный фон восприятия тех или иных исторических событий. Фотоснимки являются значимым информационным ресурсом, вследствие чего должны активно применяться в образовательной практике в качестве исторического источника. Однако с целью предотвращения негативных тенденций использования данного средства визуализации в процессе обучения педагог должен учитывать его специфику, методически грамотно подходить к организации работы с фотодокументами на уроках истории.

1. Юмашева Ю.Ю. Фотоархивы в сети Интернет: проблемы презентации и изучения [Электронный ресурс] / Ю.Ю. Юмашева // Историческая информатика. – 2019. - № 1. - С. 8 - 46. - URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29087 (дата обращения: 7.04.2021).

2. Шумская Ю.В. Фотодокументы как исторический источник в системе визуализации обучения / Ю. В. Шумская // Школа молодых ученых по проблемам гуманитарных наук: сборник материалов областного профильного семинара (Елец, 4 июня 2020 г.). – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2020. - С.100-104.

3. Как работать с историческими фотографиями. Интерпретация изображений [Электронный ресурс]. - URL: https://urokiistorii.ru/article/1077 (дата обращения: 9.04.2021).

4. Баранова С.Б. Фотографический материал при изучении новейшего времени: интерпретация и значение фото в истории XX века [Электронный ресурс] / С.Б. Баранова // Школьная педагогика. – 2017. - № 1 (8). - С. 37-39. - URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/1912/ (дата обращения: 12.04.2021).

5. Волгин О.А. Использование фотодокументов из фонда Президентской библиотеки в обучении истории / О.А. Волгин // Методика и практика использования национальных электронных ресурсов в образовательной деятельности: сборник статей. – Санкт-Петербург: Президентская библиотека, 2017. - С. 106–114.

6. Вальран В.Н. Советская фотография. 1917-1955: альбом-монография / В.Н. Вальран. – Санкт-Петербург: Лимбусс-Пресс, 2018. – 352 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: