Название бренда: Спас в Раменье.




Муниципальное образование «Муравьевское»

Объекты показа:

- Георгиевская часовня, 2018 г., д. Першинская;

- праздник «Спасов день» в д. Першинская, ежегодно 14 августа

 

Территория современного МО «Муравьевское» до Революции 1917 г. входила в состав Усть-Вельской волости Вельского уезда. В начале XX в. в ее состав входило 116 деревень, и она была второй по численности населения волостью в уезде. Число жителей по данным на 1900 г. составляло 10285 чел.

С образованием в 1929 г. Вельского района данная волость вошла в состав Усть-Вельского сельсовета. 25 ноября 1986 г. в результате разделения территории был образован Муравьевский сельсовет. В 2006 г. было создано муниципальное образование «Муравьевское» с центром в д. Вороновская. На 1 января 2018 г. численность его населения составляла 4394 чел. Сегодня это одно из активно развивающихся муниципальных образований Вельского района.

Деревня Першинская (Раменье) расположена в стороне от крупных автодорог. Путь к ней идет по грунтовой лесной дороге Горка-Муравьевская – Ефремковская с большим числом поворотов. Этой дорогой пользовались местные жители и путешественники и более 100 лет назад. В эту деревню в XIX в. ежегодно 1 августа (по старому стилю) на праздник «Происхождение честных древ честного и животворящего креста Господня» стекались от 10 до 15 тысяч богомольцев не только из соседних уездов, но даже из других губерний: Вятской, Архангельской, Олонецкой, Новгородской.

Центром праздника была деревянная Георгиевская часовня, известная в народе под названием «Спас в Раменье» в д. Першинский починок. Ее описание встречается в исторических источниках за 1692 г. Часовня была поставлена на открытом холме в д. Раменье. Входным крыльцом обращена к жилым домам, выстроенным вдоль дороги и образующим однорядную линейную систему планировки. Она хорошо просматривалась со стороны деревни, доминируя над окружающим ландшафтом. По своей архитектуре она относилась к типу деревянных клетских построек, стены которой рублены «в обло» из бревен, на фундаменте из валунов. Окна часовни были устроены большие, 3-х частные, центральная составляющая которых возвышалась своим полуциркульным завершением. Кровля основного объема часовни ‒ четырехскатная.

В исторической памяти местных жителей сохранилось предание, что в часовне находилась явленная икона Вседержителя Иисуса Христа, которая была обретена у родникового колодца за изгородью крестьянского дома в деревне Левковский починок (Дворище) еще в конце XV в. На иконе были изображены шесть поясных ликов в два ряда: Вседержитель, Илья Пророк, Николай Чудотворец, великомученик Георгий, бессребреники Косьма и Дамиан. Явленная икона была отнесена в Ракульскую церковь, но через некоторое время вновь обнаружена на первоначальном месте. После этого ее уже не возвращали, а отнесли в Георгиевскую часовню.

В 1722 г. Георгиевская часовня была разрушена, все иконы по указу архиепископа переданы в Вельскую Троицкую церковь. В 1734 г. часовню построили вновь, иконы вернули. Явленная икона была покрыта медной подбеленной ризой и размещена в киоте под стеклом. Там она располагалась до постройки каменной церкви, освященной 8 октября 1873 г. (по старому стилю) во имя Всемилостивого Спаса. Церковь была каменная двухсветная с окнами арочного типа, с одной главкой, увенчанной четырехконечным крестом. С востока к церкви примыкал пятигранный алтарь. Церковь находилась в одной связи с колокольней, заканчивающейся высоким шпилем с четырехконечным крестом. Судя по фотографии, сделанной учителем Иваном Федоровичем Лукинским в 1912 г., вокруг церкви была ограда на фундаменте из валунов с кирпичными массивными столбами. При установке иконостаса храма была сделана копия с явленной иконы, но большего размера. Позднее копия была украшена серебряной ризой по размеру доски и золотым венчиком вокруг головы Спасителя. Храм находился на правом берегу ручья Коробова (впадающего в р. Большая Чурга), часовня – на его левом берегу.

Службы в часовне совершались главным образом в праздники: 23 апреля и 1 августа (по старому стилю). Оба служения состояли из всенощной, частных молебнов и крестного хода до р. Большая Чурга. Здесь совершалось освящение воды. Часть паломников самостоятельно погружалась в воду. Некоторые из них снимали одежду и бросали ее в воду, как бы жертвуя ею, а бедные ее впоследствии ловили. Также в Георгиевскую часовню ежегодно 1 августа жертвовалось разные вещи ‒ по обету, вследствие какого-либо несчастья, случившегося с самим жертвователем, его родными, а более всего ‒ со скотом. Крестьяне жертвовали говядину, лен, куриные яйца, лошадей, коров и другое ценное имущество. Общая сумма составляла от одной до двух тысяч рублей. Здесь существовала традиция продавать пожертвованные вещи сразу после окончания церковных служб. Приобретали их все желающие. Вырученные деньги поступали в приходскую Ракульскую Михайло-Архангельскую церковь.

В 1930 г. церковь закрыли. Колхоз использовал здание как зернохранилище. В 1937 г. здание было продано лесопункту «Шокша» как кирпич. Иконы были переданы кладбищенской Успенской церкви г. Вельск. Копийная икона была разрублена топором и использована на растопку печи, риза и венчик сняты и сданы в Торгсин. Судьба подлинной явленной иконы неизвестна...

На 1976 г. здание часовни использовалось под магазин сельсовета. С западного фасада была сделана пристройка – склад магазина. Из паперти был прорублен выход в помещение склада. Простенок между храмом и папертью внутри часовни расширен. В 2013 г. часовня была отреставрирована, ей был возвращен подлинный крест, но 11 февраля 2018 г. она сгорела. В том же 2018 г. часовня была воссоздана в исторических размерах.

Объекты показа:

1) Георгиевская часовня, 2018 г., д. Першинская. В 2013 г. часовня была отреставрирована, ей был возвращен подлинный крест, но 11 февраля 2018 г. она сгорела. В том же 2018 г. часовня была воссоздана в исторических размерах.

2) Праздник «Спасов день» в д. Першинская, ежегодно 14 августа.

В 2014 г. в д. Першинская возобновилось празднование традиционного православного праздника «Спас в Раменье», в ходе которого совершается молебен в Георгиевской часовне, проходит крестный ход и освящение воды реки Большая Чурга, купание в реке. Праздник в отдаленном от города тихом лесном уголке посещают и по одиночке, и семьями. В завершение проходит освещение и продажа мёда и общая трапеза.

 

Литература и источники:

Административно-территориальное деление Архангельской губернии и области в XVIII - ХХ веках: справ. - Архангельск, 1997. ‒ С. 62-65, 100-102, 131-135.

ВКМ н-всп 1418. Белов А.А. Легенда о явленной иконе. Г. Вельск, 1964 г. [Рукопись]. - Л. 11.

Вологодские губернские ведомости (далее – ВЕВ). ‒ 1865. ‒ №21. ‒ С. 177.

ВЕВ. - 1873. - №22. - С. 424.

Воронов П. Георгиевская часовня // ВЕВ. ‒ 1865. ‒ №8: Прибавления. ‒ С. 274-186.

Воспоминания Завьялова Алексея Юрьевича, 1960 г.р., г. Вельск, участника восстановления Георгиевской часовни. Г. Вельск, 29.01.2019 г. Хранятся в научном архиве музея.

Дубинина Е. И благодать сошла на Раменскую землю... // Вел. неделя. ‒ 2013. ‒ 22 авг. ‒ С. 17.

Историческая справка о Раменской Спасской церкви / сост.Цаплина Т.Н. – Вельск, 2012. – [рукопись]. Хранится в научном архиве музея.

Материалы по оценке земель Вологодской губернии. Т.4: Вельский уезд. ‒ Вологда: типография Знаменского и Цветова, 1909. – С. 235-236.

Паспорт памятника истории и культуры «Часовня» (Пакшенгский с/с). 1976 г. Хранится в научном архиве музея.

Празднование дня 1-го августа в селе Раменье Вельского уезда // ВГВ. - 1886. - №37: Ч. неоф. - С. 7.

Шушвал Н.А. Храмопопечение в традиционной православной обрядности // Вестник С(А)ФУ. - 2014. - №2. - С. 23.

Свершилось чудо в Раменье // Вельск-инфо. – 2013. – 20 ноября. – С. 19.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: