Государственный строй Древнего Египта




1. Основные черты государственного строя в период Раннего царства В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей.

В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.

2. Основные черты государственного строя в период Древнего царства Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления.

Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство проводились под его общим руководством.

3. Основные черты государственного строя в период Среднего царства Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - происходит замена независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.

4. Основные черты государственного строя в период Нового царства Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну.

5. Армия Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведения военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. Кадрового офицерства не было, во главе военных отрядов выступал сам фараон или назначенный им сановник; в период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. В период Среднего царства возникает кадровое офицерство. В Египте начинает формироваться царская гвардия и личная охрана царя.

6. Судебная система Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации.

В Древнем царстве в качестве местного суда выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции относились споры о земле и воде, семейные и наследственные отношения.

Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял сам фараон или везир, которые могли пересмотреть решение любого суда.

4) Древний Вавилон – общественное и государственное устройство при царе Хаммурапи

Вавилонское право

Однако прославился Хаммурапи не только этим, а и тем, что придумал законы – источники права, регулирующие многие области жизни людей, от владения собственностью до заключения браков. Этот свод законов был настолько полным, что впоследствии его превзошли только позднейшие правовые нормы Древнего Рима.

Основные законы были закреплены на так называемом “столбе Хаммурапи” – стеле из базальта. На ней высекли надписи клинописью, который мог прочитать любой грамотный человек.

В “Законе Хаммурапи” нет элементов морализаторства и религии, за исключением фразы о том, что власть царя исходит от богов.

Древний Вавилон: общественный и государственный строй

Будучи рабовладельческим государством, Вавилон имел неоднородный состав населения. Как и в других государствах Древнего Востока, общество разделялось на свободных людей и рабов. Последние считались просто вещью, переходили от хозяина к хозяину и занимали низшую позицию на социальной лестнице. В то же время на их труде была построена экономика Древнего Вавилона.

Но и у рабов была своя градация, о чем свидетельствует таблица:

Принадлежность рабов Их права
Частновладельческий Принадлежал своему господину, мог быть продан, отдан в уплату долга или для отработки его ростовщику, имели небольшое имущество
Храмовый Служили при храмах, считались собственностью общины
Царский Служил при дворце, мог жениться на свободной женщине, его дети были свободными людьми

Государственный строй

Это государство было классическим образцом восточной деспотии. Главой был царь, который сосредоточил у себя в руках все виды власти, он создавал законы, судил, был главным военачальником и имел все полномочия для исполнительной власти. Делами государства занимались военное ведомство, финансовое, а также ответственное за публичные работы.

 

5) Общая характеристика Свода законов Хаммурапи. Роль царя в становление Вавилонского законодательства. Правовое регулирование имущественных и договорных правоотношений.

В 1901 г. французская археологическая экспедиция, производя раскопки города Сузы в Эламе к востоку от Вавилона, обнаружила базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Эта уникальная находка оказалась открытием древнейшего на земле свода законов, составленного в царствование Хаммурапи. В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, стоящий перед троном, на которомвосседает верховный бог Вавилона —Мардук. Правитель держит в руках жезл — символ судебной власти, врученный ему богом. Стремление представить царские законы имеющими божественное начало было в обычае у всех древних законодателей, пытавшихся таким образом придать им большую силу. Так, у древних евреев законодатели 32 Раздел I. Государство и право Древнего Востока пытались представить составленные ими законы неожиданно найденными в храме, а древние египтяне верили в то, что их легендарный царь-законодатель Сесострис получил законы из рук богов. Свод законов Хаммурапи состоит из 282 статей, явно читаемый текст сохранился в 247 статьях, остальные оказались стертыми. Выставленный на городской площади «столб законов» должен был служить правосудию, совершавшемуся здесь же, и одновременно напоминать: никто не может отговариваться незнанием права.

Статьи следовали друг за другом, подчиняясь принципу бытовой ассоциативности (в системе Законов еще не было особых юридических приемов). Так, после статей, посвященных отношениям отца с усыновленным и возможных пренебрежениях взаимным долгом, шла статья о наказании сына за избиение отца, завершавшая раздел о семейном праве; а первая статья следующего раздела — 196-я — вообще начинала перечень возможных повреждений в результате избиения одного человека другим. Статьи описывали исключительно конкретные случаи и тем самым давали законченные наставления судье: если выяснятся такие-то обстоятельства и не будет тех-то условий, то вынеси такое-то решение (почти каждая статья и начиналась с «Если…»). Такое построение правовых норм характерно для всего древнего права, не стремившегося к излишним и не полезным для тогдашней практики обобщениям; оно получило название казусного

Право собственности. Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.

Обязательства. Взаконах Хаммурапи имеется ряд статей, регулировавших аренду земли, которая играла, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно 1/3 урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавали за 2/3 урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из- объема урожая, выращенного соседями.

 

6) Принцип «Талиона» в уголовном праве царя Хаммурапи

Законы Хаммурапи устанавливают суровые наказания за похищение чужой собственности (особенно за кражу рабов, грабеж, кражу со взломом и кражу во время пожара), за прелюбодеяние и другие преступления против семьи, за злоупотребление властью, за телесные повреждения и т. п. Карательная система Законов Хаммурапи предельно проста: почти за все преступления полагается смертная казнь. Это наказание применяется либо из-за особой, с точки зрения вавилонских правоведов, опасности того или иного преступления (например, против собственности), либо по принципу талиона – воздаяния равным за равное (в случае даже неумышленного, но неосторожного причинения смерти). Талион применялся также и в большинстве случаев других правонарушений: преступивший закон возмещал тот самый ущерб, который он нанес или (при лжесвидетельстве, ложном доносе и т. п.) только пытался нанести потерпевшему. Принцип талиона был известен месопотамскому законодательству и раньше, но только в Законах Хаммурапи он проводится столь широко и последовательно. К другим видам наказания прибегают очень редко. Денежное возмещение, ранее занимавшее важное место в законодательстве Двуречья, ныне применяется главным образом, когда потерпевшим является мушкенум, а не общинник.

Приговоры о смертной казни или членовредительном наказании приводились, видимо, в исполнение немедленно и публично. Только в случае прелюбодеяния муж имел право «простить» жену и тем самым даровать ей жизнь. Но тогда помилованию подлежал и ее сообщник. Мужчин, вероятно, как и раньше, умерщвляли оружием, а женщины подвергались утоплению. Особые виды смертной казни (сожжение, сажание на кол) применялись лишь в редких случаях наиболее тяжких преступлений женщин.

Суд как по гражданским, так и по уголовным делам происходил публично. Процесс носил состязательный характер, т. е. заинтересованные лица сами должны были возбуждать дело и поддерживать свои претензии или обвинения. В качестве доказательств могли служить письменные документы, свидетельские показания и ордалия – «суд божий». Ордалия могла состоять в испытании водой: обвиняемого бросали (или он сам бросался) в реку. Если Река (т. е. бог реки) «забирала» его, он признавался виновным. Если же обвиняемый выходил из реки невредимым, он считался оправданным. Отказ подвергнуться испытанию был равносилен признанию вины. Другим видом ордалии была клятва богами: считалось, что ложная клятва навлечет неминуемую кару богов. Отказ от клятвы тоже считался равносильным признанию. Никаких сведений о применении пыток или о каких-либо началах розыскного процесса до нас не дошло.

 

7) Общая характеристика законов Ману как первой индийской кодификации права.

В Древней Индии понятие “право” было неизвестно. Жизнь индийцев подчинялась скорее этическим, чем правовым нормам. При этом эти нормы носили явный отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы) содержались в сборниках - дхармашастрах.

Наиболее известная дхармашастра - законы Ману (Ману - мифический Бог). Эти законы появились в период 2 в. До н. э. и 2 в. Н. э. Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме 2-стиший (шлок). Немногие статьи имеют непосредственное правовое содержание (8-9 главы). Всего 12 глав. Главное в законах Ману - закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение, согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью законов Ману является религиозная окраска всех его положений.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ КАСТОВОГО СТРОЯ В ЗАКОНАХ МАНУ.

Кастовый характер права усматривается в системе преступлений и наказаний. Лица высших варн (2-рожденные) несли меньшую ответственность за преступления, чаще всего - покаяние, штраф. Тяжесть уголовной репрессии падала на шудр, людей из низших каст, обездоленных. Брахман за убийство нес покаяние - ему брили голову, вор из низшей касты умерщвлялся. Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости вороны, собаки.

В период создания законов Ману в Индии хорошо понимали разницу между собственностью и владением и охране частной собственности уделялось большое внимание. Было 7 способов возникновения права собственности - наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, зарплата, милостынь. Также был способ “давность владения” - 10 лет, только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, то она возвращалась законному владельцу. Основной вид собственности - земля (земли - царские, общинные и частные). Царь не был собственником всей земли, но он охранял землевладельцев и получал за это налоги. Наиболее важное движимое имущество - рабы, скот, инвентарь (наверное сельскохозяйственный). Община стремилась ограничить частное землевладение.

8) Афинское государство в реформах Солона и Клисфена

В VI в. до н.э. в Афинанх складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарноденежных отношений привело к дальнейшему расслоению свободного населения. В результате возникли противоречия между эвпатридами и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремившимися к власти.

Эти противоречия выступали как противоречия между родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 г. до н.э. Главной целью его реформ было примирение интересов враждующих группировок свободных. Реформы явились важным этапом в образовании государства в Афинах.

Центральным пунктом экономических реформ Солона явилось юридическое признание частной собственности, в том числе на землю, и допуск купли-продажи этой земли. Солон ограничил собственность эвпатридов в пользу торгово-ремесленных, купеческих и крестьянских слоев населения. Он установил предельный размер владения земельной собственностью, предоставив возможность безземельным и малоземельным крестьянам выкупить излишки земли у тех, кто владел ею сверх установленной нормы. В интересах крестьян он учредил разъездные суды.

Солон провел долговую реформу - сисахфию. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу - выкупались. Долговое рабство в Афинах было отменено.

С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Он закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые - ко второму и т.д.

Кадый разряд имел определенные политические права: государственные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) - только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в четвертый, низший разряд, этих прав были лишены, но могли участвовать в народном собрании

Одновременно Солон сделал уступки бедноте и эвпатридам. Интересы первой получили отражение в создании судебного органа (гелиэи), в который мог быть избран любой афинский гражданин. В интересах других был учрежден новый орган управления - Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени.

Реформы Солона нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они вызвали недовольство родовой аристократии, не удовлетворили полностью демос и привели к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560 - 527 гг. до н.э.).

Писистрат конфисковал земли эвпатридов, погибших в междоусобной войне или бежавших за пределы Афин. Поделил эти земли между малоземельными и безземельными крестьянами. Крестьяне получили от государства дешевый кредит.

Кроме того, Писистрат построил значительный торговый и военный флот, создал постоянное войско, занялся градостроительными работами, возложил бремя государственных и общественных тягот на богатых, введя десятипроцентный подоходный налог, часть которого использовал на содержание постоянного войска.

При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания Писистра была свергнута. Богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавляемая Клисфеном, изгнала спартанцев и закрепила свою победу новыми реформами.

Реформы Клисфена, проведенные в 509 г. до н.э., ликвидировали в Афинах остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени. Аттика была разделена на десять территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории (триттии) - городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились в свою очередь на демы (кварталы). Было создано 100 самоуправляющихся демов.

Клисфен упразднил Совет четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил Совет пятисот (булэ). Совет руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Был создан еще один орган - коллегия десяти стратегов.

Для предотвращения попытки аристократии реставрировать старые порядки при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма, изгнание граждан, опасных для государства, на десять лет за пределы Афин без конфискации имущества.

Историческое значение реформ Клисфена состояло в том, что в результате их проведения в жизнь был нанесен сокрушительный удар по родовому строю и завершен процесс образования государства в форме демократической рабовладельческой республики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: