Раскройте авторское понимание темы любви.




Александр Иванович Куприн (1870-1938)

Куприн родился 27 августа 1870 года в городе Наровчате Пензенской губернии в семье мелкого чиновника. После смерти отца, в 1874 году, вместе с матерью, (которая происходила из рода татарских князей, чем Куприн гордился) переезжает в Москву. 13 лет Куприн провел в закрытых учебных заведениях военного типа, где написал свое первое произведение: «Последний дебют» (1889).

Военный период жизни тянулся 14 лет. Уйдя в отставку, Куприн перепробовал множество профессий (так проявилась его жажда исследования жизни).

Поселившись в Киеве, начал по-настоящему писать. Известность Куприну принесла повесть «Молох» (1896) (где под впечатлением от заводов Донбасса, автор рисует как завод-гигант, подобно древнему чудовищу Молоху пожирает людей)

Под впечатлением от природы Полесья Куприн пишет повесть «Олеся» (1898).

В 1896 году Куприн создал в Киеве атлетическое общество, открыл цирк (на долгие годы сохранил любовь к этому виду искусства). Тема цирка: рассказы «Allez!» (1897), «В цирке». А где цирк, там и животные.

Тема детства и животных: «Белый пудель» (1903), «Слон».

Автобиографическая повесть «На переломе» (Кадеты)

В 1901 переезжает в Петербург. Дружит с Горьким, Андреевым, Буниным.

1905 – повесть «Поединок». (армейские будни. Тупость, скука, сплетни. Драма маленького человека)

1911 – повесть «Гранатовый браслет» Полностью посвящена теме любви.

Активно участвует в ПМВ (открывает в свое доме военный госпиталь, отправляется на фронт (год))

1915 – в повести «Яма» описывается судьба одного публичного дома. Это одно из немногих произведений русского натурализма.(Н- текст как ломтик жизни,как фотография, фатализм(у героев нет выбора, ими движут животные инстинкты), изображение злачных мест, имитация реализма)

Куприн не принимает Октябрьскую революцию. В 1919 эмигрирует во Францию. Тоскует по родине.

Автобиографический роман 1928-1932 «Юнкера»

Будучи уже тяжело больным человеком в 1937 по приглашению советского правительства возвращается в Москву, а в 1938 умирает.

ГРНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ. ВОПРОСЫ

Сравните Веру и Анну. Счастливы ли они в браке? Почему вы так решили?

Сёстры Вера и Анна, с одной стороны, похожи: обе замужем, у обеих влиятельные мужья, обе любят быть друг с другом, дорожат этими мгновеньями. С другой стороны, они являются антиподами: это проявляется и в их портретах (английская породистость Веры и татарская порода, “грациозная некрасивость” Анны), и в их мироощущении (Вера следует светским обычаям, Анна своевольна и дерзка, но до определённой границы: “под глубоким декольте носит власяницу”), и в их семейной жизни (Вера не ведает, что не любит мужа, потому что не знает любви, а Анна отдаёт себе отчёт в нелюбви к мужу, но, согласившись на брак, терпит его). В последнем — в несчастной жизни в браке — обе сходны. Вера как бы “потеряна” в привычной жизни, не заметна её красота, стёрта её исключительность (для всех и для неё самой), а Анна “презирает” мужа-глупца и награждена детьми вроде бы хорошенькими, но с “мучнистыми” лицами.

Сравните князя Василия Львовича и Желткова

В чём смысл историй о любви, рассказанных генералом Аносовым? В чём причины несчастья во всех трёх историях?

Какой должна быть любовь, по мнению Аносова? (любовь – трагедия, без расчетов и компромиссов).

Две притчи — о том, что есть “не любовь, а какая-то кислятина” (подделка, заблуждение), а одна — история собственной жизни — об антилюбви. Смысл всех трёх вставных новелл: для этого чувства необходимо не меньше сил и духовного дерзновения, чем для подвига. Человек должен быть достоин любви и не унижать её.

Николай Николаевич угрожает Желткову, ссылаясь на свои связи и должностные возможности, то есть действует, предполагая, что Желтков может устрашиться и послушно прекратить любить княгиню Веру, не подозревая, что природа истинной любви такова, что не человек управляет ею, а она управляет человеком.

Раскройте авторское понимание темы любви.

Изображение любви в произведениях Куприна можно сравнить с картинами Рафаэля. В своих рассказах он склонен идеализировать любовь. Куприн восторженно принимает любовь как чудо, старается показать читателю ее лучшие стороны. Как правило даже обстоятельства, в которых зарождается чувство, необычны (как, например, в рассказе «Олеся»- в ведьминой хижине в лесной глуши). Образы любящих- это образы красивых внешне и внутренне людей, яркие и характерные.

В понимании Куприна, любовь-это светлое и «однородное» чувство. На протяжении повествования могут меняться обстоятельства, но отношения героев друг к другу не меняются. Чувство любви прекрасно, но статично. Желтков влюбляется в Веру Николаевну с первого взгляда, и чувство его не претерпевает изменений спустя годы. И, судя по тому, что в конце рассказа чувствует Вера, он не перестает любить ее и после смерти. «Да святится имя твое», -поет музыка Вере. Эти слова можно назвать лейтмотивом любовной темы у Куприна. Он возводит чувство любви в культ и поднимает до неземных высот. Хотя, к сожалению, его изображение этого чувства тоже не может быть названо реалистичным.

Основная трагедия любви-это невозможность соединения влюбленных («Гранатовый браслет», «Олеся»). Однако самое характерное то, что проблема эта исходит не изнутри отношений героев, а извне- т.е. им мешают обстоятельства, побороть которые они не в силах, да и не пытаются (социальные различия в «Олесе», «Гранатовом браслете».) У Куприна любовь скорее созерцательная, нежели борющаяся. Я полагаю, что такой взгляд на любовь был бы более оправдан и характерен для писателя-сентименталиста начала ХIХ века, нежели для человека, живущего и творящего в начале века двадцатого.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: