В педагогической литературе существует три точки зрения на методическую деятельность (МД).




1) Методическая деятельность сводится к работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области.

2) К методической деятельности относят деятельность, связанную с обучением конкретному предмету. В этом случае специфика методической и обучающей деятельности по предмету не рассматриваются, а термины «методическая деятельность» и «обучающая деятельность» используются как синонимы.

3) Методическая деятельность – это совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой, это самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога профессионального обучения.

Сегодня выделяют несколько видов методдеятельности.

Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование.

К видам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, многие авторы относят:

- анализ учебно-программной документации, методических комплексов/ материалов;

- методический анализ учебного материала;

- планирование системы занятий теоретического и практического

обучения;

- моделирование и конструирование форм предъявления учебной

информации на занятии;

- конструирование деятельности учащихся по формированию

технических понятий и практических умений;

- разработку методики обучения по предмету;

- разработку видов и форм контроля профессиональных знаний,

умений и навыков/ оценочные средства;

- управление и оценку деятельности обучающихся на уроке;

- рефлексию собственной деятельности при подготовке к занятию и

при анализе его результатов.

Основной целью методической деятельности педагога является обслуживание практики обучения.

Методическая деятельность не поддается наблюдению, так как приемы и способы ее существования представляют собой сложный мыслительный процесс.

Любая деятельность характеризуется объектом и предметом труда. Объектом МД является процесс формирования знаний, умений, навыков, профессиональных компетенций.

Предмет МД составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредовано через методические продукты, созданные в процессе методического проектирования и конструирования.

Результат (продукт) МД – методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; приемы и методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы и т.д.

В связи с этим можно выделить следующие функции МД:

- аналитическая – анализ результатов обучения;

- проектировочная – перспективное планирование, разработка содержания обучения, планирование и подготовка обучающей деятельности;

- конструктивная – отбор, оформление учебной информации для

занятия, выбор форм предъявления учебного материала;

- нормативная – определение и разработка средств обучения, способствующих выполнению ФГОС, требований учебных программ;

- исследовательская.

Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений. Это важно.

Умение - это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний.

В зависимости от степени сложности умения подразделяют на уровни.

Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. Он включает:

1. Умение проводить анализ учебно-программной документации

по обучению специалиста.

2. Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.

3. Умение выполнять анализ содержания учебного материала учебника.

4. Умение проводить методический анализ локального отрезка

учебной информации.

5. Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решений задач, опорные конспекты и т.д.

6. Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний, умений и навыков.

9. Умение разрабатывать различные формы организации учебной и учебно-практической деятельности учащихся.

10. Умение проводить анализ занятий.

Второй уровень - применение отдельных методических приёмов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. В него входит:

1. Умение планировать систему занятий по изучаемой теме на основе методического анализа.

2. Умение планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по профессиональной деятельности.

3. Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции.

4. Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею.

5. Умение применять методы теоретического и производственного обучения.

6. Умение анализировать методические разработки.

Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приёмов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. К этому уровню относятся:

1. Умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике.

2. Умение создавать вариативную методике обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения.

3. Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять её в методических рекомендациях.

Таким образом, осознание того, что методическая деятельность имеет качественно иной характер, чем обучающая деятельность, поможет педагогу профессионального обучения понять значимость влияния методического продукта на результат формирования профессиональных компетенций.

 

Важным условием успешной методической деятельности является правильный выбор таких ее концептуальных оснований, как принципы.

Это такие принципы, как:

- принцип научности,

- непрерывности образования;

- индивидуализации образовательных целей и программ;

- коллективной природы педагогического процесса.

Принцип непрерывности образования предполагает, что любую жизненную ситуацию педагог превращает в образовательную для себя. Поэтому, образовательная среда для педагога - это набор жизненных ситуаций, в которых он действует, приобретая знания и опыт.

Образование - это процесс индивидуальный, поскольку речь идет о качественном преобразовании субъектом самого себя. Оно субъективно по своей природе и связано с приращением знаний, способов, культурных ценностей в человеке. Поэтому образовательные цели и задачи должны быть максимально индивидуализированы. Принцип индивидуализации проявляется через составление и реализацию индивидуальных программ педагога.

Все эти принципы взаимосвязаны и взаимообусловлены. В этой целостности заключается основа модели методической деятельности в образовании.

………………………………

В помощь:

1. Галкина Т.И. Организация и содержание методической работы в современной школе: кн. современного завуча [Текст] / Т. И. Галкина, Н. В. Сухенко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 384 с.

2. Макарова, Т.Н Планирование и организация методической работы в школе [Текст] / Т.Н Макарова – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

3. ж. "Методист": учредитель – издат. Дом "Методист", выходит ежемес.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: