История сохранила немало имен детей, уже в первые годы жизни добившихся высокого профессионализма. Этим детям дали название вундеркинд, что в пер.с немецкого означает «чудо-ребенок». Их наз. «золотым фондом» человечества. Они не только привлекают всеобщее внимание, но и явл. объектом научного исследования. Своеобр. «эталоном» муз. вундеркинда принято считать юного Моцарта.
Феномен вундеркинда ставит перед человечеством множество вопросов: 1) Действительно ли вундеркинды обладают какими-то особыми способностями, или эти дети с первых лет жизни очень много занимались своей специальностью под руководством опытных учителей? 2) Почему, вырастая, не все вундеркинды становятся великими музыкантами? И наоборот, не все выдающиеся композиторы и музыканты-исполнители входили в детстве в когорту избранных.
Для примера обратимся к воспоминаниям Н. А. Рим-Корсакова о своих успехах в детстве: «Однако я все-таки играл у нее (у первой учительницы) гаммы, легкие экзерсисы и какие-то пьески. Помню, что играл я все это плохо, неаккуратно и был слаб в счете». Нарисованный Р-К портрет хорошо знаком почти каждому учителю музыки. И кто в этом нерадивом ученике увидит будущего выдающегося композитора? Амер. ученый Н. Слонимский провел эксперимент: в 1950-х годах он стал следить за судьбой довольно многоч. группы детей-вундеркиндов. По прошествии многих лет выяснилось, что из бывших вундеркиндов только 10% действительно стали крупными профессионалами. Знаменитый китайский виолончелист Йо-Йо-Ма приводит еще более неутешительные цифры. По его мнению лишь 2% вундеркиндов «оправдывают» возложенные на них надежды.
В ответах на оба вопроса есть две точки зрения. Одна принадлежит представителям англо-американской психол. школы, другая - российским ученым. Англо-американские исследователи считают, что вундеркинды не обладают какими-то особыми способностями. Эти дети просто были поставлены в особо благопр. условия и много занимались своей будущей профессией. Каждый ребенок с хорошими муз. способностями может достичь столь блестящ. результатов. Данная позиция: «1) "терпение и труд все перетрут" или чем больше времени затрачено на овладение профессией, тем выше результат; 2)"чем раньше, тем лучше" - раннее начало занятий при очень активной поддержке родителей быстрее приведет к успеху; 3) необходима правильная организация занятии, для чего нужен отличный преподаватель и т.д.
Ответ на второй вопрос представители англоамер-го направления дают следующий: многие вундеркинды не выдерживают мощного прессинга напряженных занятий музыкой с раннего детства, и по мере взросления они просто сгорают. В частности, амер. психолог Эллен Винер считает: «Большая часть дарований так и не получает полного развития. Многие одаренные дети сгорают. Наибольшая трудность состоит в том, чтобы установить связь между детской одаренностью и взрослой творч. активностью, а также в том, что мы располагаем очень скупыми данными о тех одаренных детях, кот. перестали быть таковыми, когда стали взрослыми».
Однако эти выводы не выдерживают критики, хотя бы потому, что в российских специальных школах-десятилетках при Моск., СПб, Новосибирской и др. консерваториях, далеко не все ученики являются вундеркиндами, хотя обучают их с ранних лет педагоги очень высокого класса. При этом дети живут в жестком режиме, подчиненном будущей профессии, за их развитием ревностно следят и родители, и учителя. Что касается «сгорания» многих вундеркиндов по мере взросления, то этот вывод опровергается бесчисленными фактами. Напр., не «сгорел» Паганини, хотя отец обращался с ним очень жестоко, требуя многочасовых занятий скрипичной игрой; у Бетховена не вызвали отвращение к музыке подзатыльники и пинки пьяного отца и т. д. Итак, почему одни «сгорают», а другие - нет? Разные характеры, здоровье? Вопрос при таком ответе остается открытым.
Гораздо более убедительна точка зрения отеч. психологов и музыковедов, согласно кот. вундеркинды наделены особыми способностями. Исследователь феномена вундеркинда Д. К. Кирнарская предлагает комплекс способностей вундеркинда, в кот. входят: блестящие виртуозные данные, артистическая раскованность, яркий виртуозно-репродуктивный комплекс, хорошая муз. память. Как видим, центр. место в них отведено очень яркому музыкально-репродуктивному комплексу и столь же незаурядному психофизическому комплексу успешной исполнительской деятельности. Детям свойственна склонность к подражанию, однако у вундеркиндов она принимает гипертрофированные формы. Благодаря активному техническому росту, вундеркинды быстро проходят детский репертуар и начинают играть «взрослые» произведения. Известен случай, когда девочка-вундеркинд за 1 год прошла то, что изучают в обычной семилетней муз. школе. В детстве она поражала окружающих своей игрой, однако, повзрослев, крупной пианисткой не стала. Это типичная судьба ребенка, одаренного только муз-репродуктивным комплексом, который, как мы знаем, дает возможность подражать, копировать чужое, но не создавать свой неповторимый стиль - исполнительский или композиторский. Способностей, образующих комплекс вундеркинда, вполне достаточно, чтобы достичь ранних успехов и удивлять окружающих (в первую очередь родителей), но совсем не достаточно, чтобы стать ярким и, тем более, великим музыкантом.
Однако встречаются вундеркинды, хотя и значительно реже, кот. обладают, помимо комплекса вундеркинда, еще и музыкально-творческим комплексом. Становясь взрослыми, они продолжают бурно развиваться и вырастают в крупных композиторов или музыкантов-исполнителей. Благодаря мощному музыкально-творческому комплексу, они способны создать свой стиль, внести в искусство более или менее значительный вклад. Тогда как вундеркинды без этого комплекса с наступлением юности постепенно «выравниваются» со своими «обычными» сверстниками. В детстве подражание не вызывает неприятия, но к молодому человеку предъявляются совсем иные требования, кот. эти бывшие вундеркинды соответствовать не могут. Сами они тоже начинают относиться к своим успехам критически, так как в подростковом возрасте, что подчеркивал Л. С. Выготский, развивается чувство контроля, и это тоже не стимулирует их муз. творчество. Для таких Д. К. Кирнарская вводит понятие псевдовундеркинд. Отличить вундеркинда от псевдовундеркинда практически невозможно.
Истина раскрывается только, когда ребенок вырастает. История изобилует ошибочными характеристиками одаренных детей даже среди выдающихся музыкантов. По воспоминаниям Л. Л. Сабанеева, который в детстве отличался исключ. муз. способностями, будущность великого композитора ему прочил С. И. Танеев. «Это убеждение питалось в С. И. тем фактом, что я виртуозно умел в то время писать "под Моцарта". Я искренне увлекался Моцартом, и отчасти не без влияния самого Танеева, для кот. Моцарт тоже был священным именем, изучил его манеру и его композицию настолько, что почти до болезненности чувствовал остро каждое отступление от этого ясного и светлого стиля (автору было тогда тринадцать лет)».