Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)




В результате изучения данного курса студент будет

знать

• понятийный аппарат науки

• методы формальной логики;

уметь

• адекватно выражать в мыслях разнообразно содержательную информацию;

• использовать полученные знания при ведении дискуссий, споров, поиска истины;

• вырабатывать стратегию и тактику управленческой деятельности.

Иметь навык

• аналитической проверки логической правильности собственных рассуждений и позиции оппонента;

• постановки проблем и проверки гипотез; е культуры общения, перспективных линий жизненного поведения.

В процессе освоения дисциплины «Логика» студенты должны обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

• умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способностью к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям; способностью использовать для решения задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-9);

• умением общаться четко, сжато, убедительно; выбирая подходящие для аудитории стиль и содержание (ПК-30).

Содержание дисциплины «Логика»

Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

Сущность мышления и предмет логики. Понятия логической формы, логического закона. Основные семантические категории логики: предмет, знак, термин, имя, предикат, высказывание, логические переменные, логические константы, кванторы. Символическое изображение логических переменных, констант и кванторов.

Контрольные вопросы:

1. Что значит определить предмет логики?

2. Какие грани мышления изучает логика?

3. Какое значение имеет язык в определении логики?

4. Что называется выполнимой логической формулой?

Тема 2. ПОНЯТИЕ. ЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

Существенные и несущественные признаки предмета. Сущность понятия. Структурные элементы понятия. Закон обратного соотношения содержания и объема понятия

Разновидности понятий по объему: общие, единичные, нулевые. Общие регистрируемые и нерегистрируемые понятия. По содержанию: положительные, отрицательные; конкретные, абстрактные; соотносительные, безотносительные; собирательные, не собирательные.

Отношения между понятиями: сравнимые, несравнимые; совместимые, несовместимые. Отношения совместимости: тождество, пересечение, подчинение. Отношения несовместимости: внеположенность, соподчинение, противоположность, противоречие. Знание сущности, структуры, видов понятий и отношений между ними - основа для уяснения других логических форм мышления.

Логические операции как действия, направленные на раскрытие содержания и объема понятий. Сущность, структура и виды определений. Номинальные и реальные, явные и неявные определения. Способы явного определения понятий. Способы неявного определения. Правила определения понятий и возможные ошибки.

Логические операции обобщения и ограничения понятий.

Контрольные вопросы:

1. Что значит определение понятия как формы логического мышления?

2. Как образуется понятие?

3. Чем различаются пустые и непустые понятия?

4. Как можно соотносить понятия по объёму?

5. Каков состав определения?

6. Каковы правила определения и ошибки в определениях?

Тема 3. ТЕОРИЯ СУЖДЕНИЯ

Сущность суждения как логической формы мышления. Структура суждения. Виды суждений: простые, сложные Отношения между суждениями. Логические связки. Таблицы истинности. Отношения между сложными высказываниями. Другие виды высказываний.

Контрольные вопросы:

1. В чем выражается суждение?

2. Какова логическая форма суждения?

3. Как суждения можно разделить по качеству?

4. Какие суждения называются простыми? сложными?

 

Тема 4.ТЕОРИЯ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

Непосредственные умозаключения. Общая характеристика умозаключения. Дедукция и индукция. Простой категорический силлогизм. Общая характеристика силлогизма. Общие правила силлогизма. Превращение. Обращение. Противопоставление предикату. Проверка силлогизмов. Индуктивные умозаключения. Общее определение индукции. Виды индукции. Индуктивные методы установления причинных связей.

Контрольные вопросы:

1. Что называется умозаключением?

2. Что называется дедуктивным умозаключением?

3. Сформулируйте правило простого категорического силлогизма.

4. Дайте общее определение индукции.

 

Тема 5. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫЛОГИКИ. ГИПОТЕЗА

Основные законы логики и их нормативное значение в следственной и опе­ративной деятельности.

Закон достаточного основания и его методологическое значение. Типичные ошибки, связанные с нарушением закона достаточного основания в правоприме­нительной деятельности. Необходимые и достаточные условия.

Закон тождества, его методологическое значение, идентификация и опо­знание.

Закон не противоречия, его применение при анализе текстов и высказыва­ний. Закон исключенного третьего как нормативный принцип правоприменитель­ной деятельности.

Проблема редукции законов логики. Классическая и многозначная логики.

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные логические законы.

2. Как применятся законы в жизни.

3. Что приводит к появлению редукции законов.

 

Тема 6. ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ

Понятие и виды вопросов. Способы постановки вопросов.

Понятие и виды ответов. Способы ответов.

Правила аргументации. Способы аргументация. Применение аргументации к различным видам вопросов.

Закон тождества, его методологическое значение, идентификация и опо­знание.

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные виды вопросов.

2. Каким правилам необходимо придерживаться при ответе на вопрос.

3. К чему приводит нарушение правил аргументации.

 

Планы семинарских (практических) занятий.

Тема 1. Понятие

План:

1. Общая характеристика понятия

2. Образование понятий

3. Объем и содержание понятия

4. Обобщение и ограничение понятий

Основная литература: [1] – Глава 6, [2] – c.56-64

Тема 2. Суждение

План:

1. Общая характеристика суждения.

2. Виды и структура простого суждения.

3. Логические связки.

4. Таблицы истинности. Отношения между сложными суждениями.

5. Законы логики.

Основная литература: [1] - Глава4, [2] – c. 69-74

Тема 3. Умозаключения

План:

1. Непосредственные умозаключения.

2. Общие правила силлогизма.

3. Общее определение индукции.

4. Виды индукции.

5. Индуктивные методы установления причинных связей.

Основная литература: [1] – Глава5, [2] – c. 91-114



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: