Феномен музыкального вундеркинда




История сохра­нила немало имен детей, уже в первые годы жизни до­бившихся высокого профессионализма. Этим детям дали название вундеркинд, что в пер.с немецкого означает «чудо-ребенок». Их наз. «золотым фон­дом» человечества. Они не только привлекают всеобщее внимание, но и явл. объектом научного исследова­ния. Своеобр. «эталоном» му­з. вундеркинда принято считать юного Моцарта.

Феномен вундеркинда ставит перед человечеством множество вопросов: 1) Действительно ли вундер­кинды обладают какими-то особыми способностями, или эти дети с первых лет жизни очень много занима­лись своей специальностью под руководством опытных учителей? 2) Почему, вырастая, не все вундеркинды ста­новятся великими музыкантами? И наоборот, не все выдающиеся композиторы и музыканты-исполнители вхо­дили в детстве в когорту избранных.

Для примера обра­тимся к воспоминаниям Н. А. Рим-Корсакова о своих успехах в детстве: «Однако я все-таки играл у нее (у пер­вой учительницы) гаммы, легкие экзерсисы и какие-то пьески. Помню, что играл я все это плохо, неаккуратно и был слаб в счете». Нарисован­ный Р-К портрет хорошо знаком почти каждому учителю музыки. И кто в этом нерадивом учени­ке увидит будущего выдающегося композитора? Амер. ученый Н. Слонимский провел экспери­мент: в 1950-х годах он стал следить за судьбой довольно многоч. группы детей-вундеркиндов. По проше­ствии многих лет выяснилось, что из бывших вундер­киндов только 10% действительно стали крупными про­фессионалами. Знаменитый китайский виолончелист Йо-Йо-Ма приводит еще более неутешительные цифры. По его мнению лишь 2% вундеркиндов «оправдывают» возложенные на них надежды.

В ответах на оба вопроса есть две точки зрения. Одна принадлежит представителям англо-американской психол. школы, другая - российским ученым. Англо-американские исследователи считают, что вун­деркинды не обладают какими-то особыми способ­ностями. Эти дети просто были поставлены в особо бла­гопр. условия и много занимались своей будущей профессией. Каждый ребенок с хорошими муз. способностями может достичь столь блестящ. ре­зультатов. Данная позиция: «1) "терпение и труд все перетрут" или чем больше времени затрачено на овладение профес­сией, тем выше результат; 2)"чем раньше, тем лучше" - раннее начало занятий при очень активной поддержке родителей быстрее приведет к успеху; 3) необходима правильная организация занятии, для чего нужен отличный преподаватель и т.д.

Ответ на второй вопрос представители англо­амер-го направления дают следующий: мно­гие вундеркинды не выдерживают мощного прессинга напряженных занятий музыкой с раннего детства, и по мере взросления они просто сгорают. В частности, амер. психолог Эллен Винер считает: «Большая часть да­рований так и не получает полного развития. Многие ода­ренные дети сгорают. Наибольшая трудность состоит в том, чтобы установить связь между детской одаренно­стью и взрослой творч. активностью, а также в том, что мы располагаем очень скупыми данными о тех ода­ренных детях, кот. перестали быть таковыми, когда стали взрослыми».

Однако эти выводы не выдерживают критики, хотя бы потому, что в российских специальных школах-деся­тилетках при Моск., СПб, Новосибирс­кой и др. консерваториях, далеко не все ученики явля­ются вундеркиндами, хотя обучают их с ранних лет пе­дагоги очень высокого класса. При этом дети живут в жестком режиме, подчиненном будущей профессии, за их развитием ревностно следят и родители, и учите­ля. Что касается «сгорания» многих вундеркиндов по мере взросления, то этот вывод опровергается бесчис­ленными фактами. Напр., не «сго­рел» Паганини, хотя отец обращался с ним очень жес­токо, требуя многочасовых занятий скрипичной игрой; у Бетховена не вызвали отвращение к музыке подза­тыльники и пинки пьяного отца и т. д. Итак, почему одни «сгора­ют», а другие - нет? Разные характеры, здоровье? Воп­рос при таком ответе остается открытым.

Гораздо более убедительна точка зрения отеч. психологов и музыковедов, согласно кот. вундеркинды наделены особыми способностями. Иссле­дователь феномена вундеркинда Д. К. Кирнарская пред­лагает комплекс способностей вундеркинда, в кот. входят: блестящие виртуозные данные, артистическая раскованность, яркий виртуозно-репродуктивный комп­лекс, хорошая муз. память. Как видим, цент­р. место в них отведено очень яркому музыкаль­но-репродуктивному комплексу и столь же незауряд­ному психофизическому комплексу успешной исполнительской деятельности. Детям свойственна склонность к подражанию, од­нако у вундеркиндов она принимает гипертрофирован­ные формы. Благодаря активному техническому росту, вундеркинды быстро проходят детский репертуар и на­чинают играть «взрослые» произведения. Известен слу­чай, когда девочка-вундеркинд за 1 год прошла то, что изучают в обычной семилетней муз. школе. В детстве она поражала окружающих своей игрой, од­нако, повзрослев, крупной пианисткой не стала. Это ти­пичная судьба ребенка, одаренного только муз-репродуктивным комплексом, который, как мы зна­ем, дает возможность подражать, копировать чужое, но не создавать свой неповторимый стиль - исполнитель­ский или композиторский. Способностей, образующих комплекс вундеркинда, вполне достаточно, чтобы дос­тичь ранних успехов и удивлять окружающих (в первую очередь родителей), но совсем не достаточно, чтобы стать ярким и, тем более, великим музыкантом.

Однако встречаются вундеркинды, хотя и значительно реже, кот. обладают, помимо комплекса вундер­кинда, еще и музыкально-творческим комплексом. Ста­новясь взрослыми, они продолжают бурно развиваться и вырастают в крупных композиторов или музыкантов-исполнителей. Благодаря мощному музыкально-творчес­кому комплексу, они способны создать свой стиль, вне­сти в искусство более или менее значительный вклад. Тогда как вундеркинды без этого ком­плекса с наступлением юности постепенно «выравнива­ются» со своими «обычными» сверстниками. В детстве подражание не вызывает неприятия, но к молодому че­ловеку предъявляются совсем иные требования, кот. эти бывшие вундеркинды соответствовать не могут. Сами они тоже начинают относиться к своим успехам критически, так как в подростковом возрасте, что подчер­кивал Л. С. Выготский, развивается чувство контроля, и это тоже не стимулирует их муз. творчество. Для таких Д. К. Кирнарская вводит понятие псевдовундеркинд. Отличить вундеркинда от псевдовундеркинда практически невоз­можно.

Истина раскрывается только, когда ребенок вы­растает. История изобилует ошибочными характеристиками одаренных детей даже среди выдающихся музы­кантов. По воспоминаниям Л. Л. Сабанеева, который в детстве отличался исключ. муз. способностями, будущность великого композитора ему прочил С. И. Танеев. «Это убеждение питалось в С. И. тем фактом, что я виртуозно умел в то время писать "под Моцарта". Я искренне увлекался Моцартом, и отчасти не без влияния самого Танеева, для кот. Моцарт тоже был священным именем, изучил его мане­ру и его композицию настолько, что почти до болезнен­ности чувствовал остро каждое отступление от этого ясного и светлого стиля (автору было тогда тринадцать лет)».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: