Использованные Интернет-ресурсы




МБУК «Алексинская централизованная библиотечная система»

Им. князя Г.Е. Львова

Сеневский сельский филиал

 

Познавательный час

«Рукам - работа, душе - праздник»

 

2022- Год культурного наследия народов России.

 

 

Составитель: Миронова Людмила Вячеславовна

библиотекарь Сеневского сельского филиала

МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е.Львова

Сенево - 2022

Название: «Рукам – работа, душе – праздник!»

Форма: познавательный час

Дата и время проведения: 27.01.22, 12.25

Место проведения: МБОУ «Сеневская ООШ» №»21

Контингент: учащиеся 4-7 класса

Организаторы: библиотека

Цели:

· знакомство детей с народным декоративным искусством – неиссякаемым источником мудрости и красоты.

· воспитание личности ребенка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

· развитие любознательности и познавательного интереса учащихся;

 

Оформление: экспресс - выставка "В книжной памяти мгновения войны".

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор для показа презентации «Ярмарка народных промыслов».

Ход мероприятия

Слайд 1

Ход мероприятия:

Библиотекарь:

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы (Слайд 2), сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа (Слайд 3), удивишься красоте архитектурных ансамблей (Слайд 4), послушаешь прекрасную музыку (Слайд 5), прикоснешься к истинным творениям русского народа.

Слайд 6

2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России.

Издревле Россия славилась своими традициями, праздниками, обычаями,

обрядам, народным искусством.

Культурное наследие — это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Нематериального культурного наследия включают в себя:

• Устное народное творчество: сказки, эпические песни, эпические сказания,

былины, фольклорная проза.

• Исполнительские искусства: песенное искусство, танцевальное искусство,

музыкально-инструментальное искусство, театральное искусство (народный

театр, народный цирк и т. п.), сказительство.

• Празднично-обрядовая культура: праздники, обряды, ритуалы.

• Техники и технологии: связанные с традиционными

ремеслами, с народными музыкальными

инструментами, с традиционным народным

костюмами и т.д.

Слайд 7

 

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.

В России народных художественных промыслов великое множество, вот сегодня мы и познакомимся с некоторыми из них.

Слайд 8

Дерево всегда было и остается одним из самых привлекательных материалов в декоративном искусстве. Из дерева делали вещи бытового назначения, вырезая на них прекрасные узоры, создавали и чисто декоративные художественные произведения. Материал этот ценили за доступность и легкость обработки несложными инструментами. Резьба по дереву является национальным видом прикладного искусства для многих народов нашей страны.

Слайд 9

В наши дни интерес к резьбе нисколько не угас, напротив, не только профессиональные художники, но и все больше любителей в своем увлечении обращается к резьбе по дереву. В старинное искусство приходят современные мотивы и приемы, расширяющие его выразительные возможности.

Слайд 10

Белая береза... Пожалуй, это самое любимое дерево в России.

О белоствольной красавице сложено много песен, легенд, чудесных сказок, с ней связаны и старинные обряды. В старину главным источником света в доме служили березовые лучины. Дегтем из березовой коры смазывали оси колес у телеги, чтобы не скрипели. Березовыми почками лечили разные хвори. До наших дней дошли берестяные грамоты, найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах России.

Слайд 11

Письмена сохраняла от лжи береста

И служила художнику лучше холста.

К белизне этой нежно щукою прильну,

Уносясь от реальности в ту старину.

Но было у березы еще одно очень важное дело — дарить людям красоту.

Берестоплетение

Слайд 12

Издавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи — плели корзины и короба. А в берестяных туесах хранили мед и ягоду, сметану и масло... В такой «упаковке» все долго оставалось свежим. А еще из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. Яркими, веселыми красками их расписывали: рисовали цветы и ягоды, зеленые веточки и сказочных птиц, зверей невиданных или хорошо знакомых. Иногда под кистью мастера рождалась настоящая картина.

Слайд 13

Береста — прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей! Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. Для красоты в ажурное кружево вставляли цветную фольгу. Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны.

Матрёшки

Русских много есть игрушек, и коней и погремушек,
Разноцветные флажки, расписные сундучки.
Есть ещё одна игрушка, все похожи друг на дружку.
И живут они друг в дружке –
Это русские подружки.

Как их зовут! Конечно, матрешки!

Слайд 14

Матрёшка – русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

Матрешка считается традиционным русским сувениром и символом русского народного искусства, самым популярным среди россиян и иностранных гостей. Однако, общее мнение о матрешке, как об исконно русской древней игрушке, к сожалению, только миф. Матрёшке чуть больше 100 лет.

Слайд 15

Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой пять вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой, вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме, а сама игрушка состояла из восьми фигур. Имя «Матрена» тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название – «матрешки».

Слайд 16

Сейчас матрёшки делают в различных мастерских. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Самую маленькую куклу неразборную делают первой. Когда «малышка» готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Потом процесс повторяется и т. д. В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется как гуашь, так и масляные краски. Количество кукол может быть различным.
В 1913 году для выставки игрушек в Петербурге была выполнена 48 –местная матрёшка.

А продолжит нашу экскурсию народных промыслов изумительные по красоте и оригинальности художественные предметы миниатюрной лаковой живописи.

Палехская, городецкая, хохломская роспись - лаковая миниатюра отражает жизнь народа, русские былины, природу.

Хохлома.

Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым.

Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Золотая хохлома!

Слайд 17

 

Прекрасна осенняя пора... Выглянет солнышко из-за темных туч, и сразу лес вспыхнет чудесным огнем. А это уже не осенний лес, но такая же нарядная, красочная деревянная посуда, которой издавна торговали на веселых ярмарках в старинном селе Хохлома. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатое угощение, но от всей души...

Слайд 18

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Это декоративна роспись деревянной посуды и мебели, выполненная чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону.

Слайд 19


Как же появилось это диво дивное - «золотая хохлома»? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец.

Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. Так и родилось название - «золотая хохлома».

Слайд 20

А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, что гончары лепят. А потом еще надо ее льняным маслом пропитать. А золота для «золотой Хохломы » и не требуется! Этот секрет знали еще иконописцы Древней Руси. Вместо дорогого золота, натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки ». И происходит чудо: деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Слайд 21

Городетская роспись.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.

 

На высоком берегу Волги стоит древний Городец. По преданию, основал его еще в XII веке князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость.

Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Они строили корабли и щедро украшали их резьбой и красивой росписью.
Слайд 22

Со временем городецкие мастера стали расписывать не только прялки, но и ларцы- шкатулки, сундуки, мебель, посуду и деревянные игрушки. Городецкая роспись — веселая, праздничная, лаконичная: жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры.

Слайд 23

...Гуляют дамы с модными зонтиками, веселая компания уселась в повозку, поет женский хор, и, конечно же, любители почаевничать расположились в трактире за большим столом.

Цвета — черный, красный, синий, зеленый, коричневый, белый — на любой вкус! (Слайд 24) Выполнена свободным мазком с белой и черной графической обводкой.

Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха.
С доброй улыбкой, наверное, делал свою работу городецкий мастер и дарил нам ее вместе со своим изделием.

Слайд 25

Палех - лаковым гореньем,

С птицей жар во все века,

Где чудесные мгновенья,

Золотят рассветом сна.

 

Сказки,сказы,вдохновенья,

От непрошеных забот,

Нас приводят для служенья,

То,что любо до высот.

 

Слайд 26

Недалеко от Иваново, родины русского ситца, расположен город, который славится по всему миру своими лаковыми миниатюрами и иконописью. Это Палех, история основания которого строится на нескольких преданиях. Считается, что название «Палех» произошло от пожара, который случился в дремучем лесу от удара молнии. Тогда огонь спалил много деревьев. Люди, которые сюда пришли, спасаясь от набегов татар, назвали это место Палехом (паленый).

Слайд 27

Большинство этих поселенцев оказались иконописными мастерами. Некоторые из них были монахами. Благодаря этим умельцам, палехская иконопись приобрела свой неповторимый стиль, развивалась, совершенствовалась и передавалась по поколениям. Во времена своего расцвета, в XIX веке у местных художников было много заказов. Мастера иконописи расписывали стены Московских соборов. Палехские иконы отправлялись в православные храмы России и за ее пределы.

События 1917 года многое изменили, во времена богоборчества мастерам-иконописцам пришлось нелегко. Но искусство, создаваемое веками, не кануло в лету, а чудесным образом воплотилось в новом промысле палехских художников – лаковой миниатюре. Слайд 28

На черном фоне разных коробочек из папье-маше, сохраняя традиции древней иконописи, создавались сказочные, исторические сюжеты и даже портреты. Все эти изделия стали невероятно популярны в нашей стране. А участие в зарубежных выставках обеспечило им множество наград и успех во всем мире.

Сейчас мы приглашаем вас в Подмосковье, в село Гжель, где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом – гжельским фарфором. Слайд 29

2-Й ВЕДУЩИЙ: Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Слайд 30

Гжель – это один из крупнейших керамических центров русской культуры, известных с XIV века. Происхождение названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к местному промыслу. Изготавливали здесь гончарную посуду для крестьянского быта. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Посуду и игрушки делали из белой глины, наносили орнамент синей краской и покрывали лаком.

Слайд 31

До сегодняшнего времени сохранили местные жители неповторимый облик керамический изделий, передавая из поколения в поколение мастерство, бережное отношение к драгоценному материалу, любовь к природе, которая и дала возможность родиться и расцвести гжельскому промыслу.Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом.

При изготовлении предметов принимают участие люди 40 профессий. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывают в них частичку своего сердца, доброту души.

Слайд 32

Что же делают в Гжели? Чашки, кувшины, сервизы, кружки, вазы, фигурки людей и животных. Посмотрите, как красиво это бело – синее фарфоровое чудо! Разливается синь-синева! Словно небеса, синяя гладь рек и озер нашей родины сошла на белизну этой посуды.

Металлообработка.

Слайд 33

В 17-18 веках широкое распространение на Руси получило кузнечное дело. Издавна оно было окружено различными поверьями. Считалось, что кузнецы находились под покровительством бога Сварога и могли врачевать болезни, ворожить и отгонять нечистую силу. Слайд 34

Мастера выполняли чеканки, заказы для сельского хозяйства, оружие и многое другое. Например, кованные подносы…

Слайд 35

 

Все лики многоцветья
Родимой стороны
На жостовском подносе
Как в зеркале видны.

Ведь кисть свою художник
Макнул не в краску. Нет!
А в тихий Подмосковный
Алеющий рассвет;

В блестящую росинку;
В хрустальный перезвон,
Что слышен с колоколен
Из дальних из сторон;

В застенчивую зелень
На просеке лесной;
В лазурь небесной выси;
В любовь к земле родной!

(Народные промыслы. Жостово. Ольга Шарко)

Слайд 36

Жёстово.

Оригинальным видом русского народного художественного творчества стала жостовская декоративная роспись.

Металлические кованные подносы с яркой декоративной росписью по лаковой основе. Начало этому своеобразному искусству было положено в конце 18 века.

Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка.

Главная тема украшения жостовских подносов — это букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. В жостовской росписи цветы как будто оживают. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. Слайд 37

 

Яркие букеты, композиции из роз, пионов, тюльпанов поражают своей красотой, рождают чувство уважения к мастерам.

Но не только рисовать умели затейливые узоры народные мастера …

Кружева. Слайд 38

То ли тонкий морозный узор,
То ли ветер над полем пшеницы...
Удивляют весь мир до сих пор
Рукодельем своим кружевницы.

В ясный зимний вечер снег падает мед ленно и торжественно. «Как кружево», — говорим мы тогда о переплетении снежинок. И забываем, что все происходит наоборот: это кружевницы перенимают свои узоры у метелицы. Тонкие переплетения нитей похожи на снежную фантазию.

 

Слайд 39

Мода на кружево пришла в Россию из Западной Европы. В московской Мастеровой палате, обслуживавшей царский двор, в 1675 году трудилось десять кружевниц. Изначально за образец брали иностранные рисунки, но вскоре появились и свои художники при дворе.

На Западе развивались два типа производства кружев — шитое иглой и плетеное на коклюшках, в России прижилось коклюшечное. На деревянные катушки наматывали нити, за счет их переплетения и получали различные узоры

Слайд 40

Настоящая история кружев в России началась при Петре I. По легенде Петр I вывез 30 брабантских мастериц в Новодевичий монастырь для обучения 250 девочек-сирот. Русские кружевницы быстро освоили заграничные секреты плетения и создали самобытное направление, вошедшее в историю культуры под названием «русское кружево». Постепенно начинают возникать различные школы кружевоплетения: в Ельце, Ростове, Рязани, Галиче, но прежде всего в Вологде…

Слайд 41

Вологда — один из крупнейших российских центров плетения кружева. Вологодским часто называлось русское кружево вообще.

Работы русских кружевниц славятся во всем мире. Русские кружева не имеют аналогов в мировой практике, по технике их изготовления, особенностях построения орнаментов, развитии сюжетов. Мастерицы стремятся передать реальные формы цветов, листьев, плодов, морозные узоры. Особенностью кружева является изысканность, легкость, воздушность. Рельефная скань, обилие сквозных элементов, декоративная отделка ячеек фона, делает кружево уникальным.

Слайд 42

 

Всеволод Рождественский

Вологодские кружева

Городок занесен порошею,
Солнце словно костром зажгли,
Под пушистой, сыпучей ношею
Гнутся сосенки до земли.

Воробьи на антеннах весело
Расшумелись, усевшись в ряд,
И к крылечку береза свесила
Снежный девичий свой наряд.

Мастерица над станом клонится
И, коклюшками шевеля,
Где за ниткою нитка гонится,
Песню ткет про тебя, земля.

Пальцы, легкие и проворные,
Заплетают, вспорхнув едва,
Как мороз по стеклу, узорные
Вологодские кружева.

И чего-то в них не рассказано,
Не подмечено в добрый час!
Здесь судьба узелком завязана
Для приметливых карих глаз.

Там дорожки, что с милым хожены,
Все в ромашках весенних рощ,
И следы, что лисой проложены,
И косой серебристый дождь.

А стежки то прямы, то скошены,
Разрослись, как в озерах цвель, —
То ли ягоды, то ль горошины,
То ль обвивший крылечко хмель.

Слово к слову, как в песне ставится:
С петлей петелька — вширь и вкось,
Чтобы шла полоса-красавица,
Как задумано, как сбылось.

Расцветайте светло и молодо,
Несказанной мечты слова…
Вот какие умеет Вологда
Плесть затейные кружева!

 

Д екоративно-прикладное искусство окружает нас в повседневной жизни, делает её красивее. Человек с давних времён украшает то, с чем он сталкивается в быту, в труде, во время отдыха. Многие вещи, которыми мы пользуемся, были бы так же удобны и без их украшения, но красота придаёт радость жизни, а без этого человек не может существовать.

Сделать вещь красивой непросто, но очень увлекательно. Поэтому и говорят в народе «Рукам-работа, душе-праздник».

А сейчас мы посмотрим, внимательно ли вы слушали и что нового узнали. Викторина.

Слайд 43 ответы по щелчку

Вопрос 1

Живут эти прославленные мастера недалеко от города Нижний Новгород, на маленькой речушке Полховке. Делают они в основном игрушки, грибки-копилки, птички-свистульки. Но особенно эти умельцы любят делать одну замечательную, всеми любимую игрушку, которую знает весь мир. Отгадайте, что это за игрушка?

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка. Мастера из Полховского Майдана.)

Вопрос 2

Эту посуду делают из фарфора, а расписывают ее только голубой и синей красками. Где делают эту красивую посуду? (В Гжели.)

Вопрос 3

На берегу Волги мы попали в удивительный мир русской сказки, созданной руками мастеров. Эти умельцы делают мебель, удивительно красивые ларцы, шкатулки, прялки, детские игрушки, а изображают на них цветочные узоры, петухов, быстрых коней и особенно любимы жанровые сцены. Где развивался этот промысел? (Городец.)

Вопрос 4

Есть в Подмосковье деревня, жители которой уже более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи – подноса.
Под кистью народных мастеров – умельцев живописцев этот предмет стал художественным произведением.

Собранные в букеты и вольно раскинувшиеся на блестящем черном фоне садовые или полевые цветы несут людям радость жизни, поэзию вечного цветения природы. Где этот народный промысел? (Жостово.)

Вопрос 5

Эти изделия ярки и красочны, словно пронизаны солнцем. Роспись этой посуды выполняется кистевыми приемами без предварительного нанесения контура рисунка. Основной прием росписи – «травный», основные цвета: красный, чёрный и жёлтый. Откуда пришли к нам эти горящие золотом ложки, туески, плошки? Эту посуду знают во всем мире. А вы ее, ребята, узнали? (Хохлома.)

Вопрос 7

Вьется ниточка льняная –
Не простая:
Образует она
Кружева. Где делают самые знаменитые кружева? (В Вологде.)

Молодцы!

Слайд 44

Красна песня ладом,

А сказка складом.

Сказке конец,

А кто слушал молодец!

И надо бы каждому молодцу

Да по огурцу,

Да пока вы сказку слушали,

Огурцы на огороде

Зайцы скушали,

Вот вам и не досталось.

Спасибо за внимание!

 

Использованные Интернет-ресурсы

1. Народные промыслы России: сценарий внеклассного мероприятия [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/stcenarij_vneklassnogo_meropriyatiya_101640.html.

2. Русские народные промыслы: сценарий мероприятия [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/stsienarii-mieropriiatiia-russkiie-narodnyie-promysly.

3. Город Мастеров: сценарий мероприятия по декоративно-прикладному искусству [Электронный ресурс], - Режим доступа:

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/stsienarii-mieropriiatiia-po-diekorativno-prikladnomu-iskusstvu-v-4-klassie-gorod-mastierov.

4. Витиеватая история. Русские кружева [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://www.theartnewspaper.ru/posts/2822/

5. ЧТО ТАКОЕ РУССКОЕ КРУЖЕВО? ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО

[Электронный ресурс], - Режим доступа: https://penzavzglyad.ru/chto-takoe-russkoe-kruzhevo-vologodskoe-kruzhevo.dhtm.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: